Публикации

Версия для печати

Самое трудное слово Евангелия

Проповедь в субботу после вечерни

23.06.2012
«Апостолы Петр и Павел». Фрагмент фрески, конец XII в. Монастырь Ватопед, Афон (Святая гора Афон), Греция.

Дорогие братья и сёстры!

Время бежит как всегда очень быстро, и уже в самом разгаре Апостольский пост, посвящённый апостолам Петру и Павлу. В знак братского единодушия с западной церковью восток тоже называет их первоверховными апостолами. Это те апостолы, которыми хвалится Римская церковь, чьё наследие особо чтит и бережёт. Также и мы почитаем этих апостолов. Для нас этот пост является, может быть, не самым строгим, но всё-таки он готовит нас к встрече праздника в честь апостолов Петра и Павла. Древняя церковная традиция предполагала, что можно и нужно готовиться к такого рода праздникам. И хотя, как я уже сказал, Петровский (Апостольский) пост не является особо строгим, – многие люди его не замечают, не соблюдают, – однако он имеет значение для тех, кто чтит апостольскую традицию и память апостолов.

В древности в церкви часто считалось, что для подготовки к такого рода событиям достаточно именно поста. Перед Пасхой пост, перед Рождеством, перед Успением, перед праздником святых апостолов Петра и Павла: четыре важнейших праздника в году как раз и отмечаются предваряющим постом. Но история показала, что всё-таки одного поста недостаточно, его не хватает людям, для того чтобы наполниться апостольским духом, чтобы преодолеть свою раздвоенность, чтобы заново в себе услышать слова Христа: «Отвергнись себя, возьми свой крест и следуй за Мной», – следуй так, как это делали все апостолы. Часто людям не хватает этого настроя. Многие говорят: ну, это же были апостолы, это были избранники Господа нашего Иисуса Христа, а апостольский подвиг не повторяется, апостольская харизма уникальна. И в какой-то степени это правда. Действительно, апостольская харизма не повторяется, она действительно уникальна.

Когда свобода во Христе подменяется произволом, своеволием, тогда оказывается, что и любовь Христова уничижается.

Прошла эпоха апостолов, и церковь очень быстро стала думать об апостольской традиции, к сожалению, скорее, в категориях прошедшего времени. Правда, дальнейшая церковная история знала чин равноапостольных святых – как мужчин, так и женщин, которых, как вы помните, было не очень мало в самых разных церквах, в самых разных частях света. Людей, которые особенно успешно потрудились в деле проповеди христианской веры, называли равноапостольными мужами или женами. Они могли быть в сане, – епископами, монахами, – а могли и не быть ни монахами, ни епископами, ни пресвитерами. Могли быть князьями, влиятельными людьми, великими философами, учителями, а могли ими также не быть. И это очень интересно, дорогие братья и сёстры!

Когда христиане почувствовали, что поста не хватает для наполнения сердца своего апостольским духом, люди бросились в противоположную крайность: они стали склонны в наше время отменять этот апостольский пост, но они совсем не склонны его исполнять в духе древних церковных традиций. Неправильно было думать, что апостольский пост – единственное, что нужно для очищения сердца и ума. Неверно было думать, что достаточно только аскетических средств для исцеления души, для исправления жизни своей, тем более для исправления жизни целых общин, целых народов, целых церквей. Но неправильно было думать и что аскетические средства имеют лишь второстепенное, малозначащее влияние на жизнь христианина.

И всё-таки, как же нам готовиться к памяти святых апостолов? Очень хорошо, что каждый год в июле мы празднуем этот праздник. Мы хотим его как-то выделить, и не случайно называем его праздником великим. Это один из немногих в течение года великих праздников. Конечно, важно не просто прославить подвиги апостолов. Это очень хорошо, но это уже сделал Сам Господь. Он прославил апостолов, Он показал их святость, Он показал то, что они стали подлинными сосудами благодати и истины, а значит, Христовой Любви, Христовой Жизни, они стали зачинателями основных церковных традиций. И всё-таки, повторяю, недостаточно нам праздновать этот праздник только в этом смысле, как, к сожалению, делают нередко верующие люди разных церквей.

Каждый человек должен понимать, что ему дан особый дар от Бога, и он должен сам узнать, как он может сбросить с себя эту змеиную шкуру своеволия, этот мучающий самого человека и всех вокруг индивидуализм...

