Личный блог

Версия для печати

Из статьи «Таинство погребения верных»

Существует огромное количество искажений духа, смысла и формы таинства погребения.

14.09.2016
В. Перов. Снятие с креста. 1878.

«Существует огромное количество искажений духа, смысла и формы таинства погребения. Удивительный та́инственный его характер всегда был связан, прежде всего, с помазанием тела усопшего священным маслом (елеем). И сейчас в Требнике есть указание, что нужно возлить масло "от лампады" — елей — на тело усопшего перед закрытием гроба и погребением. Но по сути никто этого, к сожалению, не исполняет, ибо теперь это заменено посыпанием останков человека землёй или пеплом от кадильницы. Но сейчас это имеет уже другой смысл, это стало символом того, что человек и всё в мире возвращается в первобытное состояние, в прах и пепел. "Земля еси, и в землю отыдеши", т.е. ты земля, ты прах, ты пепел, и будешь ты во всю свою смерть пеплом. А когда-то возлияние масла, вместе с Молитвой освящения елея, которая была перед этим, т.е. вместе с эпиклесисом, и было главным моментом всего таинства погребения. Получается, что со временем из чина выпало самое важное – то, что соответствует в чём-то не только помазанию перед крещением, но и самому таинству миропомазания как печати Дара Духа Святого для крещаемого. Вот и выходит, что вместо радости общения в Духе Христовой Жизни мы получаем унылое, хотя и очень красивое, заупокойное богослужение, ещё не связанное с победой Христовой. В результате может быть и рождается покаянное чувство, но ещё в духе Ветхого завета, когда всё – суета, когда всё на земле бессмысленно, когда ничего в земной жизни не важно. Царь ли ты, раб ли ты, твоя красота и доброта, не говоря уж о богатстве, — это всё неважно! Вот что сейчас стало главным духовным итогом отпевания».

Из статьи «Таинство погребения верных ― таинство "первой" смерти человека». Вестник РХД, № 205

comments powered by Disqus