Поминальная молитва об упокоении — это духовная жертва любви. Эта жертва, в том числе на евхаристии, приносится за усопшего как дар ему самому и как плод любви к нему, ведь усопших имеет смысл поминать, только, если у нас есть к ним любовь. Для Бога может быть важно только это наше свидетельство любви, ибо только она может что-то глубоко менять в жизни и в тварном мире, а все остальное для усопшего уже не имеет значения. Эта молитва должна быть живым свидетельством о нашей вере, доверии, надежде и любви к усопшему перед лицом Бога и Церкви, его ближних и близких. Тогда эта наша жертва и наше свидетельство уже не смогут не иметь своего особенного пред Богом действия, хотя, как известно, «за гробом покаяния нет» и дела усопшего человека «идут вслед за ним» (Откр. 14, 13).
С той же целью близкими и ближними устраиваются и поминки по усопшему, т.е. особые заупокойные агапы, или поминальные благотворительные трапезы во имя усопшего, изначально бывшие ярким свидетельством непрекращающегося в Церкви кафолического (вселенского и соборного) «общения Святого Духа» и «общения святых» во свете Любви Божьей. В Церкви существует богатая традиция и чин поминок, с которым можно познакомиться в русском переводе в «Православном богослужении», книге 6 (М.: Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2009. С. 93-95)
Полный текст статьи "Таинство погребения верных — таинство «первой» смерти человека. Отпевание и молитва «за упокой» усопших (личная и церковная)" см. здесь: https://kateheo.ru/katekhizatsiia/avtorskie-materialy-ottsa-georgii-kochetkova/tainstvo-poghriebieniia-viernykh-tainstvo-piervoi-smierti-chielovieka-otpievaniie-i-molitva-za-upokoi-usopshikh-lichnaia-i-tsierkovnaia