Публикации

Версия для печати

Покаяние русского и еврейского народов. Главнейшие молитвы мы возносим за всех и за всё

Проповедь на великой Вечерне, 24 августа 2019

29.08.2019

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

С праздником, дорогие братья и сёстры!

Я чувствую, что замечательное настроение, которое сложилось на нашем фестивале «Время мира», ещё светится на наших лицах и в наших глазах. Так и должно быть. Ради этого и собираются такие огромные форумы, чтобы те, кто там был, могли нести свет Преображения всему миру, всем людям, которые взыскуют этого света, которые хотят жить во Свете, в силе Духа Святого, Любви, Надежды, Веры, Свободы и Истины Христовых. И мы с вами, конечно, стараемся не забывать ничего из того, что Господь дарует нам в такие дни.

Замечательно не только то, что это был XXX Преображенский собор Преображенского братства – и, значит, начался тридцатый год его жизни. Важно, что на фестивале было место людям, которые пришли по приглашению братьев и сестёр всего Братства, пришли как друзья и собеседники, пришли со своей позицией, во всём многообразии мнений. Все чувствовали, что можно открыто и свободно возвышать свой голос. Что-то нам могло больше нравиться, что-то меньше, с чем-то мы могли быть полностью согласными, с чем-то, может быть, и не очень – но дух любви и мира был между всеми нами. Это и есть для всех нас главный итог Фестиваля – он достиг своей цели, став временем мира в наши дни, когда мира так явно не хватает в наших сердцах, на наших площадях, в делах многих и многих людей и тем более в их мыслях.

На Фестиваль собрались люди из самых разных стран, с разных континентов – все были, кроме разве что центральных СМИ. И это тоже не случайно, это тоже признак нашего времени. Не просто средствам массовой информации самим обрести свободный голос и оценить свободу других людей, а не только следовать конъюнктуре и указаниям.

Мы могли всерьёз говорить и о проблемах жизни церкви, и о проблемах жизни общества, народа, культуры, во-первых, благодаря очень высокому уровню основных выступающих, а во-вторых, потому что не скрадывалось это различие позиций. При этом никто ни в кого ничем не кидался, никого ничем не обливал и даже не ругался. Это не было каким-то ток-шоу в том духе, в котором сейчас принято развлекать тех, кто любит смотреть телевизор. И за это слава Богу!

По какому-то особому Божьему благословению в конце Фестиваля прозвучали наши покаянные молитвы за русский народ – всё то, за что нам нужно каяться в истории, в первую очередь в истории XX века, и за еврейский народ – тоже в первую очередь за преступления, совершённые в России в XX веке, но не только за них. На многих это произвело очень сильное впечатление, потому что такого покаяния явно не хватает. Люди вообще часто боятся слова «покаяние». Удивительно, что столь традиционное для нашей христианской культуры понятие так далеко сейчас от того, о чём думают наши современники, наши соотечественники.

Такое покаяние, принесённое не только от себя, но и от лица своих народов, конечно, возымело действие. Многие подходили и говорили, что у них внутри что-то перевернулось и встало, наконец, на место. То, что они не могли сделать сами, произошло с Божьей помощью. И мы надеемся, что такого рода покаянные молитвы и действия будут продолжаться, что разные народы придут в себя, вспомнят свою реальную историю за последние сто лет, смогут набраться мужества и силы духа и принести своё покаяние. Нет ни одного народа в нашей стране, который бы не страдал в XX веке, но нет и ни одного народа, который бы смертно не грешил в нашей стране в последние сто лет.

Единственный вопрос, который у людей иногда возникал, – как можно каяться за весь народ. Все привыкли, что человек может каяться за свои грехи, как это обычно происходит на исповедях в храмах. А вот как каяться за народ? Я всегда очень удивляюсь, когда слышу подобные вопросы, причём не только от простых людей, но и от некоторых незаурядных личностей, весьма всеми нами уважаемых. Такого рода вопросы говорят о том, как далеко мы ушли от настоящей библейской ветхозаветной и новозаветной традиции покаяния!

