Публикации

Версия для печати

Молитвы XX века

Предисловие к изданию: Избранные молитвы: Из наследия братства епископа Макария (Опоцкого). — М.: Культурно-просветительский фонд «Преображение», 2015. – 104 с.: илл.

08.09.2015

В предлагаемом читателю сборнике впервые публикуются избранные молитвы из сохранившегося архива братства епископа-катехизатора Макария (Опоцкого) (1872–1941).

Слава Богу, что по крупицам, понемногу, но накапливаются подлинные материалы, относящиеся к наследию новомучеников и исповедников церкви Русской. Эта работа ещё далека от завершения, многое требуется ввести в оборот, и всё это нужно усвоить церковно. Духовный, молитвенный опыт новомучеников имеет здесь особое значение, тем более что до нас дошло сравнительно немного источников. Есть какие-то воспоминания об этих святых людях, об их жизни, но воспоминания эти иногда грешат фрагментарностью, субъективностью, а подчас и неточностями. Вдобавок слишком большой акцент в них порой делается на вопросах церковной политики, отношений церкви и государства, юрисдикционных проблемах и т. п., и лишь немногое касается собственно духовного опыта.

Очень мало сохранилось подлинных молитв, которые принадлежат новомученикам и исповедникам, действительно святым людям. А опыт этот уникальный, он открывает новую страницу в церковном предании, относящемся к молитвенному правилу, его внутренним акцентам. В этом опыте что-то традиционно, а что-то совершенно ново. Это касается не только внешней формы или богослужебного и молитвенного языка. К слову, этот язык, как правило, довольно простой и очень доступный. Он может быть славянизированным, или русифицированным, или даже просто русским. Ведь в те годы, как говорится, было «не до жиру, быть бы живу», и всех волновало не столько хранение каких-то внешних форм, сколько явление подлинной силы христианской жизни (и следовательно, молитвы).

Поэтому совершенно уникальна всякая возможность публикации подлинных вещей, касающихся молитвенного опыта новомучеников и исповедников. Особенно важно это в контексте происходящего сейчас возрождения общинной и братской жизни. Ведь владыка Макарий принадлежал к духовной традиции братства Николая Николаевича Неплюева — основанного им Крестовоздвиженского трудового братства, возникшего ещё в конце XIX века. Сам Николай Николаевич уже в конце XIX века издал целый сборник молитв своего братства и даже пытался утвердить его через Святейший Синод для общерусского употребления. Тогда, конечно, это было трудно сделать, ибо всё это казалось очень непривычным, тем более что эти молитвы были написаны на русском языке. И всё же это были молитвы, которые использовались в реальной жизни, в практике братства (отчасти в храме, отчасти на братских, взрослых, или детских, школьных собраниях).

Традиция братств и общин владыки Макария (Опоцкого) — это опыт уже советского времени, опыт особый, непростой, уникальный, но очень важный для церкви, живущей после завершения так называемого константиновского периода церковной истории. Мы теперь пребываем не под видимым покровом как бы христианского государства, а в трудных условиях постконстантиновской эпохи, когда церковь должна проявлять свою самостоятельность, должна снова опираться не на внешнюю силу, а на внутреннюю силу духа. И молитва здесь имеет, конечно, первостепенное значение.

Кого-то, особенно на первый взгляд, может смутить некоторая необычность и даже радикальность публикуемых молитв. Уверен, что не надо слишком беспокоиться по этому поводу. У всех нас есть какие-то привычки, а эти молитвы действительно немного непривычные, у них особая стилистика. Да, кого-то может смущать, что речь в них идёт не о помощи в житейских делах и тому подобных вещах. К сожалению, люди сейчас слишком привыкли к общехрамовым, ни к чему не обязывающим ектеньям, молитвам — благостным, простым, но действительно немного потребительским. А настоящие, глубокие, основные молитвы церкви по-прежнему остаются сокрытыми: и Анафора на Литургии, и молитвы Вечерни и Утрени (как и других богослужений). Они читаются священниками, как правило, про себя, и поэтому, конечно, люди к ним не привыкли. (Вдобавок эти молитвы очень связаны с какими-то древними текстами: это может быть парафраз библейских текстов, особенно псалмов, и большинство прихожан это просто не считывают.) Конечно, молитвы XX века куда ближе к жизни. И это может людей пугать. Но всё это как раз и есть показатель того, что наследие новомучеников не усвоено.

Иногда, особенно в последние годы, можно услышать мнение, что, дескать, особая напряженность жизни новомучеников и исповедников была вызвана внешними условиями — жестокими гонениями и т. п., а к нашему времени это уже не относится. Это несерьёзное, более того, нецерковное рассуждение. Всегда были и есть люди, которые хотят жизни благостной, ненапряжённой; таких людей много в нашей церкви, но на них ориентироваться нельзя в принципе, потому что церковная жизнь — это всегда жизнь в напряжении духа. Эту норму надо вводить в действие, надо прививать её людям и не смущаться от того, что она ещё не воспринята, что она ещё для кого-то непривычна.

В заключение хочу пожелать всем читателям этого замечательного сборника только одно: обновлять свой духовный опыт, его совершенствовать, идти вперёд, следовать за Христом, отвергаться себя, брать свой крест и ничего не бояться, сохраняя при этом любовь и уважение и к церковной традиции, и к тому уникальному опыту святых наших новомучеников и исповедников, который должен быть ведущим для нас на многие годы вперёд.

Профессор священник Георгий Кочетков
июль 2015 года