Иисус, выйдя, увидел множество народа и сжалился над ними, потому что они были, как овцы, не имеющие пастыря; и начал учить их много.

Мк 6:34 
(Синодальный перевод)

Доклады

Тезисы о самых неотложных пастырских нуждах нашей церкви (еще раз к вопросу о традициях и реформах в ней) // Православная община. 1995. № 28. С. 41-48.

Читать далее

Священническое служение о. Георгий несет с 1989 года. Его пастырские принципы во многом сложились под влиянием его духовных учителей: о. Всеволода Шпиллера, о. Иоанна (Крестьянкина), о. Тавриона (Батозского) и о. Виталия Борового.

Значительную часть времени о. Георгия занимает духовное попечение о Преображенском братстве — содружестве тех, кто выбрал общий путь в церкви. Общая жизнь требует ежедневного терпения, смирения, взаимного прощения и примирения, самоотвержения и братской любви, здесь невозможно казаться, а не быть. Пример жизни и служения духовного попечителя братства вдохновляет и дает силы не только членам братства, но и многочисленным друзьям этого церковного православного движения.

Отец Георгий стремится собирать церковный народ в молитве, открывать через молитву целостность и многогранность православной традиции, давать людям возможность максимально глубоко и ответственно участвовать в богослужении. По субботам и в канун больших праздников, в Первую и Страстную седмицы Великого поста отец Георгий служит в Свято-Филаретовской часовне одноименного института. Богослужение в часовне совершается, в основном, на русском языке. В воскресные дни отец Георгий обычно служит в московском Новодевичьем монастыре.

«Самое большое искушение»

А. Колымагина: Отец Георгий, Вы не раз говорили, что буквально сразу после обращения к Богу мечтали о священническом служении в Церкви. Cлучилось так, что нести это служение Вам пришлось в тяжелых обстоятельствах, не только восстанавливая разрушенные храмы и разрушенные многолетним атеизмом души, но и подвергаясь постоянным гонениям со стороны фундаменталистов. Оглядываясь сейчас на все эти годы, может быть, Вы желали бы, чтобы что-то сложилось в этом служении по-другому? От чего бы Вы не отказались ни при каких обстоятельствах?

Священник Георгий Кочетков: Очень трудно выделить собственно священническое служение из единой линии жизни. Все-таки по христианскому учению священником, в полном смысле слова, является каждый христианин, который принимает крещение и готов приносить его достойные плоды. Те, кого мы сейчас называем священниками, на каноническом языке называются пресвитерами, т.е. старшими, старейшинами в церкви. Конечно, христианин постепенно должен возрастать, и кого-то церковь признает в качестве старшего, старейшины, старца и т.д. Поэтому каждый священник должен понимать, что он имеет дополнительную ответственность не только за себя, не только за своих близких, не только за своих ближних в самом первом, первоначальном смысле этого слова, но за церковь, за то, чтобы в церкви сохранялась и раскрывалась любовь, чтобы в церкви сохранялось единство, мир, укреплялась вера, чтобы церковь была свидетельствующей любовью своей всему миру и т.д.

Мы все прекрасно помним о том, что люди не спасаются своими делами, даже если эти дела очень хороши, даже если эти люди совершенно святые, все равно мы спасаемся Любовью Христовой, мы спасаемся силой благодати Божьей, которая всегда выше всех наших человеческих даже самых замечательных и гениальных дел. Будем об этом помнить, не будем увлекаться своими делами, потому что иначе нам легко впасть в гордыню. Я очень хорошо знаю, как это бывает, нахождение в клире церковном может людей искушать, как недавно можно было прочитать в изданных дневниках о. Александра Шмемана, что духовная власть, власть над душами — это самое страшное орудие, самое большое искушение для человека. И люди действительно искушаются, становясь епископами или даже просто священниками, они как бы перерождаются не в лучшую сторону. Их действительно слишком увлекает духовная власть над людьми. Очень надо стараться, и я стараюсь тоже это делать, чтобы такого рода власть не привела к какой бы то ни было тоталитарной власти, к желанию господствовать над душами людей, над их судьбами. Мне кажется, это самое главное.

А. Колымагина: Как Вам кажется, в наши дни какие качества прежде всего необходимы священнику?

Священник Георгий Кочетков: Верность Богу. Понимание, что в первую очередь священник служит Богу, а потом уже выполняет приказы начальства, указы, распоряжения, держит руку на пульсе церковной жизни со всеми ее противоречивыми обстоятельствами и т.д. Я думаю, что это самое главное, самое трудное сейчас. Главное, именно потому, что трудное. Очень трудно бывает священнику найти правильный выход в разных случаях, когда нужно всем сердцем и совестью служить Богу, но привходят сложные обстоятельства или со стороны государства и общества или со стороны церковной власти. Потому что понятно, что в церковной власти, как и в светской сфере могут быть не всегда самые лучшие, самые достойные или тем более святые люди, и человеческие страсти проникают в эту сферу. И здесь есть и проявления невежества, и сребролюбия, и честолюбия, и чего хотите — всех тех грехов, с которыми мы встречаемся в обществе. И как, не разрушая церковного единства, единства в любви, не разрывать хитон Христов, тем не менее, бороться со всякой неправдой человеческой в богочеловеческом организме Церкви, это вопрос непростой. И священнику надо его решать, и решать достойно и постоянно, всегда. Он должен свою жизнь строить так, чтобы он мог разрешать эти вопросы, чтобы он мог и сам найти выход, и другим помочь его находить в аналогичных обстоятельствах.

