Личный блог

Версия для печати

«Хлеба и зрелищ»

Я всегда считал, что спорт – это удел рабов и вольноотпущенников. Конечно, я различаю социальную функцию спорта, спорт как таковой и физическую культуру, которую я также отличаю от физкультуры. Физически человек должен быть так же культурен, как и душевно, и духовно, он не должен быть совсем лишенным формы. Он не должен думать, что абсолютно безразлично, как он внешне выглядит, причесан он или не причесан, есть у него осанка и выправка или нет. Но все это должно быть естественно, все это должно быть оправданно жизнью. А спорт неестественен и жизнью не оправдан.

17.06.2014
Лени Рифеншталь, кадр из фильма «Олимпия», 1938 год.

Мало того, что он в наше время дитя простого бизнеса, он еще и внутренне пуст, вот так, как пишет об этом Марина Цветаева. Он действительно крадет силы и время и другие замечательные качества человека, крадет их у себя, крадет у каждого спортсмена и у каждого зрителя. Мне было интересно прочесть, что Марина Цветаева ставит зрителя ниже спортсмена, потому что он именно и есть потребитель бессмысленного действия, ни на что не направленного, ничем не наполненного. И это, конечно, мысль интересная. «Хлеба и зрелищ», — кричали рабы и вольноотпущенники. Спорт, конечно, имеет прямое отношение если не к хлебу, то к зрелищу. Это те зрелища, которые не требуют большого напряжения ни ума, ни сердца. Люди не думают о познании воли Божьей, они не думают об исполнении ее, не думают о преодолении настоящих жизненных препятствий. Они не знают качества жизни и поэтому опускаются все ниже и ниже. Неслучайно современный спорт бывает связан еще и с какой-то осатанелостью и жестокостью фанатов, зрителей, и специфической гордыней самих спортсменов, которые себя считают чуть ли не олимпийскими богами. Связь спорта с древними Олимпийскими играми, конечно, существует, но в древних Олимпийских играх было больше достоинства, хотя они были в чистом виде плодом языческого отношения к телу, языческого отношения к жизни. Пусть каждый человек знает, что увлекаясь спортом, занимаясь спортом, он ничего не принесет ни себе, ни другим. Он только украдет свое время, свои силы, и силы и время других людей.

---------------------

Марина Цветаева:

«Что такое спорт? Первый и бессознательный ответ: подмена. Чего — чем? Попробуем разобраться. Полнота жизни в природе — заменяется жизнью чисто мускульной. Некорыстолюбивые и невинные радости бега, хождения, восхождения, плавания — радости собственной силе и силе природы — низкими радостями первенства и физической корысти (оздоровления).

Одинокое существование в природе — групповым соревнованием.

Природа — как самоцель — природой — как средством.

Чистота — пользой и полнота — частью.

Море, сведенное к плаванию, горы — к восхождению, лес — к бегу, море, горы, лес и даже небо, вся природа — к тому, чтобы прийти первым. Вся природа превращена в поле для матча и весь человек — в узел состязающихся мышц.

Ибо одинокий спортсмен — не спортсмен. Спортсмен, который не соревнуется, — не спортсмен. Норвежец-лыжник — не спортсмен. Ребенок — не спортсмен. Дикарь — не спортсмен. Король Альберт — не спортсмен.

Там, где в наличии самоцель — будь то сопутствие, или необходимость или некорыстолюбивая радость движения, или чистое геройство — там нет спорта. [...]

Спорт есть движение как ремесло, то есть обратное детски-дикарско-животному, органическому, и целесообразному — разумному. Заменим движение как ремесло любым другим словом: чтение как ремесло, любовь как ремесло, еда, сон, молитва и т. д. и т. д. как ремесло. Все это будет или бессмысленно, или презренно. Когда же слово движение заменим в том же значении — тратой, а в данном случае даже расходом — сил, то увидим, что трата сил как ремесло — есть преступление там, где их не хватает для необходимого. Спортивная трата сил есть кража сил у тех, кто трудится, трата чужих, последних сил.

Каждый профессиональный спортсмен — вор, и я удивляюсь рабочему человеку, который не видит, что пот, проливаемый спортсменом — впустую! — жестокое издевательство над его труженическим потом. Не только не видит, но и последний свой труженический грош тратит на то, чтоб только своими глазами увидеть, как этот презренный пот — проливается и своими мозолистыми руками похлопать этому безделью.

Спорт есть трата времени на трату сил. Чужого времени и чужих сил. Ибо, если у тебя, как у отдохнувшего коня их избыток, то ты украл их у коня, который много работает. И здесь — на стадионе — ты их перед этим конем-тружеником — тратишь.

«Здоровый дух в здоровом теле». Но если в теле вообще больше нет души, если она выбита из тела футбольными мячами? Если в голове вместо мыслей одни состязания?

— Позвольте, но таким образом развивается мускулатура и прогрессируют поколения!

— И у белки в колесе тоже развивается мускулатура, но какое нам дело до ее мускулатуры и мускулатуры всего беличьего рода?

Пустой труд — позор. Спорт, таков, каков он сегодня, — есть труд на свою мускулатуру, ради первенства среди себе подобных. Движущие силы спорта — физическая польза и суетность. В самом существе людского объединения — это крайнее выражение эгоизма. Ибо нельзя назвать пользой тот страшный голос, тот вопль, которым толпа встречает успешный удар — все равно чей: ракетки по мячу или кулаком по челюсти. Действие спортивных картин, которое развращает, увеличивает жестокость, в лучшем случае опустошает, нельзя не назвать преступным. Ниже спортсмена только его зритель. Еще ниже.

Если к спортивным зрелищам добавим спортивную литературу («я в газетах читаю только спорт») — мы убедимся, что спорт, вместо проблематичного оздоровительного прогресса (ибо слишком много несчастных случаев и смертей), несет в себе духовную гибель поколения. Нельзя ценой гибели духа покупать здоровье тела!

И еще одно, последнее. Над спортом парит смерть. Пустая смерть — ни за что. Смерть, которую не оправдывает ни судьба, ни болезнь, ни воинский приказ, ни случай. Как работа спортсмена впустую, так и его смерть впустую. Как его пот — напрасен, так и его смертный пот — напрасен. И его спортивная смерть в такой же мере издевательство над нашей, как и вся жизнь. Отдал жизнь, чтоб прийти первым. Куда? К столбу.

Смерть, недостойная человека».

Источник: сайт «Наследие Марины Цветаевой»

comments powered by Disqus