Публикации

Версия для печати

Свяжем себя узами сострадания

Проповедь на чтение Евангелия (Мф 8:5-13) на воскресной литургии 2 июля 2017 года

11.07.2017
Исцеление слуги центуриона. Фреска, Афон, монастырь Дионисиат, 1547

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Братья и сёстры, христиане!

Как всегда, поразительно евангельское слово. Какой бы мы ни взяли эпизод, чтобы мы ни читали, это слово каждый раз удивляет нас. Оно наполнено каким-то высшим смыслом, оно не следует обычной линейной логике, оно наполнено не просто умом и разумом – оно наполнено духом и смыслом.

Так и сейчас, когда читался эпизод, описанный евангелистом Матфеем, о том, что произошло в Капернауме, то есть в местах родных Господу. К Нему подходит не кто-нибудь, а очень высокий чин римского войска, офицер, центурион, то есть сотник: под его началом по меньшей мере сотня человек, для того времени это было уже немало. И он просит о помощи, причём интересно просит – он только описывает ситуацию, обращается ко Христу, как было положено тогда, «господин мой» и дальше с видимым сожалением о своём слуге повествует о том, что тот лежит у него дома в параличе и от этого очень сильно мучается. Здесь даже нет явно выраженной просьбы о помощи, он просто поделился своей болью, своим страданием, которое было состраданием тому слуге, претерпевавшему в это время мучения. И Господь точно так же без обиняков сразу отвечает ему: «Так я приду его исцелить!» Кажется, и просьбы не было – просто, что называется, «помолись». Что бы мы сказали в таком случае? Вот такое-то происходит, ну помолитесь о нас, чтобы нам было полегче, и всё. А Господь понимает это по-другому – что это как бы вызов Ему. Его вызвали, и вызвал римский офицер, человек, по иудейским понятиям, как правило, нечистый. И дом его может быть с точки зрения ритуальной чистоты иудейского закона нечистым. Но Христос ничего об этом не говорит, Он никак не упрекает центуриона, Он только ему сострадает так же, как центурион сострадал какому-то своему слуге. И возникает цепь сострадания!  Эта цепь очень крепкая: если у людей есть сострадание, то это их связывает очень-очень серьёзно.

А дальше происходит нечто необычное. Центурион просит Христа к нему не приходить: только слово скажи, и достаточно будет, потому что «ты начальник – и я начальник». Я говорю своим подчинённым «делай то-то и то-то», и они делают, потому что знают, что начальству надо подчиняться (как и мы с вами хорошо знаем, что начальству надо подчиняться). Значит достаточно будет одного слова, и злые духи, которые мучают того несчастного больного человека, должны будут подчиниться Тому, Кто от Бога. Ведь главная слава, которой пользовался тогда Иисус, была именно такова: это Человек от Бога. Что говорили враги Иисуса? «Он не от Бога!» Они спорили с теми, кто говорил: «Он от Бога». Они ещё почти не говорили о том, Мессия Он, или пророк, или кто ещё. Точнее, тут все говорили по-разному, мы знаем об этом из вопроса «За кого почитают Меня люди?» (Мф 16:13). И для центуриона Иисус был просто такой «духовный начальник» над всеми духами, в том числе и нечистыми. У Него есть духовная власть – вот что было важно для центуриона. Поэтому он и предлагает Иисусу не идти к нему в дом. А Иисус изумляется этому и говорит, что такой веры Он даже в Израиле найти не мог. Для Иисуса это было очень важно, потому что Он пришёл «к погибшим овцам дома Израилева» (Мф 10:6; 15:24). И это была, во всяком случае в первой части Его служения, Его основная миссия – обратиться к погибшим овцам дома Израилева. Они погибали, но ведь уже бывало в истории, что и воскресали. Так бывает и с другими народами и в другие времена. Это похоже на нашу жизнь. Погиб дом Израилев, кости одни остались, мёртвые и голые. И вдруг Иисус видит здесь то, что Он хотел бы видеть в Израиле, но чаще всего не видит. А Он хотел бы, чтобы Израиль духовно воскрес, прозрел и увидел благость Божью, любовь Отца Небесного, пославшего Своего Сына, но вот, многие противятся и не веруют. А этот центурион – язычник, хотя, видимо, и хорошо относившийся к иудеям (иудеи это ценили: ведь он построил синагогу и делал для них еще что-то доброе, в отличие от большинства других римских оккупантов на израильской земле), – вдруг проявляет веру.

