Публикации

Версия для печати

«В церкви никто не должен чувствовать себя чужим»

Проповедь духовного попечителя Преображенского братства священника Георгия Кочеткова

05.12.2019

Братья и сёстры христиане!

Мы празднуем один из больших двунадесятых праздников – Введение во храм Всесвятой Богородицы. И я хотел бы сейчас обратить внимание на то, что означает храм в новозаветном контексте. Мы живём, слава Богу, не в Ветхом Завете, а в Новом, когда понятие храма принципиально меняется. Теперь это не просто Иерусалимский храм, и даже не просто один из храмов. Нет, здесь что-то другое. Неслучайно мы слышим в стихире праздника, что храмом Божьим называется вечнодева Мария. Богородица в Новом Завете – это и храм, и образ всей Церкви Христовой, Народа Божьего. Отсюда и такое большое почитание Божьей Матери.

Поэтому и строки из ветхозаветного пророка Аггея мы с вами должны читать по-новому: «Не рано ли вы сами обзавелись домами и крышей над головой, тогда как этот Храм – в запустении? Так говорит Господь Воинств: посмотрите, как вы живете! Много сеете, да мало пожинаете; едите, да не досыта; пьете, да не допьяна; одеваетесь, да не согреваетесь; зарабатываете – да кошелек дыряв» (Агг 1:4-6). Нужно понять, что если мы строим себе дом, а дом Божий в запустении, то Господь не даёт нам спокойной жизни – и кошелек дыряв, и мы не насыщаемся. Как мы можем строить свою мирскую жизнь, если церковь Божья в запустении? Она как бы не обухожена теми, кто должен её обухаживать и сам составлять вместе со Христом её основу. Ведь каждый верующий – это живой камень в духовном строении, которое называется Церковь. Церковь новозаветная, живой храм – совсем не то же, что храм ветхозаветный. И в нём совершенно по-новому пребывает Бог – уже не просто как некое сияние, пусть даже мистическое и славное (кабаот или Шехина). И мы с вами должны ощущать это на себе. Как живые камни живого храма, который воздвигает Господь, мы можем видеть, насколько церковь Божия разорена. Так же, как сразу после вавилонского пленения народа израильского. Тогда Храм был опустошён и уничтожен, а потом стал возрождаться, но люди не прилагали к этому большого усердия, они вообще не верили в то, что это можно сделать. Народ думал, что это всё бесполезно: даже если мы и восстановим что-то, снова придут враги и всё сожгут. Поэтому и настаивали и Зоровавель, и пророк Аггей, и другие пророки того времени, что нужно восстанавливать Храм.

То же самое должны были бы говорить и мы с вами, поняв, что не можем оставить Церковь Божью в запустении. Если уж так случилось, что пришли враги и её разрушили до основания, а потом как-то выросло такое страннолепное церковное здание, которое мы видим сейчас, то наша ответственность в том, чтобы Церковь превратилась в славный Дом Божий. Богатый – богаче, чем был. Но новозаветное богатство – это не золото и серебро, как в ветхозаветном Храме, это дары Духа и духовные плоды, которые в Церкви приносит каждый. Если уж проводить параллели с ветхозаветными пророчествами, давайте подумаем, что нужно делать, чтобы эти богатства умножались – не когда-то ещё, а сейчас, когда всё так неблагополучно. Каждый человек ощущает и немощи церкви, разорённой в советские годы, и слышит столько старой и новой клеветы на неё. Многие думают, что нам здесь нечего делать, потому что всё бесполезно: что бы мы ни делали, всё равно кто-нибудь придёт и отнимет, кто-нибудь придёт и исказит, разрушит. Разве так не рассуждают многие в нашей стране, да и не только в ней? Но мы с вами так рассуждать не можем. Без Христа и без Церкви, что бы мы ни делали для устроения своей личной жизни, ничего не будет плодоносным, ничего не будет благословлено Богом, всё будет вкривь и вкось – и нечего на других кивать. Всегда у нас кто-то виноват. А что мы сами сделали для Бога и Его Церкви, для Его Храма, чтобы он возродился и стал ещё богаче, чем был когда-то?