Надо всегда сохранять свое христианское достоинство, свое лицо перед Богом, зная, что в первую очередь мы отвечаем пред Ним, а потом уже перед людьми. Да, перед людьми мы отвечаем: отвечаем перед родиной, перед народом, перед приходом, перед семьей, перед друзьями, если угодно — перед историей, перед культурой, перед природой даже. Мы отвечаем перед тварными вещами, но главная наша ответственность перед Богом. Поэтому именно закон совести, заповедь Божья, воля Божья, правда Божья и Дух Божий являются главным критерием качества христианской жизни. И это одинаково, что для священника, что для любого другого христианина, да и для любого человека, который хочет называться христианином.

Очень важно, чтобы тот, кто хочет быть священником, пресвитером, был действительно старшим, т.е. любящим отцом, жертвующим собой ради младших, а не господствующим над наследием Божьим, как сказано в Писании. Это очень трудно. Как было трудно в истории, также трудно и сейчас. Но — «все возможно верующему»!

Думаю, что каждому священнику нужно хорошее образование. Сейчас нельзя быть необразованным и в духовном плане, в гуманитарном плане, и в светском плане, и в научном плане. Невежественный священник — это, как правило, фанатик или человек безразличный, просто фразер или какой-нибудь карьерист. Это недостойно священнического сана. Не надо бояться ничего. Всем желающим стать на путь пресвитерского служения надо прежде всего изгнать страх. Как сказано в Писании: «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви» (1 Ин 4:18). Вот это надо прямо написать и за письменным столом поставить такую табличку каждому священнику, потому что больше всего недостатков у современного священства мы обнаруживаем там, где люди боятся человеческого суда, боятся всего: обстоятельств или того, «что скажет княгиня Марья Алексеевна».

Священнику необходимо иметь подлинное смирение, не превозноситься над другими людьми, какими бы они ни были, и подлинное дерзновение, а значит — мужество и свободу, в т.ч. свободу в слове. Это редкие качества в современном мире, но они совершенно необходимы священнику. Необходимо быть традиционным и в то же время свободным в традиции. Люди часто не могут найти здесь правильный выход. В разных ситуациях, когда нужно, с одной стороны, сохранять многовековую замечательную традицию церкви, с другой стороны не превращать ее в идолослужение или в обрядоверие, в служение букве, а не Духу. Священнику, конечно, в первую очередь надо научиться решать такие вопросы в отношении себя, и тогда он будет способен помогать другим, и тем самым служить Церкви, на что он и поставлен.

Духовные чада об отце Георгии

Троицкий храм в городе Электроугли

В сентябре 1989 года отец Георгий Кочетков был назначен настоятелем Троицкого храма в г. Электроугли Московской области. Как случалось в те годы, Троицкий храм был передан церкви в руинированном состоянии. В 1937 году он был закрыт, колокола сброшены. В храме поочередно были склад железа, зернохранилище, геодезический пункт. Со временем в нем обрушились своды, а местное население разбирало храм на кирпичи для своих частных нужд. Для богослужений отец Георгий временно приспособил помещение в подвале дома напротив Троицкого храма, разместив там освящённый временный престол. Несмотря на все сложности, здесь собиралось множество народа, в т.ч. знаменитый учёный, академик Сергей Аверинцев, реэмигранты Наталья и Игорь Сахаровы из Ленинграда и др. Как правило, храм наполнялся не столько местным населением, давно отошедшим от веры, сколько друзьями отца Георгия и членами Преображенского братства, еженедельно приезжавшими туда из Москвы.

Владимирский собор б. Сретенского монастыря

В конце 1990 года отец Георгий получил назначение во Владимирский собор бывшего Сретенского монастыря. В советское время монастырь был закрыт, на его территории размещалось хозяйство ОГПУ-НКВД. После 1958 года здесь были реставрационные мастерские. Братству, открывшему и восстановившему этот храм, с трудом удалось настоять на выезде реставраторов. На территории храма сразу начали работу воскресная школа, Огласительное училище, Московская высшая православно-христианская школа, Богословские курсы, иконописная мастерская, православный детский сад и многое другое. С конца 1993 и в 1994 г. начинается информационная война против о. Георгия и братства. Отбирается и восстановленный братством храм. Этот процесс сопровождается погромами со стороны новых хозяев храма.

Храм Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках

В 1991 году отец Георгий становится настоятелем другого открытого братством храма – Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках. В советское время этот храм был закрыт. В его помещениях размещался трест Арктикпроект, а после 1960 года —  музей «Морской флот СССР». В бывшей свечной лавке был табачный павильон. В течение года братство проводило крестные ходы и вело переговоры с дирекцией музея об освобождении помещений, затем помогало демонтировать экспозицию и грузить экспонаты. В последующие годы силами братства храм был восстановлен. Однако в результате грубой провокации, устроенной в 1997 году с целью опорочить о. Георгия и братство, и этот храм у него был отнят.