Ибо должна быть между вами и разность мнений, чтобы испытанные обнаружились между вами
1 Кор 11:19
(перевод еп. Кассиана)
В последнее время в статьях и интернет-дискуссиях неоднократно упоминаются и недобросовестно цитируются (как правило, цитаты выдергиваются из непосредственного и исторического контекста) документы Синодальной богословской комиссии, связанные с богословскими трудами священника Георгия Кочеткова. В связи с этим публикуем два документа:
Объяснительная записка священника Георгия Кочеткова в связи с заключением «московской» комиссии. Отправлена в Синодальную богословскую комиссию 9 марта 2001 года.
апрель — май 2000
Предположительное время создания комиссии, получившей впоследствии названия «московской». О составе комиссии и планах ее работы никому, кроме ее создателей и участников, в этот период времени ничего не известно.
июнь — июль 2000
ПСТБИ выпускает сборник «Суд им давно готов». Авторы статей — молодые преподаватели ПСТБИ. Содержание — обвинение священника Георгия Кочеткова в ересях гностицизма, несторианства, фригийской, близости к монофизитству, протестантизму, атеизму.
июль — август 2000
Группа мирян, в том числе сотрудников и преподавателей МВПХШ, выпускает сборник «Все испытывайте, хорошего держитесь», где аргументированно опровергает все обвинения, высказанные в сборнике ПСТБИ.
октябрь 2000
Священнику Георгию Кочеткову из косвенных источников становится известно, что председателем комиссии по анализу его богословских трудов является прот. Сергий Правдолюбов. О. Георгий в телефонном разговоре с о. Сергием просит дать ему возможность ознакомиться с заключением комиссии. Прот. Сергий Правдолюбов отказывается показать текст заключения, но сообщает, что он состоит из 8 пунктов обвинения. Выясняется состав комиссии. Четверо человек из семи — молодые преподаватели ПСТБИ, авторы сборника «Суд им давно готов».
декабрь 2000 — февраль 2001
Заключение «московской» комиссии направлено патриархом на рассмотрение в Синодальную богословскую комиссию (далее — СБК).
6 марта 2001
Заключение «московской» комиссии передано священнику Георгию Кочеткову для написания объяснительной записки по поводу предъявленных в нем обвинений. Срок предоставления полного и аргументированного ответа — 9 марта.
16 марта 2001
Заключение «московской» комиссии опубликовано на форуме общества «Радонеж» и на анонимном сайте «Речение» (впоследствии перепечатано в газете «НГ-Религии») несмотря на то, что председатель СБК, митрополитом Минским Филаретом была высказана просьба к участвующим в полемике сторонам не предавать гласности рабочие документы СБК.
7 мая 2001
Второе заседание Президиума СБК по рассмотрению трудов священника Георгия Кочеткова. Заключение «московской» комиссии решено «положить в основу» дальнейшей работы. Объяснительная записка священника Георгия Кочеткова воспринята «как апология неправомыслия». Создана рабочая группа (в нее вошли три члена «московской» комиссии, в том числе не являющиеся членами СБК). Окончательное рассмотрение назначено на июнь 2001 г.
11 мая 2001
В интервью Страна.ru секретарь СБК, священник Владимир Шмалий, рассказывает о принятых решениях.
15 мая 2001
На сайте stphilaret.ru опубликована Объяснительная записка священника Георгия Кочеткова. Публикация сопровождается заявлением пресс-службы братства «Сретение», в котором говорится, что принятые на майском заседании СБК решения позволяют «заключить, что ответ священника Георгия Кочеткова на Заключение «московской» комиссии не является более рабочим документом Синодальной богословской комиссии» и может быть обнародован.
14 июня 2001
Священнику Георгию Кочеткову передан список вопросов СБК.
28 июня 2001
Священник Георгий Кочетков передает в президиум СБК подробный ответ на вопросы СБК.
5 октября 2001
Председателем СБК митрополитом Минским Филаретом и священником Георгием Кочетковым подписан протокол, фактически прекращающий разбирательство. В течение последующих лет официальных заявлений по теме разбирательства не предпринято.
Следует различать «Катехизис для просвещаемых» (КП) и «Катехизис для катехизаторов» (КК).
«Катехизис для катехизаторов» — это издание, в полтора раза превышающее «Катехизис для просвещаемых» по объему. Оно предназначено для богословски образованных людей, нуждающихся кроме всего прочего, в сведениях о различных исторически существовавших мнениях и возможных толкованиях тех или иных мест Писания.
«Катехизис для просвещаемых» предназначен для оглашаемых второго этапа оглашения, т.е. для тех, кто непосредственно готовится к крещению и началу жизни в церкви. Священник Георгий Кочетков сознательно, в соответствии с древней традиционной церковной практикой, избегал догматических формулировок и догматического языка — тех формулировок, которые будут с подробным объяснением преподаны оглашаемым чуть позже, после окончания двухмесячного второго этапа оглашения, во время таинствоводства, когда они, будучи уже новопросвещенными, начнут регулярно участвовать в церковных таинствах и изучать начала догматики и аскетики. В соответствии с той же церковной традицией, опирающейся на практику и катехизисы свтт. Кирилла Иерусалимского, Иоанна Златоуста и других отцов, на втором этапе оглашения необходимо прежде всего базироваться на Священном писании.
Общий принципиальный подход к преподанию оглашаемым вероучительных истин содержится в диссертации священника Георгия Кочеткова «Таинственное введение в православную катехетику: Пастырско-богословские принципы и рекомендации совершающим крещение и миропомазание и подготовку к ним». В частности, в ней написано: «Все церковные катехизаторы должны помнить, что в их служении от них всегда будет требоваться изложение только вполне устоявшихся (выделено автором диссертации — ред.) первоначальных истин христианской веры и жизни, но не своих субъективных и не каких-либо еще частных или спорных, пусть даже святоотеческих, положений» (ВВ, с. 209).
Отправлена в Синодальную богословскую комиссию 9 марта 2001 года.
Объяснение цитат, содержащихся в «Перечне мест ...». Передана в Синодальную богословскую комиссию 28 июня 2001 года.