Личный блог

Версия для печати

Об Иисусовой молитве (Часть 2)

Четыре основных требования или свойства Иисусовой молитвы

13.11.2018

Монахи обычно используют Иисусову молитву, повторяя её многократно и ритмично. Вся эта практика построена на повторении одной очень короткой молитвы, которую легко держать в уме в любых обстоятельствах. Что бы человек ни делал, куда бы он ни шёл, о чём бы ни думал, у него внутри всё время, как любимый мотив, крутится одна и та же молитва ко Христу. Эта молитва простая: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий» — это первая её половина, и потом вторая: «помилуй меня, грешного». Она очевидно носит специфический для монашеской практики покаянный характер («помилуй меня, грешного») и является довольно точным отражением догматического учения о Христе («Господи Иисусе Христе, Сыне Божий»).

Эту молитву отличают от других, прежде всего, следующие четыре основных свойства, или требования.

Во-первых, эта молитва может бесстрастно повторяться хоть тысячи раз в день. При этом она должна быть безо́бразной, т.е. она не должна вызывать в человеке никаких образов и виде́ний. У человека в принципе не должно возникать никаких образов, даже самых благочестивых. Вообще никаких! У него не должно быть никаких «картинок» в уме, хотя почти все люди очень падки на всякого рода «картинки». Кто то пытается себе представить крест, или образ Христа, или ещё что-нибудь такое, но и этого ни в коем случае допускать нельзя. Всякий образ в таком случае будет своеобразным идолом. Если ему молиться, это грозит идолопоклонством. Это требование является абсолютно категорическим. Оно является первым свойством истинной Иисусовой молитвы.

Второе. Эта молитва всегда должна быть ритмичной. Это требование можно понимать по-разному, поэтому ритм Иисусовой молитвы люди устанавливают тоже немного по-своему. Мне больше всего нравится такое понимание, которое я обычно рекомендую и другим: после каждого десятка молитв делать один поясной поклон, а после каждой сотни делать один земной поклон. Это нужно делать, чтобы молитва не превращалась в какой-то бессмысленный, бескачественный механизм постоянного талдычения одного и того же, чтобы человек всегда трезвенно держал себя в руках. Такой ритм может быть очень полезен человеку, ведь человек вообще существо ритмичное, ритмическое. Он всегда любит танцы и песни, а это всё – ритмы, ритмы, ритмы. Я уже говорил, что и сам человек — удивительная антенна, которая улавливает очень много разных энергий, а эти энергии часто тоже носят определённый ритмический характер.

Третье требование, качество и свойство Иисусовой молитвы: эта молитва должна быть медитативной, и значит, осмысленной. Человек должен размышлять над смыслом всех слов молитвы, иначе она превратится в какую-то мантру. А мантра плоха в первую очередь, а может быть даже исключительно, тем, что она обычно не осмысленна. Её лучше всего повторять даже не зная смысла тех санскритских слов, из которых она состоит. Мантра сама по себе может иметь смысл, но большинство людей, которые практикуют мантру, не знают, как переводятся те слова, которые они внутри себя произносят. Хотя индусы меня убеждали, что все эти слова действительно имеют смысл, что фраза, которую повторяют как мантру, может иметь нормальный перевод. Но для мантры важен именно древнеиндийский язык, санскрит как священный язык. Все древние народы обоготворяют свой язык: арабы — арабский, евреи — еврейский, греки — греческий, армяне — армянский, индусы, китайцы и т.д., — все обоготворяют свои языки. И даже славянский некоторые теперь хотят обоготворить, хотя он, конечно, хоть и древний, но много моложе тех языков. Делать это, конечно, никому никогда не следует. Итак, молясь, нам надо размышлять над смыслом всех слов своей молитвы.

И последнее, четвёртое свойство Иисусовой молитвы: она должна быть мирной. Поэтому я всем рекомендую перед началом этой молитвы делать так называемое «усилие примирения». Каждый раз надо проверять себя, нет ли в тебе какого-то озлобления, какой-либо обиды или желания мести, т.е. не появилось ли в твоём сердце чего-нибудь такого. В итоге это делается каждый день. Ведь обычно эта молитва в определённом числе творится ежедневно, её нормальный общий цикл – это сутки. Каждому человеку даётся канон, благословляется определённое правило  этой молитвы, в первую очередь её определённое число, и всё это относится к суткам, к суточному кругу, точнее, к любому часу одних суток, ведь эта молитва не привязывается к восходу или заходу солнца, как это бывает на Утрене, Вечерне и т.д.

Вот четыре основных требования и качества, свойства Иисусовой молитвы. Когда всё исполняется, эта молитва бывает особенно действенной. Действие её в любом случае очень сильное, причём как душевно психологическое, этическое и аскетическое, так и духовно-мистическое и разумно трансцендентальное. Правда, мне представляется, что эта молитва больше имеет именно трансцендентально-мистический, аскетический и душевно психологический характер. Хотя, конечно, как и всякая молитва, обращённая ко Христу, она будет и молитвой трансцендентно мистической, но тем не менее, внутренние акценты в молитвах могут быть разные. Всё-таки лично-аскетический и трансцендентально-мистический характер Иисусовой молитвы особенно важен. А так как это слабое место у многих людей, то значение практики этой молитвы до сих пор очень велико.

comments powered by Disqus