Публикации

Версия для печати

Когда Православие торжествует?

Слово на праздничной вечерне в день Торжества Православия

15.03.2008
Икона «Торжество Православия». Византия, первая половина XV в.

С праздником, дорогие братья и сёстры!

Пролетела первая неделя Великого поста. Многие из нас старались начать пост достойно. Может быть, получалось не всё, не сразу и не у всех, однако, наверное,  все об этом думали, молились и старались. И вот наступило первое воскресенье Великого поста, или, говоря на церковнославянском языке, первая неделя – неделя Торжества Православия.

Каждый год, встречая этот день, мы с вами размышляем о том, что значит для нас это Торжество, насколько оно реально, насколько оно совершается в нас, вокруг нас, в церкви. На протяжении многих лет нам приходилось, размышляя об этих вещах, говорить вещи печальные и трудные, потому что наша современная церковная жизнь уж очень далеко ушла от той нормы христианской жизни, которую мы знаем, которую исповедуем, к которой сами же и стремимся. Мы очень хорошо понимаем, как часто ни о каком торжестве Православия в наше время речи быть не может. Поэтому мы не можем просто-напросто вспоминать древние дни, давшие повод для установления этого праздника – когда победили православные, т.е. почитатели святых икон, победили теоретически (богословски) и практически. Для нас сейчас всё это – вещи важные, но не столь горячие, как для тех времен. Если бы сейчас произошло что-то подобное, вряд ли стали бы устанавливать новый общехристианский праздник. Для нас важнее сейчас научиться прежде всего почитать образ Божий внутри каждого человека, поскольку мы знаем, сколько страданий приходится претерпевать людям, живым иконам Бога, в наши дни. Я имею в виду и внутренние, и внешние страдания. Сколько болезней, сколько голодающих, сколько людей, лишённых простого человеческого внимания, тепла, уж не говоря про уют. Старые и малые, больные, страждущие, находящиеся в темницах,  заключении, гонениях – все претерпевают страдания. «Всякая тварь, – говорит апостол Павел, – стенает и мучается доныне, ожидая усыновления и славы сынов Божьих» – а значит, ожидая явления этой славы человека. Но эта слава всё больше и больше затмевается, а не является. Уже кажется, что приходят последние дни, когда невозможно ничего восстановить, всё может быть только хуже, хуже и хуже. И множество людей впадает в уныние, в этот страшный грех – один из тяжелейших грехов – и уже не знает, как из этого вырваться.

Торжество Православия остается вещью пререкаемой, оспариваемой. Кто по совести может сказать, что оно явлено, что можно пригласить человека и сказать: «Вот, здесь торжествует истинное Православие», сказать и исполнить – так, чтобы сердце человека наполнилось радостью и благодарностью и Богу, и людям? Но у нас нет пути унывать. И хотя мы понимаем, что в нашей жизни – и вокруг нас, в церкви, и в обществе, и в мире – торжества мало, радости мало, в них ещё не являет себя Слава Господня так, как должна и могла бы себя являть – но мы знаем и другое: есть некоторые удивительные мгновения в нашей жизни, мгновения, которые мы могли бы назвать счастливыми, даже если глубоко уверены, что жизнь счастливой в наше время не бывает ни у кого. И каждый раз, когда являет себя свет Божий, Божья любовь, свобода и истина, Дух Божий, а значит и истинное Православие, когда прославляется  Бог и человек – и с ними Божий мир, мы испытываем это счастье. И каждый раз в этот момент Православие торжествует не просто в мыслях и чаяниях, а в самой жизни, в самой первореальности. Каждый раз, когда являет себя Бог через человека и в человеке, жизнь и мир действительно исполняются этим торжеством. Тогда вновь побеждает Бог, тогда Православие вновь побеждает все искажения, все извращения, к которым пришли современные люди. Тогда всё меняется без потери трезвенности, без желания надеть розовые очки. Когда торжествует Божья любовь и свобода, Божья истина, когда торжествует в человеке человеческая личность, богочеловечество, и Церковь открывает нам свои тайны – тогда вновь торжествует Православие.

