Вопрос: Как понимать выражение «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный»? Учитывая несовершенство человека, эти слова иначе как насмешку трудно воспринимать.
Священник Георгий Кочетков: Мне представляется, что прямо наоборот: именно учитывая несовершенство человека только и можно оценить и правильно понять эти слова, и поблагодарить за них Христа. Потому что человек обычно несовершенен и считает, что так и должно быть, что, мол, все грешные, «все чёрненькие и все прыгают». И раз уж никуда не денешься, то и делать ничего особенного не надо, и удивляться в жизни нечему, и стремиться не к чему. А Христос говорит иное. Он задаёт вектор этой жизни. Он не говорит: «Вы достигнете абсолютного совершенства», Он говорит «будьте совершенны», то есть стремитесь к совершенству, приобщайтесь к Богу. Вы своими силами не можете быть совершенными, но вместе с Богом, сотрудничая с Ним, с содействием благодати, божественной любви и свободы, вы можете это совершенство если не обрести как свою собственность, то во всяком случае в нём пребывать и им реально, жизненно пользоваться как силой Божьей.
В Боге проблем нет, они есть в людях, как известно. И одна из проблем возникает тогда, когда человек обретает нечто не сам по себе, а лишь будучи вместе с другими людьми, и, тем более, с Господом Богом. Именно поэтому нужна Церковь, где человек может пребывать с людьми и с Богом. Может быть, многие современные люди и не понимают церкви потому, что они не понимают этих слов Христа о совершенстве, как и других подобных слов Писания, например, «"будьте святы, как Я свят", – говорит Господь».
Что нужно для воплощения этих слов в своей жизни? На это тоже отвечает Писание: «сказал Господь: "Чадо, дай Мне сердце твоё"». Так что нужно лишь довериться Богу, отдать Ему своё сердце, не считать, что наши проблемы сильнее силы Божьей, и тогда мы, обретя Бога, входя в божественную Жизнь и обретая Божьи дары, можем обрести и святость, и совершенство, и, в конечном счёте, Небесное Царство.
Вопрос: Как из всех людей выделить тех, к кому следует по Евангелию относиться как к свиньям и собакам?
Священник Георгий Кочетков: Евангелие не говорит о том, что к кому-то надо относиться как к свиньям или собакам. Ни к кому не надо так относиться. Но бывают «свинские и собачьи» ситуации. Люди иногда устраивают себе или другим свинскую или собачью жизнь, и хотя это вовсе не значит, что они сами свиньи и собаки и достойны этого, все-таки человек должен быть ограждён от свинства и от пёсьей нечистоты. Именно это объединяет свиней и собак, ведь с точки зрения Ветхого Завета это животные нечистые. Так что вопрос задан, судя по всему, не очень корректно. Евангелие говорит о сути дела: «Не мечите бисера перед свиньями», т.е. святыню свою, веру свою, любовь, надежду, свободу и истину, дары Духа – не давайте на попрание людям, которые могут при этом вести себя нечисто, как те самые собаки и свиньи, которые могут только попирать, хрюкая, рыча или устремляясь в бездну. Надо уметь беречь святыню от всякой профанации, от её десакрализации. Когда святыня перестаёт быть святыней, тогда она подобна дару небесному, утерявшему свою силу. Наша христианская жизнь – один из таких даров, и поэтому говорится, что она как соль, которая не должна терять свою силу, иначе она будет выброшена на попрание людям – на попрание как раз такое, о котором говорится в известном евангельском месте о бисере, попираемом свиньями. Вот в этом вся суть. Очень многие современные люди на это не обращают внимания, для них не существует понятия чистого и нечистого, для них не существует понятия святого и профанного. И поэтому очень часто к святыне относятся как к вещам профанным и тем самым обесчещивают и людей, и историю, и народ, и человеческие отношения, и всё, что должно храниться в глубине, в сердце человека как подлинная святыня.
Вопрос: Как христианам исполнять заповедь о субботе? Вот я в субботу еду к родителям за город. И там, если 5 дней идёт дождь, а в субботу-воскресенье – солнце, то никаких заповедей, нужно идти и работать в огороде. Но всё же как тут поступить по-христиански?