И дальше Господь говорит вещи принципиально важные. Он по-своему оценивает всю эту ситуацию. Здесь сперва ничего не говорится о больном человеке, о слуге сотника. Здесь говорится, прежде всего, о духовном смысле происходящего. Господь говорит, что коли Израиль обращаться к Богу не хочет, то «многие придут с востока и запада» (Мф 8:11), то есть с самых разных сторон, придут грешники, которым не было уготовано Царство, которым не обещалась милость Божья, для которых как бы и не приходил Мессия, Христос. Но вот они-то «придут и возлягут в Царстве Небесном» с избранниками Божьими – Авраамом, Исааком, Иаковом. Эти имена ветхозаветных патриархов в данном случае означают только одно: что они избранники Божьи, и что Царство Божье для тех, кого Бог избрал, для тех, кто принял Бога и кого принял Господь, для тех, кто вмещает эту взаимную Любовь и кто являет в себе веру. Вот они-то придут и возлягут в Царстве Небесном, а те, кому Царство Божье было уготовано, приготовлено и обещано, будут извержены в «ад кромешный», или, в переводе на русский язык, во «тьму внешнюю», где будет страдание, плач и скрежет зубов (Мф 8:12). Потому что нельзя не страдать человеку без Бога. Если человек без Бога, то он обречён находиться в страдании, даже при внешне благоприятных обстоятельствах жизни, когда у него и работа хорошая, и семья неплохая, и здоровье хорошее, когда всё у него есть, и он должен был бы быть доволен жизнью. Всё у него есть на земле, но если нет того, что не только на земле, то всё равно он будет страдать, и страдать, судя по всему, хуже, страшнее, тяжелее, чем даже тот параличный слуга сотника.

Понятно, чем кончается этот эпизод. Вы помните, что Господь говорит центуриону: «Да будет тебе, как ты уверовал», то есть по твоей вере, и слуга, конечно, исцеляется в тот же час. Но вот эти слова о том, что те, которым было уготовано Царство, могут оказаться изверженными вон, стать насельниками ада, нам с вами забывать нельзя. Мы ведь тоже думаем, что мы Новый Израиль, мы тоже думаем, что нам уготовано Царство, мы тоже ссылаемся на святых отцов, на новых Божьих избранников. Мы в чём-то похожи на древних евреев, и мы можем оказаться среди осуждённых, среди тех, кто не избежит тяжких страданий, потому что мы часто не живём по вере, потому что мы часто живём как бы параллельно с нашей верой. Вера говорит об одном, а наша жизнь свидетельствует о другом. Когда нам нужно что-то выбирать – от чего-то отказываться, а что-то принимать, – мы часто исходим совсем не из евангельских критериев. Мы часто идём совсем не туда, куда призывает нас Господь, потому что нам жалко оставлять то, что у нас есть, что мы ценим: своё богатство, своё благополучие, уважение тех людей, которых мы тоже ценим в своём окружении. Нам бывает страшно этого лишаться, и тогда мы действительно уподобляемся тем неверующим евреям. Мы как они, потому что Господь ценит жизнь по вере, а не декларации и символы веры, которых, безусловно, мало для Господа, хотя мы чаще всего думаем, что этого уже достаточно.

Давайте делать из этого выводы, дорогие братья и сёстры, делать выводы для себя, но и для всех тех, кого мы любим. Ведь мы можем сказать, исходя из прочитанного текста Евангелия, что центурион пошёл домой, увидел исцелённого слугу и стал говорить ему об Иисусе, рассказывать ему о состоявшейся встрече со Христом. А как исцелённый слуга мог отреагировать в этом случае? Очень велика вероятность того, что и он поверил, потому что он сразу увидел и плоды веры. Он их уже знал по себе, он уже пережил тот момент, когда страдания от него ушли и болезнь отступила.

Давайте же, дорогие братья и сёстры, делать выводы сразу. Вера нам, безусловно, нужна. Вера нужна всем людям, и вера именно во Христа, вера в Бога – не просто некая вера, слепая или жестокая, формальная. Нам нужна жизнь по вере, нам нужно так доверять Иисусу, чтобы можно было предвидеть Его действие, исцеляющее всех, спасающее всех, и опираться на это тогда, когда нужно выбирать – выбирать путь своей жизни, выбирать критерии качества своей жизни. Пусть поможет нам в этом Господь!

Давайте же и мы будем помогать друг другу, давайте тоже свяжем себя узами сострадания, сочувствия и любви! Давайте жить в таких узах, иначе нас ждут совсем другие. Давайте не будем бояться опираться, надеяться на нашего Господа! Если мы Его познаём как Любовь, как Свободу, как Истину и Свет, то давайте и жить во Свете, давайте светить другим, давайте делать это вместе, потому что в наше время в одиночку сделать ничего нельзя! И пусть поможет нам всем Господь, и пусть каждого из нас обрадует сегодня то Евангелие, которое мы только что слышали!

Аминь.