Личный блог

Версия для печати

Что такое торжество Православия?

Не так давно мы праздновали торжество Православия. Размышляя о смысле этого праздника, я задался вопросом, что такое торжество Православия сегодня, в нашей жизни.

12.03.2015
Микеланджело Меризи да Караваджо. Ужин в Эммаусе. 1606. Пинакотека Брера. Милан

Если исторически этот праздник был связан с победой иконопочитания, то есть почитания образа Христа, и церковь стала осознавать себя носительницей именно образа веры (догматов), образа молитвы (таинств), образа жизни (носителями которого стали духовные учителя), то сейчас можно снова вспомнить о том, что эпоха образов завершилась вместе с константиновским периодом церковной истории. Торжество Православия теперь должно быть связано с какими-то более экзистенциальными, духовными вещами, когда не образы, а первореальности оказываются в центре нашего внимания, когда не образ Христа, а Сам Христос становится в центре нашей жизни, когда не только образ человека, но его подобие Богу становится на первое место для каждого из нас.

Сейчас очень важно, чтобы каждый христианин чувствовал себя человеком свободного действия, имел в себе силу духовного сопротивления, а не просто был послушником в духовной жизни. Мировая история показывает, что достигать начал личностности и соборности в церкви, солидарности и личной ответственности в обществе можно через живые «клеточки», соединяющие разных людей друг с другом, образующие живую питательную творческую среду, обращенную в некую глубину существования человека и лично к Богу, потому что жизнь человека творится пред лицом Божьим. В жизни эти начала могут существовать по-разному, противоречиво. Но важно, чтобы духовные процессы были естественными, не надуманными, не сконструированными.

Можно говорить о реальном возрождении церкви и общества в общинах и братствах, но это не значит, что за пределами братств нет никакой жизни. Просто она как-то иначе выстраивается, иначе себя проявляет. Сейчас мы вместе размышляем о том, какое значение в возрождении соборности и солидарности может иметь дружеский круг. Стоит вспомнить и о кружках, сыгравших огромную роль во многих положительных общественных, культурных и духовных процессах в начале XX века, и о кругах, существовавших даже в самые темные советские годы, особенно в церкви, в отличие от полностью атомизированного советского общества.

Мы чувствуем, что касаемся здесь каких-то важнейших вещей, но в то же время как бы не дотягиваемся до этой реальности. Например, очень сложным оказывается вопрос о том, почему община — это не круг друзей. И почему даже община апостолов не была просто кругом друзей. Многим хотелось бы думать, что каждая община в пределе призвана стать таким дружеским кругом. Но жизнь показывает, что как раз наоборот, дружеский круг может привести людей к общине, которая есть нечто существенно, принципиально большее.

Торжество Православия — это всегда тайна. Единственное, что можно сказать наверняка, что Господь не хочет, чтобы мы хвастались. «Хвалящийся хвались Господом» (1 Кор 1:31). Торжество Православия как исторический факт, происшедший в IX веке в Константинополе, не может быть основанием для нашего самодовольства. Нет ничего хуже церковного самодовольства, когда православные думают, что они лучше других только потому, что называются православными. Торжество Православия — это то, что всегда требует от нас смирения, терпения, послушания Богу и восстановления тех реалий церковной, духовной жизни, которые были потеряны в истории или в современности.

Да поможет нам Бог в возрождении православия!

comments powered by Disqus