Личный блог

Версия для печати

«Святая Русь» – это миф, говорящий нам о чём-то важном

"Было бы очень хорошо, если бы и каждый русский, и каждый еврей, коли мы сейчас говорим в таком контексте, помнили о том, что их историческая судьба неразрывно связана с верой, неразрывно связана с Богом, с исполнением Его воли"

09.12.2022
Илл.: М. В. Нестеров. Святая Русь. 1905 г.

Когда мы говорим «святая Русь», надо иметь в виду, что здесь есть одно важное обстоятельство, в связи с которым это выражение может звучать серьёзно. К слову говоря, это одна из параллелей с еврейской историей. Русь по существу своему появилась тогда, когда стала христианской. Точно так же как и Израиль появился тогда, когда появилось обетование Божье, если считать с Авраама или с Моисея, то есть если отсчитывать историю этого народа в том виде, в каком она более или менее известна историкам, более или менее достоверна.

И всё-таки израильский народ не случайно создал подобную мифологему о богоизбранном народе. Конечно, это мифологема, потому что это нельзя понимать буквально. Но точно так же можно говорить и о Руси. И Русь, и русская культура, и русская жизнь неразрывно связаны с церковью, с верой, с Богом, со Христом, с христианством. И в общем-то мы ничего иного не знаем о Руси. Примерно как и об Израиле. Мы, конечно, можем сказать, что были какие-то соседние народы, но это всё детали. Так же как мы можем слышать, что были какие-то языческие боги на Руси до крещения, но это тоже всё детали, которые существенного значения не имеют. И я думаю, что это какой-то ключ к разгадке понятия «святой Руси». Да, надо понимать, что это мифологема. Как богоизбранный народ Израиля. Мифологема? Мифологема. Это все понимают. Это миф. Но миф – это не сказка. Миф – это то, что обозначает какую-то реальность или возможность в прошлом, настоящем или будущем.

Интересно, что даже понятия святого и богоизбранного тождественны. Это одно и то же. Причём и понятие богоизбранного народа как израильского, еврейского народа, и понятие святой Руси как именно Руси – оба ветхозаветные. Потому что в новозаветном контексте мы говорим немножко о другом: богоизбранный народ – это Христов Народ, это Христова Церковь, которая уже не имеет никаких границ на земле. Это тот самый мир, который сотворил Господь, весь мир. Это тоже в каком-то смысле миф, потому что мы прекрасно знаем, как много противящихся такому призванию. Их всегда было очень много и в Израиле, в ветхом Израиле. В еврейском народе всегда было очень много тёмного. В древние времена это прекрасно описывает Библия. И из дальнейшей истории этого народа мы знаем, что богопротивление было для него самой большой опасностью. В каком-то смысле здесь тоже есть параллель с Русью. То тёмное, что мы замечаем в её истории, тоже связано с богопротивлением. И там, и там есть и свои романтики, которые миф трактуют идеалистически. Всем понятно, что это именно романтика, что это именно условность. И всем нужно покаяние именно потому, что всегда были искушения, на которые народ ловился и уходил от Бога. Выход из этих состояний один – как для израильского, еврейского народа, так и для русского народа, которые оба всем существом связаны с верой, хотя и сейчас как среди евреев, так и среди русских очень много неверующих. Выход – найти Бога во Христе, в Церкви. Как мне однажды сказал один известный человек, еврей, «я почувствовал себя евреем, только приняв крещение». Когда он принял крещение, он по-настоящему почувствовал себя евреем, стал настоящим евреем. Мне запомнилось это высказывание, оно мне показалось закономерным. Потому что действительно надо прийти к Богу. Тогда Израиль ветхий становится Новым, тогда и святая Русь обретает всемирное призвание. Было бы очень хорошо, если бы и каждый русский, и каждый еврей, коли мы сейчас говорим в таком контексте, помнили о том, что их историческая судьба неразрывно связана с верой, неразрывно связана с Богом, с исполнением Его воли. Но именно Его воли, а не всех интерпретаций, которые вокруг неё нарастают в большом количестве.

2017 год

comments powered by Disqus