Публикации

Версия для печати

Лик и личина святого града Москвы

Слово накануне празднования Собора московских святых, 5 сентября 2020 года

07.09.2020
Василий Блаженный и Иоанн Московский

С праздником, дорогие братья и сёстры! 

Сегодня мы празднуем Воскресение Христово, и в лучах этого светлого праздника мы вспоминаем целый ряд святых и прежде всего Собор всех московских святых. Конечно, имя града Москвы, известное всему миру, вызывало разные ассоциации и эмоции: от самых положительных, вплоть до того, что Москву могли в определённом смысле назвать «святым градом», до самых негативных, когда её называли «Великой блудницей». 

Хотя поселение, на котором этот град был воздвигнут, очень древнее, но собственно город упоминается впервые при Юрии Долгоруком, а расцветает, становясь центром самостоятельного княжества, при Иване Калите. Уже в первой четверти XIV века в Москве появляются святители – она становится первопрестольным градом митрополитов – сначала по титулу Киевских и всея Руси, потом Московских и всея Руси. С этого времени Москва стала центром собирания русских земель.

Москва имеет свой оригинальный образ в русской и мировой истории. И после того, как здесь воцаряются первые русские цари, в первой половине XVI века, начиная с Ивана IV, иногда слышатся голоса, что Москва – это третий Рим, и образ её двоится: это и центр великой русской культуры и великой русской цивилизации, но всегда здесь есть и тёмный двойник –  наверное, не случайно, что любой «Рим» можно назвать блудницей. Мы знаем что негативные характеристики возникают не на пустом месте: центр русской церкви, русской культуры и русской жизни часто становился и гонителем и того, и другого, и третьего. В Москве решались многие исторические судьбы – не только России и не только Восточной Европы, здесь совершались события, которые имели гораздо более широкое значение. 

Сегодня память всех московских святых, и интересно было бы нам с вами, дорогие братья и сёстры, именно в свете Воскресения Христова поразмышлять об этих святых. Их много, они разные, но наиболее характерные, наиболее интересные – это святые, оставившие свой след и свой свет в истории. Это целый ряд святителей, в том числе такие выдающиеся святые учителя мирового значения, как святитель Филарет Московский или великий миссионер Иннокентий Московский, святители-мученики, как митрополит Московский Филипп и патриарх Московский Ермоген. И, конечно же, незабываемые страницы истории связаны со знаменитыми московскими юродивыми, которые особенно нам важны, потому что в них есть пророческий элемент, сила предельной и даже запредельной свободы духа, которая не подчиняется никакому гнёту, никакому деспотизму царей, кесарей или императоров. Как тут не вспомнить московских юродивых Максима, Ивана, Василия Блаженного и других.

И уж конечно, не можем мы забыть святых последнего времени, XX века. В Москве было много таких святых. Такова великая княгиня Елизавета Фёдоровна с её Марфо-Мариинской обителью и мечтой возродить в православной церкви древний чин диаконисс, которые посвятили бы свою жизнь не столько монашескому подвигу индивидуального спасения, сколько служению ближнему. Этого не хватало нашей церкви, и великая княгиня сделала всё, чтобы обновились церковные служения и было восполнено недостающее. Но события 1917 года помешали продолжить работу собора Российской православной церкви и восстановить этот чин. 

Конечно, мы не можем забыть таких святых, как праведный Алексий и священномученик Сергий Мечёвы. Алексий – мудрый старец, который хорошо понимал, что происходит и что нужно делать церкви в период смуты после 1917 года. А его молодой горячий сын Сергий много сделал для того, чтобы продолжить возрождение общинной и братской традиции, что тоже чрезвычайно важно и для всей Русской церкви, и для всего православия, и вообще для всего мирового христианства. 

Такие святые – конечно, украшение Москвы. Но, наверно, здесь можно было бы вспомнить и других, ещё не канонизированных, но безусловно святых людей, таких как архимандрит Сергий (Савельев), с его удивительной общиной, история возникновения которой описана в книге «Далёкий путь». Сейчас можно надеяться, что скоро выйдет второй том этой трилогии – «Разорение Церкви». А может быть, когда-то и материалы к третьему тому под названием «Родной мой человек» – как раз о сущности и истории общинной жизни, с которой так тесно связано имя отца Сергия (Савельева). Да, святых в Москве множество, и мы надеемся, что этот процесс канонизации, процесс опознания святости, продолжится. Это непросто, ведь чтобы опознать этих святых, надо войти в их опыт, чего нам пока очень не достает, и тем не менее надежда есть. 

К сожалению, в современной Москве так мало музеев, посвящённых великим русским людям, жившим в этом городе в XIX-XX веках и раньше. Москва как город очень много потеряла и продолжает терять из своего исторического и культурного наследия. Её образ остаётся недовыявленным, а иногда прямо искажённым, потому что к Москве часто относятся лишь как к политическому центру. Сейчас Москва как бы не имеет своего лика, она как бы потеряла своё лицо, в ней трудно узнать великий русский город – святой град, легче узнается личина Великой блудницы. Однако мы с вами не должны унывать, нам надо вспоминать – пусть иногда это мучительное воспоминание – то, чем богата наша история и культура, духовная история этого града. Есть надежда, что такая история будет создана и написана достаточно полно и историософски грамотно. Для этого нужно большое дерзновение и даже большая смелость, однако я верю, что это произойдёт и тогда вот этот новый праздник, Собор московских святых, обретёт новые краски и в богослужении, и в самой жизни церкви и народа, который почувствует себя связанным с историческими корнями, исторической и духовной славой града Москвы. 

Будем же, дорогие братья и сёстры, благодарить Бога за такую возможность прославления московских святых и возможность всем вместе вспоминать то, что было и что есть, думать о том, что будет. Часто в русской истории случалось так, что спасительные для отечества и церкви силы проистекали из Москвы на окраины – во все провинции земли русской, от самого запада до самого востока, от самого севера до самого юга. А бывало и наоборот, когда именно из провинций приходили спасать Россию, Русь и Москву свежие силы народа, как это было в 1612 году во времена смуты. Российская история не всегда проста. Может быть и сейчас собираются где-то на окраинах великие духовные силы для духовного возрождения нашей церкви, нашего народа, нашей страны, для преодоления того обморока, того беспамятства, того искаженного лика, который превратился в страшную личину в глазах многих людей. 

Будем способствовать духовной славе нашего града, так же, как и всей нашей церкви, всего нашего народа, всей нашей страны. Будем служить Богу с любовью и благоговением, будем служить и возрождению церкви – это наша задача от Бога. Мы должны снова увидеть в Москве центр духовный, культурный, исторический и русский, центр собирания и возрождения русского народа, как и русской церкви. Иначе не осуществится то, что рискнули записать в последний вариант нашей конституции, говоря о русском народе как государствообразующем, системообразующем начале в нашей стране. Не будем же, дорогие братья и сёстры, робеть, не будем равнодушными к истории, и тем более к истории святости на Москве. Многое-многое надо сделать – но с Божьей помощью возможно и то, что невозможно человекам! 

Аминь.