Публикации

Версия для печати

Церковь не для всех людей

Как возрастать в духовной жизни

16.11.2021
Пятидесятница; Византия. Константинополь; XI век; местонахождение: Германия. Берлин. Музей Боде (Bode-Museum); резьба по кости

Алексей Акинин: Часто сталкиваешься с тем, что у людей разная мотивация для жизни в Церкви: кто-то берёт на себя ответственность за церковную жизнь, кто-то ведёт себя более пассивно. Среди членов нашего Братства многие входили в церковь в 90-е: воцерковлялись, крестились, начинали братскую жизнь во времена «духовной оттепели». А сейчас время другое, изменилось и отношение к церкви – и в обществе, и во власти. Может, работает «теория поколений», устанавливающая определённые закономерности, зависимости между поведением, ценностями и поколением, к которому ты принадлежишь? Людям приходится уделять всё больше внимания работе и семье – то ли от трудной жизни, то ли наоборот от того, что жить стало проще и веселее и вопрос о бескомпромиссном целожизненном служении потерял былую остроту?

Священник Георгий Кочетков: Я понимаю, что у вас скоро юбилей, пять лет воцерковления, но у нас юбилей – 50, и те вопросы, которые вас заботят, и нас волновали несколько десятилетий назад. В каком-то смысле, на них можно ответить просто, ведь все ответы есть в Евангелии. Господь говорит: «Кто хочет следовать за Мною, пусть отречется от самого себя, и возьмет на плечи крест, и так следует за Мною» (Мк 8:34). Такие вопросы задают люди, которые ещё, видимо, не решили, хотят они идти за Христом или нет. А коли они не решили, то у них и соответствующее продолжение: «Может, настали другие времена». Если человек не решился идти за Христом, не определился, быть ему христианином или нет, то тогда зачем отвергаться себя, брать свой крест? Совсем не нужно. Другие же люди живут без этого, себя совершенно не отвергаются, никакой крест на свои плечи не берут и за Христом не идут. Что ж они – не люди? Они тоже люди. Но вот эта постмодерновая посылка, что все пути хороши, все идут к Богу и в рай – конечно, фальшива. И это самое главное, потому что Евангелие не для всех людей, и Церковь не для всех людей. Потенциально только для всех, а реально – нет. Это глубокая ошибка – думать, что весь мир должен стать Церковью. Может быть станет, но после второго Пришествия, не раньше. Церковь – это закваска. И каждый христианин должен чувствовать, что он закваска в этом мире, который гниёт, который… как сказать помягче-то? Тесто без закваски становится клёклое, опустившееся – это есть образ этого мира. Поэтому христиане должны быть солью земли и светом миру (Мф 5:13–14), но это выходит даже не у всех христиан. Некоторые думают, что это только для тех, кто уже укрепился в вере, утвердился в ней, прошёл какое-то испытание, то есть обычно после воцерковления на это нужно десять-пятнадцать лет. И вот для таковых, кто решился отдать своё сердце Богу, и говорится: «Вы соль земли и свет миру», то есть для тех, кто может думать не только об освящении жизни, а уже о её преображении – о том, чтобы принять заповедь: «Прежде всего заботьтесь о Царствии и о правде Его, а это все будет дано вам впридачу» (Мф 6:33).

Так что такие вопросы возникают у людей в первые годы церковной жизни, когда они ещё не встали как следует на ноги и у них ещё коленки дрожат. Но они этого не чувствуют, им кажется, что они живут, как все остальные. А когда встанут на ноги, таких вопросов не будет, потому что увидят, что альтернатив никаких нет. Если тебя Господь призвал стать светом миру и солью земли, то неужели ты откажешься, даже если это смертельно опасно, даже если это приведёт к потере жизни на земле, скажем, в раннем возрасте. Или к тому, чтобы на тебя смотрели, как апостол Павел говорит, как на сор, как на отбросы в этом мире (1 Кор 4:13). Но при этом апостол противопоставляет себя начинающим и говорит: «мы безумны Христа ради, а вы разумны во Христе; мы слабые, а вы сильные; вы прославлены, а мы недостойны» (1 Кор 4:10). А начинающие, конечно, могут сказать, что они прославлены, потому что у них ещё тщеславия много.

Братская жизнь – это ещё не узкий путь и не узкие врата, хотя, конечно, более узкие, чем, скажем, жизнь на приходе или в монастыре. Вот и всё, всё очень просто. Люди, которые выбирают Путь Христов и Дух Христов, которые рождаются от воды и Духа, а не просто от крещения в воде, – у них есть те же работа, семья, немощи плоти, но их почему-то это не смущает. Это нисколько не мешает их церковной и братской жизни. А те, у кого ещё коленки дрожат, тем дай Бог, чтобы хватило сил на одну лишь более-менее честную работу и более-менее благополучную семью.

