Как глубока и удивительна древняя литургическая традиция Православия. Хотя многое в истории потеряно или затемнено, но благодаря научным исследованиям все вновь раскрывается в своем первоначальном свете. Это подобно открытию иконы в начале XX века. Теперь дело за немногим: обогатить этим практическую церковную жизнь.
«Погребение в настоящее время не входит в списки церковных таинств, но оно долгое время, до XII века, существовало в церкви и осознавалось всеми и везде именно как таинство. Современный чин церковного отпевания и даже оставшиеся в нём элементы таинства погребения сильно затемнены другими моментами. Нынешнее отпевание приобрело совсем другой характер, очень отличающийся от того ощущения и осмысления смерти и жизни человека, которое было присуще христианам с апостольских времён».
***
«Любопытно, что слово “уснув” – по-славянски звучит “успнув”. Отсюда происходит и слово “успение”, т. е. состояние какого-то «сна» от момента земной кончины человека до момента откровения Небесного, Божьего Царства, явившегося в его силе и полноте, в его совершенстве.
Вообще говоря, древняя церковь старалась не расписывать в каких-либо подробностях состояние человека после его смерти. Она старалась не давать на эту тему никаких образов и картинок. Она очень просто объясняла состояние “души” или духа человека до Последнего Суда и откровения Царства Божьего через понятие “успения”».
***
«Ещё нам может быть интересно чинопоследование погребения из Схиматоло́гия XI века. Сначала читали 118-й псалом, потом шли различные чтения, в первую очередь из Священного писания, затем помазывали святым маслом, как после крещения, потом происходило прощальное приветствие через “последнее целование” усопшего и шествие с пением Трисвятого к могиле, где совершалось чтение паремии Великой субботы, что уподобляло погребение христианина погребению Христа. Схиматологий же XII века имеет уже три разновидности погребального обряда: для монахов, мирских и детей».