В Ветхом завете молитва за преступления еврейского народа звучит постоянно, во множестве мест, потому что этот народ постоянно отходил от Бога, забывал и предавал Его, причём в своём большинстве. А иногда бывало, как в Третьей книге Царств: «Один я остался, – говорит пророк Илия, – и моей души ищут». Господь, правда, сказал, что нет, не один, ещё кое-кто припасся. Но впечатление-то было, что один – что все предали, все ушли от Бога! И спрашивать, можно ли покаянно молиться за народ, – значит признаться в том, что ты никогда Библию не читал. Ну, в Православной церкви это бывает – и среди наших верующих прихожан, и среди священников тоже.

Но в Новом завете мы также возносим все главнейшие молитвы за всех и за всё. На этом строится и евхаристическая молитва, которую предстоятель церкви, а вместе с ним и вся община верных, приносит за весь мир. И объяснить такое неприятие покаяния за других можно только тем, что люди не слышат евхаристических молитв, просто их не знают. Они привыкли молиться где-то у себя в уголочке, желательно на кухоньке, а в советское время иногда вообще где-нибудь в ванной – и это всё, это максимум, на что люди были способны. Только некоторые помнили, что одним из основных признаков святости Церкви и отдельных людей в ней была молитва за весь мир, за всех людей, за близких, ближних и даже за дальних – а теперь оказалось, что люди и об этом забыли, этого не знают и не практикуют, даже не пробуют.

Действительно, за других «молиться – кровь проливать», как сказал бы преподобный Силуан Афонский. И то, что церковь забыла о своём главном призвании – «быть солью земли» и «светом мира» (Мф 5:13-14), заставляет задуматься: неужели это нас не касается? Неужели мы можем молиться только за себя и за своих ближайших родственников, и то не всегда? Неужели мы забыли о том, что нам заповедано любить врагов и благословлять проклинающих нас (Мф 5:44)? Неужели мы, прикрыв евангельское слово патиной церковнославянского языка, совсем не внемлем этому слову?

На фестивале никто открыто не возразил молитве покаяния за свой народ. Это слава Богу! Надо сказать, мы ожидали бурной, скорее негативной реакции на эти молитвы и действия, но их не последовало. Интернет почему-то не хочет распространять этой информации, все эти фейсбуки как-то глохнут после первых десяти просмотров.

Мне представляется, что одно из центральных духовных событий – это возвещение мира в наше немирное время и покаяние за весь народ, когда люди к этому меньше всего готовы. Да, «блаженны миротворцы – они сынами Божьими нарекутся» (Мф 5:9). Сейчас не так много святых людей, которые способны каяться за свои грехи и грехи своих предков, или соседей, людей своего народа и своей страны. Если это мало кто может делать без подготовки – значит, нужна подготовка. Значит нужно думать, как сделать так, чтобы нашу покаянную молитву принял Господь и принял сам народ. Даже те люди, которые сами никаких преступлений не совершали, а были жертвами этих преступлений, должны войти в эту ответственность за всех. К слову говоря, такие люди бывают готовы к покаянию за преступления своего народа как именно к своему личному покаянию значительно больше, чем те, кто мучил, убивал, предавал.

Это важно, если мы хотим воскрешения и очищения памяти, без которых возрождение людей невозможно. Память извращена и также подвержена идеологическому воздействию, от которого надо уходить быстрее и подальше. Мы часто не чувствуем, насколько страшный яд грехов и преступлений XX века, совершённых в нашей стране, до сих пор действует на всех.

Здесь есть о чём вздохнуть, а может быть и возрыдать. Интересно, что на Фестивале во время этой покаянной молитвы были люди, которые прямо не участвовали в ней – они и не русские, и не евреи, ни они, ни их предки, может быть, не жили в нашей стране, – но которые воспринимали это покаяние очень остро. Действительно с большими рыданиями, которые не были чем-то показным или истерическим. Всё это касается глубочайших ран, которые не излечены, которые на теле народов до сих пор существуют, загнивают и подчас смердят.

Будем стараться расширять своё сердце. Нам нужно оплакать и пожалеть жертвы, все жертвы XX века – прежде всего в нашей стране, потому что мы за неё в первую очередь отвечаем. Не будем думать, что мы сами только жертвы того, что происходило и происходит на нашей земле вот уже больше ста лет, но будем и каяться, исправлять себя, свою жизнь, свои мысли, дела, не допуская ничего из того, что привело к страшным преступлениям или что из них вытекало. Пусть Господь всех нас благословит в этом столь необходимом для всех нас делании!

Аминь.