Алексей Акинин: Но есть ещё такое ощущение, что если человек на что-то не решается сразу, а начинает пребывать в состоянии дрожащих коленок, то чем больше проходит времени, тем сложнее это решение принимать. С одной стороны, ты приходишь к выводу, что тебе и так неплохо, с другой – коленки бесконечно дрожать не могут, это какое-то серединное состояние, они рано или поздно расслабятся полностью. Пока человек не определился, он не может сам себе помочь, ему какого-то собственного запала не хватает. Значит, кто-то должен прийти ему на выручку? Или это вопрос, который можно решить только самостоятельно?

Священник Георгий Кочетков: Конечно, это прежде всего личное решение и личностный выбор. Помочь можно только одним образом – дать ему в руки Евангелие – и всё. А дальше пусть сам читает и делает выводы, чего он хочет. Просто есть два варианта дрожащих коленок. Один вариант, когда они ещё просто слабенькие, это свойство небольшого духовного возраста. Ничего, вырастет человек, окрепнет – это нормально. А второй вариант – когда человек уже должен был вырасти, но он живёт под колпаком страха за себя, за своё, за своих. Тут уже не поможешь. Можно помогать человеку возрастать духовно, а вот не потерять веру, надежду, любовь, свободу, истину может только сам человек. Каждый христианин должен знать, что его может постигнуть кораблекрушение в вере, он может прийти в состояние дрожащих коленок и всё потерять. Можно потерять веру, потерять Бога и ближних – всё. И важно, чего человек ищет, что для него важнее – призыв Божий, обращённый к нему, или собственное благополучие на земле, хорошее устройство. Но тогда евангельское слово не к нему, тогда ему в Церкви делать нечего, уж не говоря про Братство.

Мы же видели людей, которые проходили оглашение, а некоторые даже вступали в Братство, а потом отовсюду ушли – сначала в приходскую жизнь, допустим, или сразу в семейную, а потом вылетели отовсюду. И где они, и что они? Ничего, превратились в массу, в пыль, в прах. Так что вы ставите такие крутые вопросы. Но не знаю, будут ли услышаны ответы на них. Остаётся только надеяться, что поскольку вы ещё немножко юные в церковной жизни, то с опытом эти вопросы пройдут.

Алексей Акинин: Можно ли стать христианской общиной без ответа на эти вопросы?

Священник Георгий Кочетков: Община обычно всё-таки признак какой-то зрелости и совершённого выбора. Поэтому в общине приносится обет не только верности, но и служения. А служение предполагает самоотдачу и всё прочее, о чём я говорил. С другой стороны, без полного оглашения и вне опыта жизни Братства действительно нужно десять–пятнадцать лет на то, чтобы решить эти вопросы. Но после полноценной катехизации, после вступления в Братство, наверное, достаточно трёх–пяти лет. Обычно за это время рождается община. Это, конечно, когда всё очень хорошо, когда нет никакой гнили, но так в наше время бывает редко.

Чувствую, вы ожидали какого-то другого ответа.

Алексей Акинин: Вера в волшебную таблетку многих людей не оставляет. Приходится долго думать, чтобы решиться ответить на Божий призыв.

Священник Георгий Кочетков: Надеюсь, что если у вас пока это есть, то именно из-за недостаточного духовного возраста, недостаточной зрелости. Но нужно знать, что каждый человек должен сделать выбор. Если человек сам не сделал выбор и говорит: у вас хорошо, но я ещё посмотрю, как другие люди живут, может быть там тоже хорошо, – если он так рассуждает, то грош ему цена в базарный день.

Поэтому у нас в Братстве так и получилось, что есть общины, а есть группы. Раньше такого не было, вы это знаете. В 90-м году, например, опыта нам самим не хватало, и тогда мы думали, что люди кончили оглашение и через год уже могут быть общиной – какие проблемы? Но потом выяснилось, что это не совсем так, проблемы у людей есть. Современные люди очень запуганные, заторможенные, неразумные. Тогда нам пришлось постепенно вводить эти четыре градации: предгруппа, группа, предобщина, община. И иногда община может потерять своё качество и снова стать предобщиной, а то и группой или даже предгруппой. Но это уже плохое развитие событий. Идти назад всегда хуже, чем пусть медленно, но идти вперёд и вверх. Но люди сейчас настолько переломаны с рождения – а то ещё и раньше, генетически – что рассчитывать на нормальный случай не приходится.

Нужно задавать себе такие вопросы: что ты выбираешь, для чего живёшь на белом свете, чего ты хочешь в жизни своей получить? Но многие люди об этом не задумываются, поэтому важнейшие вопросы жизни у них не решаются, но и никуда не деваются, а настигают их позже и уже в более тяжёлом контексте. Многие даже простой вопрос боятся себе задать: вера есть или веры нет. Да, бывает маловерие, как болезнь веры, патология, тогда веру нужно укреплять, но в нормальном случае человек, обретая веру, должен этой верой научиться жить – жить в вере и по вере. Современным людям это трудно. Многие не выдерживают, остаются с трясущимися коленками до конца жизни, поэтому в Апокалипсисе говорится: «Боязливых же и неверных… участь в озере огненном» (Откр 21:8).