Священник Георгий Кочетков:Очень просто. Заповедь о субботе в Новом Завете обрела новую глубину, ведь это же не просто Ветхий Завет. Христианин не может жить просто по-ветхозаветному. Господь говорит: «Сын Человеческий есть Господин и субботы», «Не человек для субботы, но суббота для человека». И это всегда было так, только это было сокрыто в ветхозаветном сознании от людей, пусть и искренне желающих исполнить заповеди. И это значит, что человек не должен менять высшее на низшее. Всему должно быть своё место и время. Например, в субботу вечером нужно обязательно прославлять воскресшего Христа на вечерне, в воскресенье утром собираться вместе в церкви на утрене или для причастия на литургии, нужно найти время для подготовки, нужно найти время для общения верных в любви, нужно найти время для того, чтобы исполнять заповеди о любви к Богу и ближнему, в частности, посещая людей, может быть, крайне нуждающихся в этом – больных, старых, малых и т.д., делая какие-то другие вещи во славу Божью, а не просто для себя, для своего кошелька, для своего удовольствия, для своего чрева. Бывает так, что надо отложить какие-то ординарные, нормальные, обычно принятые в христианском жизненном ритме дела ради срочных, в том числе и материального характера. Но тогда это надо чем-то компенсировать. Нельзя просто отменить заповедь Божью или попечение о большем ради меньшего и считать, что пусть так оно всё и остаётся. Если ты, допустим, в какое-то воскресенье по какой-то очень веской причине не смог пойти на литургию, то хотя бы сделай это в другой день – в субботу, в понедельник, или тогда, когда твои друзья, знакомые будут готовы с тобой общаться. Постарайся перенести свои дела, помня, что ты не один в этом мире. Но в любом случае иерархия ценностей должна сохраняться – суббота позволяет это делать. Потому что иначе ваши житейские дела вас «съедят», и вам никогда не удастся уже ни выбраться в храм, ни встать всерьёз на молитву. В жизни останется только суетное, мелкое и обрывистое, никакой целостности вы не обретёте. Вот в этом всё дело. Поэтому заповедь остаётся актуальной, но, повторяю, в новозаветном ключе, так, как Господь её дал. Потому что и она подчиняется заповеди о любви к Богу и ближнему – главной заповеди во всём Божьем Законе.
Вопрос: Почему в Царство Небесное надо входить именно через узкие врата? Что же будет с тем огромным большинством, которое не догадывается о том, что идёт в погибель?
Священник Георгий Кочетков: Это два разных вопроса. С одной стороны, узкий путь – это всегда путь жертвы, путь любви, путь самоотдачи, самоотвержения, путь Креста, путь страдания, путь кеносиса, т.е. как бы самоистощения, отказа от своих интересов как последней инстанции. С другой стороны, что будет с другими людьми, которые, по нашему мнению, этому не соответствуют? На то Божья воля, мы не судим никого. Слово евангельское в данном случае обращено к нам, к нашей совести. И не нам судить других, тем более что это вещи очень относительные. Каждый человек должен выбирать между узким и широким путём из того, что предоставляет ему жизнь. Но известно: то, что для одного – узкий путь, для другого может быть очень широко, что для другого – широко, для меня, допустим, может быть очень узким путём. Такие вещи не подчиняются шаблону.
Вопрос: Вера и богатство – несовместимые вещи?
