Личный блог

Версия для печати

К 80-летию Сергея Юрского

Сегодня исполняется 80 лет актеру, режиссеру и большому другу нашего братства и Свято-Филаретовского института Сергею Юрьевичу Юрскому. Недавно меня попросили немного рассказать о нем.

16.03.2015

Сергей Юрьевич удивительный, замечательный человек. Я имею счастье уже больше двадцати лет с ним лично общаться. В начале 90-х годов он приходил для духовных разговоров, в т.ч. на исповеди, для обмена мнениями. Потом стал приходить в наш братский храм, а потом даже дал специальный концерт для сотрудников и студентов Свято-Филаретовского института, который назывался «Жест. Избранное для избранных». Вот такое он придумал название.

Иногда он приглашал нас в свой театр, а мы с удовольствием ходили и потом обсуждали его творчество. Вообще, мне кажется, это прекрасный пример свободного, искреннего, глубокого сотрудничества культуры и Русской православной церкви. Связь церкви и культуры очень важна. Церковь исторически всегда была мощным культурообразующим началом. А культура, в свою очередь, всегда питалась сюжетами и духовными интенциями, которые вырабатывались, в частности, в церкви. И для Сергея Юрьевича это всегда было важным, тем более что, насколько я помню, один из его дедов был священником.

Несмотря на свою занятость, несмотря на свою известность, несмотря на свой почтенный возраст он никогда нам не отказывал, в частности, находил возможность выступать на наших конференциях с очень интересными докладами. Я помню его выступление на конференции «О мирном и непримиримом противостоянии злу в церкви и в обществе». Очень сложная тема. И вот Сергей Юрьевич, конечно, высказывался именно за такое мирное и непримиримое сопротивление, за то, чтобы побеждать примером собственной жизни. Известно ведь, какую роль сыграли в XX веке, скажем, толстовские настроения или другие, противоположные — когда хотелось непримиримо бороться со всякого рода злом, в том числе, идеологическим, но мирного начала в этом не было. И обсуждение этих вопросов имело огромное значение.

Вообще самое главное — это, конечно, общение. У Сергея Юрьевича всегда много хороших мыслей. Они оригинальны. Он свободный мыслитель. Его интересует культура, живопись, история нашей страны. Известно, что он играл Сталина и, наверное, до сих пор играет в соответствующем спектакле. Сейчас люди много спорят о роли таких личностей в нашей истории. И увидеть всю многогранность и сложность, противоречивость этих образов и в то же время их историческую обреченность, что ли, сделать это не идеологически, не исходя из внешних соображений, а исходя из внутренних интуиций и опыта, исторического опыта, опыта современной жизни, мне кажется, очень важно. Это нужно сейчас и молодежи, и интеллигенции, и всему народу.

Сергей Юрьевич создает образ, который запоминается на всю жизнь. Помню, еще в молодости, будучи аспирантом в Институте экономики Академии наук, я пошел на его концерт, где он просто читал стихи. Насколько я помню, это было в Большом зале консерватории. Это было замечательно. Он обладает каким-то особым даром такой проникновенности в сердце, в душу и в разум человека, так что сразу начинаешь думать о том, что он говорит, что он делает. И это запоминается. Я бывал на многих его концертах в разных городах. И, знаете, мне кажется, что вот этот дар просто уникален, просто удивителен.

Сергей Юрьевич поддерживает институт и своим именем, и конечно, своим творческим, открытым духовным настроем. Его открытость к современным трудным вопросам, мне кажется, очень важна. Делает ли он спектакль о Сталине или, скажем, о Марке Шагале, он не только показывает внешнюю сторону, а раскрывает внутренний опыт.

Нам важно чувствовать, что такие замечательные люди как Сергей Юрьевич способны собирать духовный опыт, способны быть таким творческим, культурообразующим, а значит, и духовно собирающим началом, каким был, например, академик Аверинцев, который тоже входил в Попечительский совет нашего института, и некоторые другие современные люди, которые были очень чутки к современной направленности развития духовной жизни. Потому что наша страна до сих пор духовно еще определяется, делает свой духовный, а значит, и культурный, и цивилизационный выбор. И поэтому такого рода сотрудничество, такого рода творчество, мне кажется, бесценно.

comments powered by Disqus