Вообще говоря, не так легко ответить, что нам делать, чтобы духовные дары Божьи воссияли в новом Храме Божьем, в Церкви, обновлённой Духом Святым, а не человеческими измышлениями или пристрастиями, особенно политического характера. Конечно, мы не первые, кто задаётся таким вопросом, – беда пришла в церковь давно. Храм Божий уже сто лет уничтожается. И давно было ясно, что просто механически вернуться к старому будет невозможно, об этом говорили многие наши святые XX века. Когда сейчас пытаются вернуть церковь в том виде, в каком она была до 1917 года, то делают большую ошибку, вольно или невольно отвергая тот опыт, который явили наши святые новомученики и исповедники. Нельзя никогда в истории ничего возвращать – получится только дурная стилизация. Церковь всегда, на протяжении всей своей истории строится, всегда возводится, как это было предсказано в «Пастыре» Ерма – замечательном пророческом произведении первой половины II века. И за все две тысячи лет она не была достроена, какие бы святые ни сияли в ней.

А что делать нам? Мы люди простые и не претендуем на какое-то величие. Хотя какие-то откровения Господь являет и нам. Разве можем мы просто повторять то богослужение, которое было в XIX веке? Не можем. И поэтому вот, мы собираемся здесь и стараемся молиться все вместе. Поэтому мы используем современный язык богослужения и всё время совершенствуем его, чтобы ничто не проходило мимо ушей и сознания верных, да и оглашаемых тоже, которые всегда присутствуют на молитве до известного момента, пока им не говорят «изыдите». Мы с вами стараемся совершать богослужение так, как старались его совершать лучшие христиане на протяжении всех эпох, чтобы оно охватывало сердце каждого, чтобы ум не отвлекался, не развлекался пустыми посторонними вещами. Поэтому есть возможность и подпевать, а так как богослужение остаётся довольно длительным (с этим пока что-то трудно сделать), то можно и сидеть, только не спать. Спать нельзя. Мы стараемся, чтобы между людьми устанавливались подлинные, глубинные отношения живой веры, надежды и любви и чтобы всё это восходило к Богу через Христа во Святом Духе. Мы стараемся, чтобы люди были готовы вступать в живое общение с Богом и друг со другом. Это ещё не всегда сразу означает создание каких-то живых общин и братств, богатых теми же дарами Духа – никаких других богатств у нас с вами не предвидится. Мы стараемся, чтобы сюда мог прийти любой ищущий Бога человек и чтобы он не чувствовал себя здесь чужим. Стараемся молиться и общаться так, чтобы также не чувствовали себя здесь чужими и оглашаемые, и люди, может быть, и не принадлежащие к православной церкви – христиане других конфессий, и даже нехристиане, которые иногда заходят и тоже радуются тому, что здесь видят. И это удивительно, что все радуются, какая бы разница между людьми ни была.

Это не просто особенность нашего замечательного Свято-Филаретовского института, который через свою просветительскую, образовательную, научную и церковную деятельность старается всех направить на то, чтобы каждый плодоносил пред Богом в Церкви. Один институт всё сделать не может. Как не может всё сделать одно братство, даже если оно распространено по всей нашей стране и не только. Забота о том, как нам восстанавливать Дом Божий, поруганный и осквернённый, разрушенный и до сих пор не восстановленный, должна быть заботой всех, кто переступает порог этой Свято-Филаретовской часовни, и всех православных Русской церкви. Конечно, когда патриарх Алексий II благословлял эту часовню, он не знал, какое богатство он вкладывает в церковную сокровищницу. Мы, правда, тоже не очень знали. Но Господь всегда помогает в устроении Своей Церкви, Своего Храма, Своего народа, Народа Божьего, народа христианского.

И пусть каждый из нас сегодня немножко подумает об этом: что он делает по воле Божией, если хочет, чтобы вся его жизнь и все его дела были Богом благословлены и не подверглись разорению. Сейчас идёт Рождественский пост, и эти наши размышления, конечно, имеют отношение к его содержанию, к самому главному, ради чего сейчас могут существовать длительные посты – покаянию и возрождению церкви и нашего народа. Всё остальное потом, всё остальное на втором месте. Будем же, дорогие братья и сёстры, помнить, что это Господь обращается к нам, это Он обращается к нашему разуму и нашему сердцу, чтобы мы строили свою жизнь в соответствии с Его волей, чтобы мы устраивали Храм Господень, чтобы мы, когда надо, шли в горы и собирали там необходимый материал для такого строительства. Как вы знаете, в церковной традиции, особенно аскетической, идти в горы – значит идти «горе», то есть ввысь, приближаться к Богу. И пусть каждого из нас благословит на этом пути Господь!

Аминь.