Священник Георгий Кочетков: Смотря о какой вере и о каком богатстве идёт речь. Если имеется в виду вера Божья, то и богатство должно быть Божьим. Сказано: «Собирайте себе богатство на Небесах». С таким богатством наша вера не только совместима, но даже и необходимо человеку верующему быть в этом смысле подобным купцу, скопившему наибольшее богатство, сумевшему купить самую драгоценную жемчужину из всех имеющихся в этом мире. Если же говорить о ценностях только материальных, то они редко бывают таким богатством, хотя в одной из притч Евангелия и говорится: «Приобретайте себе друзей богатством неправедным», т.е. материальным. Но все же и оно может пойти в дело, и оно может послужить средством обретения богатства духовного. Так что всё зависит от того, какое богатство мы имеем в виду и как мы им пользуемся. Известно, что сребролюбие, которое часто сопровождает людей материально богатых, является корнем всех зол. Но осуждается не само богатство, а способ им пользоваться или приобретать его, осуждается честолюбие, сребролюбие, гордость, желание жить за счёт других, за счёт эксплуатации, за счёт обмана – так же, как осуждается расточительность, когда человек не умеет сохранить данное ему богатство и использовать его для блага, а просто спускает его на ветер. Когда Христос обращается к богатому юноше: «Пойди, раздай имение своё, продай и раздай нищим», – то имеется в виду конкретная ситуация. Христос не хочет ограбить, оставить голым богатого юношу – Он хочет проверить его преданность, его внутреннюю свободу, потому что тот кичился своей внешней человеческой праведностью. Слова эти были конкретным противовесом тому внутреннему самосознанию и самоощущению, с которым встретился Христос. Он этого юношу полюбил, как сказано в Писании. Не просто уважал как знатного, может быть, человека, уважаемого в народе, а просто полюбил как человека, видимо, искреннего, действительно стремящегося к спасению, к обретению вечной Жизни. Это не могло не вызвать отклика в сердце Христа. Но Христос в сердце этого юноши увидел серьёзную червоточину. Он увидел, что вся его праведность, внешнее благополучие и счастье завязаны на его благосостоянии, которое поработило его и которое, видимо, в своём сердце юноша ставил выше духовного богатства, выше той вечной Жизни, к которой он проявил своё стремление, задавая вопрос Христу. Так что читайте внимательнее Евангелие, умейте его правильно понимать, рассуждайте о том, что там говорится, – и такого рода вопросы будут вами разрешаться легко.
Вопрос: Почему в Новом завете так часто встречается слово «Дерзайте!»? Не противоречит ли это смирению? Если человек спокоен, мирен, то ему ведь ничего не надо. Значит – или смиренный, или дерзновенный, но не одновременно?
Священник Георгий Кочетков: Боюсь, что вы спутали христианство с буддизмом. Смирение не говорит о том, что человеку ничего не надо. Смирение говорит о том, что человек должен знать свою меру и иметь мир внутри себя. А дерзновение говорит о том, что человек должен быть смелым, свободным, мужественным и как раз целеустремлённым, умеющим добиваться своей цели даже в обстановке неблагоприятной, допустим, при определённом сопротивлении извне или изнутри человека. Дерзновение может превратиться в дерзость, тогда это будет нехорошо. Это происходит как раз тогда, когда дерзновение не сопровождается смирением. Если человек дерзновенный, но не смиренный, то он дерзкий, а дерзость – это уже не просто смелость, не просто решительность, не просто проявление свободы и целеустремлённости человека – это уже то, что делается, может быть, смело и решительно, но за счёт другого человека или других людей или наперекор воле Божьей и тем вещам, которые установлены Богом. Дерзость – это способность человека действовать, может быть, даже во благо, но без учёта тех соотношений, той гармонии, которая задана Богом в мире, без учёта самих других людей и других обстоятельств, которые не носят греховного характера, которые не являются злом. Так что здесь налицо недоразумение. Надо быть дерзновенным, в этом великое отличие христианства от буддизма и подобных религий – даосизма и многих языческих культов. Но при этом христианство в отличие от того же буддизма, от того же язычества или несовершенного ислама, или несовершенного иудаизма, призывает человека одновременно к смирению и дерзновению, к тому, чтобы не просто сохранять имеющийся мир, но его совершенствовать, и не только совершенствовать, но и сохранять. Именно эта способность вместить в себя и смирение, и дерзновение как две стороны одной медали является уникальной особенностью христианства. И это надо понять, и этим, как радостью, как откровением, можно делиться с другими людьми. А главное, это надо осуществлять в своей жизни. Подумайте, почему часто вас в жизни сопровождает разочарование или неудовлетворение? Чаще всего или из-за отсутствия смирения, когда вы действуете гордо, дерзко, или из-за отсутствия дерзновения, когда вы не действуете, когда должны действовать, не прилагаете всех усилий, не несёте полноты ответственности в тех ситуациях, где она возложена на вас.