Личный блог

Версия для печати

Должен ли христианин защищать свои честь и достоинство

"Защита чести и достоинства — это не просто человеческие вещи, это и дело Божье"

29.11.2023

Что значит отстаивать своё достоинство в обществе или в церкви? Ведь церковь тоже функционирует как общество в наше время, вовсе не как община. Если кто-то или что-то, какая-то сила, не обязательно личностная, но даже и безличная, как интернет, попирает твоё достоинство, должен ли ты молчать? Ведь часто клевету, дурные слухи распространяют не какие-то боты, незнакомцы, а те, на кого ты хотел бы смотреть как на братьев. Да, нам заповедано подставлять другую щёку — и нужно это делать. Но как быть с общественным пространством, с людьми, кого клевета отравила? Оставить их разбираться со всем самим? Полагать всю ответственность на Бога, который должен защитить “малых сих” от волков, не удосужившихся возрасти до качеств порядочности и правды? Конечно, иногда ты не можешь защитить своё достоинство совсем: тебе не дают слова, тебя не слушают. Тогда ты способен только примером своей жизни отвечать на все недостойные выпады и унижение твоего личного достоинства. Но это всё-таки не единственный путь.
В любом приличном обществе всегда было большое желание сохранять честь и достоинство — и своего ближнего, и себя самого. Но в церковной и светской среде существовали специфические искажения этого здорового нравственного чувства. В светской среде защита собственного достоинства могла стать таким фетишем, что приводила, например, к дуэлям; в церкви же наблюдалась другая крайность: право на защиту собственного достоинства верующим человеком отрицалось, приводя к тирании и усиливая клерикализм. Почему-то считалось, что с верующим дозволено делать всё, что угодно, вытирать об него ноги, а он должен молчать в любом случае, а если не молчит, значит — гордец, или унижает достоинство церкви, или не ведёт себя как христианин.
Почему-то забывается, что Христос не всегда терпел заушения, Он знал времена и сроки. Так же, как и апостол Павел: он мог сказать, что он римский гражданин. Если отказываться от защиты своего достоинства, можно вскоре прийти к культивированию рабства как нормы, а это уже недостойно христианина. Меня эти тонкие вещи, различения очень волнуют. Рабствование — это не то, что должно быть в церкви или в обществе. А вот у нас его очень много, и часто не производится различения между христианским смирением и антихристианским рабствованием, сервилизмом. Исторически на Востоке, а значит и в восточном христианстве, часто унижалось человеческое достоинство, оно просто не замечалось: ибо коллективное, общее было на первом месте. Личное и личностное начало было подавлено этим общим, коллективистским началом. Поэтому мы очень страдаем от неумения сохранять и защищать как достоинство другого человека, так и своё собственное. Мы плохо понимаем, что защита своего достоинства не обязательно должна сопровождаться нелюбовью к оппоненту, даже если он твой враг. Это совсем не обязательно!
Защита чести и достоинства — это не просто человеческие вещи, это и дело Божье. И даже когда нам нужно потерпеть, подставить другую щёку, когда мы узнаём в этом правду — это тоже может быть вполне достойным жестом. Всем важно обретать это достоинство поступка, чтобы оно проявлялось помимо наших немощей.

comments powered by Disqus