Публикации

Версия для печати

В человеке, как и в Боге, сокрыты вечная тайна и новизна

Проповедь в предпразднство Рождества Христова, 4 января 2019 года

08.01.2020

C праздником, дорогие братья и сёстры!

Сегодня, празднуя память святых отцов, мы предощущаем радость Христова Рождества, великой тайны, к которой стоит внимательно отнестись. С одной стороны, всё происходит обычно – рождается человек. Но этот Человек – большая тайна, такого люди не видели, потому что Он и образ, и подобие Божие в полной мере. Даже Адам и Ева до своего грехопадения были не совсем такими. Что-то было в этом Младенце особенное. Мы понимаем это не просто из необычных событий, которые так красиво и легендарно изображены в Евангелиях – не по тому, что приходят то ли мудрецы, то ли волхвы, сияет некая звезда, а по тому, что на челе этого Младенца и в Его глазах читался такой мир, которого не было в мире в те времена нигде: не только среди язычников, но и в Израиле, – и вот он был явлен. Но его ещё надо было узнать и принять, это была великая задача для всего человечества, которую оно до сих пор ещё не решило. Насколько она решена, нам ещё очень трудно судить – судит, в конце концов, Бог. Этот свет, этот мир, который существовал сокровенно в Младенце, а потом раскрывался полнее и полнее, и уже в полном совершенстве – на Кресте и в Воскресении Христовом и при сошествии Святого Духа на апостолов, стал достоянием и наших сердец, и мы приобщены к Его миру, хотя изъяснить этого почти не можем.

Нам дороги слова Христа в Евангелии, где Он всем людям на все века говорит об их призвании: «вы – боги, сыны Всевышнего – все вы». Говорит, Сам будучи Богом с большой буквы и Человеком с большой буквы. Потребовались века, а может, особенно безбожный и бесчеловечный XX век, чтобы мы перестали бояться откровения о том, что через человека являет себя Бог, а через Бога являет себя Человек. Познавая Бога, мы познаём человека, познавая человека, мы познаём Бога. Некоторые христианские мистики даже говорили о том, что если умрёт Человек с большой буквы, то умрёт Бог. К счастью, этого не случилось, и те, кто говорили в XIX и XX веке, что Бог умер, всё-таки оказались неправы. Как не правы и те, кто думают, что в наше время умер человек, в том числе и в нашей стране, в нашем народе. Хотя оснований для таких суждений много, но Господь сильнее, Господь милосерд, и Он не даёт умереть человеку на земле! Поэтому и мы, веруя и живя по вере, как бы не даём умереть Богу. Это важнейшее откровение, а не дискурсивное знание, оно открывает нам тайну человечности Бога и божественности человека в своём пределе.

Многие святые отцы размышляли о том, что значит Боговоплощение. Они немножко спешили, думая, что естество человеческое при рождении Сына Божьего уже соединилось с Богом и уже спасено. Но спасается человечество всё-таки на Кресте и в Воскресении Христовом и когда получает подтверждение в даре Духа Святого.

Откровение Бога совершалось и совершается так же, как и откровение человека. В человеке, так же как и в Боге, сокрыты вечная тайна и новизна. Каждый век, каждая эпоха приносит в это откровение, в это познание что-то новое, открывая пути Промысла Божьего, который без человека и его участия не может совершаться в истории. Для нас с вами это важно, иначе мы не могли бы иметь надежду: ни в настоящем, ни в будущем. А мы эту надежду имеем.

Было не однажды замечено, в том числе и нами, что Христос воскресший и Бог вочеловечившийся являет Себя лучше всего в какие-то удивительные благодатные моменты жизни людей. Например, это можно видеть у купели Крещения, или тогда, когда люди совершают таинство Святого Духа, таинство Миропомазания, или таинство Евхаристии, Благодарения, или другие таинства. Конечно, это происходит только в том случае, когда они совершаются церковно, в своей полноте, а не только в своей внешней форме. Поэтому мы всегда стараемся, по древней церковной традиции, и к Рождеству, и к Пасхе, а иногда к Пятидесятнице, а иногда и к другим важным праздникам готовить людей, которые хотят быть христианами в наши трудные и смутные дни, к крещению или к воцерковлению, к первому причастию или к миропомазанию. Таких людей немного, но и не мало. Их можно найти в самых разных местах, они сами себя являют, важно только протянуть им руку помощи, чтобы они могли перейти границу Церкви. Церковь имеет в этом мире границы. Их не так легко увидеть, они сейчас забыты, о них забыла сама Церковь, но они есть. И Церкви очень важно знать, кто в них входит, а кто нет. Праздник Рождества, когда у нас множество людей принимают крещение, позволяет нам каждый год открывать эту тайну церковных границ. Это становится возможным для всех, кто предварительно проходит полноценное оглашение, кто действительно проверяет себя и кто путь своей жизни исправляет и направляет к Богу во Христе и в Духе Святом и к Церкви, то есть к своим ближним и близким людям. Это всё – чудеса, которых по всем законам мира сего не должно было бы быть, в которые современные люди чаще всего не верят, потому что не видели их своими глазами. Нам с вами повезло, мы эти чудеса видим постоянно, и поэтому нам всегда есть за что благодарить Бога, поэтому мы всегда радуемся каждому человеку, когда в нём, в его глазах снова загорается свет рождественского откровения, когда перед ним вспыхивает звезда, ведущая его к Богу.

Пусть всегда будет именно так, дорогие братья и сёстры! Пусть всегда и во всём мире, и, что особенно важно для нас, в нашей стране, в нашем народе будут эти люди, которые готовы поставить божественное Откровение на первое место в своей жизни, а всё остальное отодвинуть на место второе или третье. Пусть же это чудо продолжается, пока существует этот мир, пока не открылась полнота Небесного Царства, пусть оно продолжается и ведёт нас вперед и вверх. Пусть каждый из нас ощущает это новое единство через откровение Богочеловечества, пусть каждый из нас находит слова для свидетельства о Божьем чуде, которое началось со времён Христова Рождества.

Аминь!