Публикации

Версия для печати

Война за мир тоже война, но только духовная

Из проповеди накануне Преображения Господня и фестиваля «Преображенские встречи. Время мира»

16.08.2019

Дорогие братья и сёстры во Христе, приближается праздник Преображения Господня. В этом году мы будем собираться на Преображенский собор уже в тридцатый раз – и в пятый раз на наш фестиваль «Преображенские встречи». Мы приглашаем всех, кому небезразлично то, что совершается в духовной сфере в церкви и обществе. Тема фестиваля в этом году – «Время мира». Господь всегда призывает нас к миру, но мы редко вспоминаем об этом, потому что часто не находим этому практического применения, нам бывает трудно сказать, что это значит в нашей жизни.

Прежде всего мы вспоминаем о мире человека с Богом, том мире, который был разрушен. Каждому человеку нужно поставить перед собой задачу преодоления отчуждения от Бога как от самого себя, от своей совести, от голоса Божьего внутри себя, от образа Божьего в себе. Но речь не только о личном мире каждого человека с Богом: оказывается, и разные народы, и всё человечество призвано к миру. Причём призвано не просто политиками или филантропами, а Господом.

Мы призываемся к миру, но часто не знаем, как этого мира достичь, и считаем, что война неизбежна. Человек настолько отдалился от Бога, настолько предался греху и злу, настолько в нём оскудела любовь и чувство справедливости, добра и красоты, что война кажется абсолютно неизбежной, как будто это совершенно неотъемлемое качество человеческой истории.

И правда, историческое время наполнено войнами. Само слово «война» многозначное. В конце концов, невидимая брань, духовная брань – это тоже война. Добро и зло воюют друг с другом всегда. Но часто воюют не просто добро и зло, а человеческие интересы одной группы людей с интересами другой группы людей. Человеческая гордыня и отчуждение от Бога в таких случаях всегда торжествуют.

К миру призвал нас Господь – а мы умеем быть миротворцами? Мы слышим на литургии «блаженны миротворцы», но кто такие миротворцы? Мы с вами миротворцы или нет? Если да, то насколько? А если нет, то почему, если воля Божья однозначно говорит, что миротворцы блаженны, значит и счастливы, и благодатны, их признаёт Господь своими служителями. Что нужно, чтобы люди жили в мире с самими собою, в своих семьях, со своими близкими, ближними и даже дальними? Нигде мира нет, а он везде нужен.

В начале XX века прозвучали важнейшие слова о том, что России нужны лишь пара десятилетий мирного развития для того, чтобы преодолеть те проблемы, которые существовали, возбуждали народ, приводили в страх и уныние господствующие классы. И у людей не хватило желания жить в мире: сначала Великая война и быстро последовавшая за ней революция 1917 года, и Россия рухнула, как «Титаник», со всеми богатствами, со всей своей утончённой культурой.

Прошло столетие бесчисленных потерь, страданий, убийств, невообразимого сумасшествия. Кажется, хватит, и пора бы эту страницу окончательно перевернуть. Но для этого снова нужен мир, а его нет. Как не было, так и нет.

Мы снова видим людей, которые хотят революционным, насильственным путём эту страницу перевернуть, провоцируют на это народ, потому что долго жить так, как живётся сейчас, невозможно. Но война для нашей страны, для нашего народа, для нашей церкви может оказаться последним историческим шагом, шагом в бездну. Некоторым хочется, чтобы наша страна была оккупирована и как бы освобождена извне. Но чего стоят такие освобождения, мы слишком хорошо знаем из истории. И не дай Бог нам такой «свободы».

А что же, терпеть и ждать, ждать и терпеть, пока не останется ни одной живой души, пока антропологическая катастрофа, расцветающая в нашей стране, не съест всех, кто остался, и не превратит их из людей в человекообразных?

Кажется, я перебрал все возможности, всё, что сейчас предлагается. И все это – ужасно и отвратительно. Больше не предлагается ничего. Но всё-таки ещё одну возможность мы должны предусмотреть, ту, за которую выступает Бог, Который призвал нас к миру.

Нужно предусмотреть возможность мирного перехода от советской и постсоветской истории к нормальной жизни. Но это абсолютно невозможно без Бога, без Христа, без Церкви с большой буквы, без христиан, без братских отношений, без общения, без самоотверженного служения.

Мы исходим именно из этого, и поэтому так дерзновенно называем наш фестиваль «Время мира». Мы не ходим на демонстрации, мы не занимаемся политикой, но мы хотим быть миротворцами. Нам отвратительны действия, которые не различают добро и зло. А сколько мы их видели и видим по сей день?

Нам нужно сделать всё, чтобы Господь принес Свой Свет в царство тьмы. И значит, чтобы Он прошёл через душу каждого человека. Более важной задачи сейчас нет, поэтому мы говорим о русском общенациональном и церковном возрождении, а в связи с этим ещё о русском общенациональном и церковном покаянии. Мы предлагаем конкретные действия, которые могут исцелить и человека, и народ, и церковь, и страну. Но мы видим, что многие не понимают, что это самое главное, и как всегда, начиная со времени потопа, живут своей обычной житейской жизнью, не видя, что их ждёт, что грядёт в недалёкие времена, если они не покаются.

Кто-то должен показать пример новой жизни, не претендуя на истину в последней инстанции. Церковь – это не Царство Божие. Она никогда Царством Божьим не была, таковым не является и никогда им не станет. Царство Божие приблизилось (Мф 4:17), но это нужно будет снова показывать, это снова нужно доказывать, как это было в древнем Израиле во времена нашего Господа, когда народ, считавший себя Божьим, ничего этого не увидел и не признал, и всё это отверг, за исключением маленькой кучки людей. Это может повториться.

Чтобы наступило время мира, нужно очень хорошо знать, что такое добро и зло. Нужно возрождение Церкви, в первую очередь чтобы она снова была Христовой и только Христовой. Нужно возрождение народа, общества, культуры, преемственности, даже каких-то старых традиций, потому что без корней – подуют ветры, разольются реки и ничего не останется, всё опрокинется. Это касается и Церкви. И мы с вами это знаем, и знаем, какие корни крепкие, а какие лишь кажутся надёжными. Давайте поделимся опытом друг с другом и со всеми людьми. Ждать и спать уже некогда, мы уже однажды сто лет назад опоздали на какой-то месяц, но это опоздание оказалось роковым.

Нам нужно знать, к чему нас призвал Господь, нам нужно знать, что каждого из нас Он призвал к миру. Мы не будем воинствовать как люди мира сего, но мы должны стать реальным воинством Господним, чтобы каждый стал представителем этого воинства. Мы должны «воинствовать», неся в себе мир.

Аминь.