Нам, конечно, нужно, прежде всего, вспоминать о том, как смогли вместить слово Христово и понести его в мир святые апостолы. И пусть мы не можем стать с вами буквально апостолами, но вот теми, кто, подобно или даже равно апостолам, несёт свою харизму свидетельства, мы стать можем. Конечно, для этого нужно прежде всего отвергнуться себя. Это самое трудное слово Евангелия: «Кто хочет следовать за Мною, пусть отречётся от самого себя» (Лк 9:23). Мы хорошо понимаем, почему это плохо получается у современных людей. Потому что многие современные люди не могут отвергнуться себя, они себя слишком переоценили. В своё время, в какие-то средние века, может быть, каждый персонально человек со своей свободой, со своими дарами, со своими особенностями характера и судьбы недооценивался. А в наше время эти вещи переоцениваются, они слишком выпячиваются. И в результате получается так, что все превращаются в какую-то однородную среднюю массу критически мыслящих единиц, которых никто не слушает, которые на самом деле никому не интересны, потому что каждый думает о том, как ему выразить лишь самого себя, как ему реализовать самого себя в этом мире. И это большая проблема. Когда свобода во Христе подменяется произволом, своеволием, тогда оказывается, что и любовь Христова уничижается. И харизма свидетельства не реализуется даже в церкви.

В древности в церкви могли быть апостолы, пророки и церковные учителя, отличные от церковной регулярной иерархии. А сейчас мы не видим ни апостолов, ни пророков, ни тех самых учителей. Спрашивается, почему? Почему отвергнуться себя и взять свой крест на свои плечи люди не могут? Здесь никакой ответ не будет достаточен. Никакой! Все ответы будут частичны, потому что в этом есть мистическая тайна. Каждый человек сам должен об этом подумать и раскрыть эту тайну в своём сердце, в своей жизни. Каждый человек должен понимать, что ему дан особый дар от Бога, у него есть особый путь, и он должен сам узнать, познать сердцем своим, опытом своим, духом своим, как он может сбросить с себя эту змеиную шкуру своеволия, этот мучающий самого человека и всех вокруг индивидуализм, это самолюбие, честолюбие, славолюбие, сребролюбие, эту жажду к удовольствиям и к наслаждениям. Каждый человек должен раскрыть эту тайну по отношению к себе. И это подвиг каждого.

Вот для того, чтобы хоть немного продвинуться по этому пути, и нужен нам с вами Апостольский пост, не столько выраженный в диете, в том, что нам есть или не есть, на что нам смотреть или не смотреть, к чему-то прикасаться или не прикасаться, сколько выраженный в том, чтобы дух наш был исцелён и просвещён, просветлён, преображён, объединён с Духом Святым, с той благодатью, которая даётся нам по дару Христову от Отца нашего Небесного.

Тот, кто хочет идти путём любви и свободы, должен приготовить душу свою не только к искушениям. Он должен приготовить свою душу к самоотречению.

Будем помнить об этом, дорогие братья и сёстры! Хотя мы хорошо с вами понимаем: для того, чтобы раскрыть эту тайну, для того, чтобы решить эти вопросы, нам недостаточно будет одного года и одного поста, нам недостаточно будет и двух, и трёх, и пяти, и десяти лет. На это потребуется вся наша жизнь. Да, мы с вами это хорошо понимаем, и, тем не менее, мы должны идти. Даже тогда, когда мы до конца ещё не дошли, когда мы чувствуем, что проблема до конца не решена, мы всё равно должны идти вперёд. И мы должны искать тех людей, которые делают то же самое. Мы должны как бы объединить свою силу, свою энергию, для того чтобы сдвинуть этот тяжкий воз своей жизни. Нам трудно менять свою природу, нам трудно менять своё сердце, нам трудно менять своё умонастроение.

Бог даёт нам благодать легко и просто, потому что нет ничего легче дара любви. Но мы с вами знаем, что, вкладываясь в сердце человеческое, этот дар требует от человека полной отрешённости от себя и своего, он требует самого узкого пути. И мы уже не однажды с вами говорили о том, что самый узкий путь человека на земле – это путь любви и свободы. Тот, кто хочет идти путём любви и свободы, должен приготовить душу свою не только к искушениям. Он должен приготовить свою душу к самоотречению. Хочешь, чтобы в твоей жизни была любовь, хочешь, чтобы в твоей жизни была свобода – умей отрекаться от себя и брать свой крест и следовать за Христом. Научись, выучись этому узкому и опасному пути. И не бойся давать авансы любви всем своим ближним, как и Самому Господу Богу. Не бойся делать это, независимо от заслуг или грехов другого человека. Как только ты испугаешься, подобно апостолу Петру, начавшему ходить по водам, будешь тонуть, начнёшь погружаться в пучину страстей и мрака, в пучину безжизненную и бездонную.

Будем, дорогие братья и сёстры, проводя сейчас Апостольский пост, делать всё, чтобы реализовать своё христианское призвание. Будем стараться помогать в этом друг другу. Будем искать всех тех людей, которые так любят Бога, так любят Христа, так любят ближних своих, что готовы следовать тем же путём. Тогда между нами будет подлинное единство во Христе. Не просто единство во взглядах, в умозрениях богословов или в церковных традициях и канонах. Будет единство на более глубоком и поэтому на более важном уровне – на уровне любви и свободы. Пусть же Господь благословит нас на этом пути во все дни нашей жизни!

Аминь.

Пресс-служба братства «Сретение»