Публикации

Версия для печати

Начинается пробуждение от смертного сна

Слово на утрене в День памяти жертв советских репрессий, 30 октября 2019 года

30.10.2019
«Молитва памяти» в Санкт-Петербурге

Дорогие братья и сёстры, так получается, что мы с вами сегодня первыми в нашем Братстве начинаем читать «Молитву памяти». И для нас этот день полон всяких смыслов. С утра выпал первый белый-белый снег, впервые в этом году. Это, конечно, для нас какой-то знак, знамение, говорящее о том, что с одной стороны, происходит убеление – убеление нашей жизни. Жизнь была не светлой, не чистой, а становится светлой и чистой. С другой стороны, это знак того, что наша страна, наш народ, наша церковь ещё спят под мягким белым саваном. Это тоже символ, символ смертного сна, от которого нужно пробудиться, от которого мы должны все восстать для того, чтобы трудиться во славу Божью, чтобы идти за Христом, чтобы, научившись жить вместе, творить Божьи дела на земле, прежде всего в себе и вокруг себя, но кто может – то и дальше.

В этом году «Молитва памяти» совершается нашим Братством и многими нашими друзьями в десятках городов. Резко увеличилось количество мест, где люди откликаются и готовы совершить это великое таинство воспоминания, такой особый анамнесис, который должен действовать на всех людей и который обращён ко всем пострадавшим и убиенным, ко всем умученным советской властью. Многие страны откликаются, многие города, многие люди и, что особенно радостно, в этом году – многие священники. Это дошло даже до церковного управления, и впервые мы видим, как по благочиниям Москвы названивает отец Владимир Диваков и просит прислать священников с хорами на литию памяти, совершаемую уже не только в храмах, но и на площадях и улицах города. Нам звонит отец Олег Клемышев и спрашивает, кого прислать. Всё это просто какие-то чудеса, мы не могли себе даже представить, что такое может быть. Но мы немножко робкие, мы как будто не доверяем Господу Богу. Это Он творит эти чудеса – не мы творим их, а Он творит их с нами в нашей жизни, наполняя её светом, белизной, чистотой. Он собирает даже тех, кто этого не хочет, кто привык жить под колпаком страха и в духе раздвоенности, а иногда и неверности Богу и Божьему делу. И даже такие люди и целые епархии готовы сегодня вместе с нами проводить эту молитву. Даже некоторые епископы заявляют о том, что хотели бы приехать. Мы ещё не знаем, что будет сегодня, но такие заявки есть. Такого ещё никогда не было.

Сейчас мы с вами будем начинать молитву. Пусть у нас здесь нет особых поминальных списков, но давайте вспомним тех, кого мы хотим вспомнить – тех, кто нам дорог, своих предков, родных, которые были так или иначе репрессированы, которые так или иначе страдали. Не все были убиты, но все страдали от советской власти и страдали очень глубоко, очень серьёзно – так, как мы не можем себе даже представить, потому что совесть людей была не на своём месте. Они были вынуждены идти на компромиссы, а некоторые сломались и уже не думали о том, вынужденно они это делают или добровольно. Доброй воли уже не осталось, а принуждённость была во всех и во всём.

Такой трагедии, какую пережила наша страна, не знала мировая история. Мы должны это помнить, это многого от нас требует, требует быть носителями духа жизни, светом этому миру и солью земле, на которой мы живём, где бы мы ни были, где бы ни пребывали в нашей стране – в любом месте, в любом обществе, пусть внешне даже самом благополучном и счастливом, нам нужно нести людям предупреждение о том, что не должно никогда повториться, что было и остаётся явлением и откровением ада в этой жизни. Надо чётко сказать себе, что мы не приверженцы ада – мы приверженцы Царства Небесного. Мы должны снова принести это дыхание Божьего Царства в сердца наших людей, которые никак не могут сделать мужественный шаг, чтобы поверить Христу, поверить во Христа, чтобы поверить Богу в Его Откровение, в Его желание заключить ещё один завет, последний, уже внеисторический завет с людьми и со своим миром. Пусть каждое слово нашей молитвы прозвучит искренно, благодатно и с благодарностью за то, что мы можем сейчас это делать – никакие обстоятельства лично нам сегодня не помешали так молиться.

И дай Бог, чтобы во всех храмах звучала такая молитва каждый год, чтобы даже устраивалась целая поминальная седмица от 30 октября до 7 ноября, с постом и поминальными трапезами – агапами, по всему пространству нашей земли, да и по всей земле, потому что, пусть не в такой степени, как у нас здесь, испытали это дыхание ада все люди на земле. Сколько было потом желающих присоединиться к репрессивному тоталитарному настрою, сколько потом погибло миллионов людей в других странах, начиная с Германии и всех тех, где господствовали нацистские силы. Сколько было лжи, сколько было нетрезвенности, сколько было впустую потрачено человеческих жизней, времени жизни, сколько людей было искалечено, сколько сошли с ума, сколько покончили с собой, сколько извратили свой путь так, что в них уже почти не проглядывался и не проглядывается Божий образ! Это всё слишком много.

Может быть, мы с вами покажем пример этого поста и молитвы от 30 октября до 7 ноября, и эта седмица будет подобна Страстной, но обращена не только к членам церкви, уже верующим во Христа, а ко всем людям, у которых сохранилось хоть что-то в сердце, хоть что-то в совести. Давайте попробуем это сделать по мере наших сил и возможностей, но живо и реально. Недостаточно просто поминовения в храмах, тем более, что церковные чины совершенно не подходят к этим событиям, к этой «Молитве памяти», которая обращена ко всем, в том числе и некрещёным и неверующим, и в которой мы поминаем даже преступников и палачей. Она должна совершаться не только в храмах, но и перед лицом всего народа, для того чтобы происходило то, что должно происходить в это осеннее, такое тёмное и в то же время такое убелённое время.

Будем с вами, дорогие братья и сёстры, сейчас молиться всем сердцем, понимая, что если всё так идёт, значит Господь снова и снова подтверждает Своё участие в нашем деле, и мы подтверждаем своё участие в Его деле. Снова и снова Господь даёт благословение на эту молитву, на этот акт памяти, акт покаяния ради возрождения всего того и всех тех, что и кто может возрождения возжелать и совершить в своей жизни.

Аминь!