Но Православие – это не просто верное учение. Абсолютно полного, вполне верного учения в человеческой жизни, в человеческой культуре, даже церковной, не было, нет и быть не может, потому что Истина неисчерпаема и невыразима. И каждый раз, когда мы её продумываем и выражаем, мы улавливаем лишь маленькую толику настоящей истины. Остальное от нас по меньшей мере сокрыто. Мы никогда не должны этого забывать – и особенно мы, православные, ибо нам бывает свойственно некоторое неразумие: мол, у нас истина есть, она высказана святыми отцами и в слове Писания и больше ничего быть не может. Думать так очень наивно. Бога надо всегда искать и всегда находить Его в том новом, которое только и может нам явить человеческая любовь и любовь Божья, Божья и человеческая истина и всё та же свобода. «Се творю все новое» – говорит Господь. Неужели мы не откликнемся на это откровение? Неужели не поддержим этого нового? Ведь это новое – неотъемлемая часть Православия. Если Православие, церковь, человек не обновляются, то в них гаснет свет, уходит благодать и на самом деле в таком православии Православия уже не остаётся. Каждый раз, когда мы отворачиваемся от Бога, каждый раз, когда мы сознательно грешим, мы отвергаем Божью истину и Православие, мы отвергаем Бога и человека. Каждый раз, когда мы даем место дьяволу в нашей жизни, мы лишаемся великого торжества Православия.

Завтра мы будем вспоминать утверждение истины иконопочитания, но это ещё не последняя истина, поэтому нам и приходится думать о торжестве Православия по-новому, нам приходится искать, нам приходится бороться со злом и грехом в себе и в жизни, нам приходится обновлять и восстанавливать порушенное православие, православие униженное, то, с которым мы чаще всего, увы, сейчас сталкиваемся, то, в котором люди давно не встречают Христа... Многие уходят в никуда, лишь бы не обманываться, лишь бы не войти в зону действия пустоты.

Сегодня мы приняли для всего нашего Содружества братств тему этого года: «О духовном противостоянии пустоте в церкви и обществе». Вы знаете, что в конце сентября у нас в братстве будет конференция на эту тему. Но мы решили не ограничиться конференцией, а назначить для себя этот год временем размышления на эту столь непростую тему. Человек сопротивляется пустоте как великой опасности для себя и для всякой жизни. Он от неё бежит, она для него страшнее огня сожигающего. Человек, если он человек мудрый, сторонится даже таких малых проявлений пустоты в своём сердце, в своем уме, в своей жизни, как пустословие. Человеку не хочется, чтобы его сердце оставалось пустым. Где пустота, там абсолютный холод, там жизни нет. Но мы должны помнить, что всё может быть опустошено, и любой святой и драгоценный сосуд может оказаться пустым по грехам нашим. Нам нужно за этими вещами ой как смотреть! Для этого и пост нам нужен –  собственно, может быть, только для этого: чтобы меньше было пустоты зияющей и страшной как тьма, как явление антимира, как поглощение в антипространство, в «чёрную дыру».

Человек обладает удивительно тонкой интуицией. Он ощущает приближение тьмы и пустоты. Пустота – это не пустыня, в пустыне есть тьма, но есть и свет, в пустыне есть Бог и человек, а не только смертельные опасности и безводные миражи. Пустыня может оказаться спасительной как раз для того, чтобы от пустоты уйти раз и навсегда, на всю жизнь. Но бороться с пустотой трудно: уж если она захватит чьё-то сердце, чей-то ум, чьё-то тело, она может съесть всё изнутри – это крайне агрессивная и злокачественная среда. Я думаю, вы в жизни видели людей, изъеденных пустотой, у которых  глаза являют тьму, как и их слова, мысли и дела.

Парадокс этого мира заключается в том, что кроме вещей подлинных в нём есть те же самые вещи-двойники, которые ничем не наполнены – лживые призраки, откровения пустоты. У человека нет никаких внешних гарантий, что он не обманется в выборе – где подлинник, а где подделка, где оригинал, а где двойник. Это самая трудная вещь – не принять двойника за подлинник. Очень многие люди спотыкаются именно на этом и глубоко падают, могут пасть даже в бездну, т.е. в полную пустоту.

У людей издревле было представление о бесах как об откровениях пустоты. И они понимали – с ними надо бороться, и для этого нужны большие духовные силы. Если пост нам поможет в борьбе с пустотой, он даст нам эти силы. Только это должен быть пост в подлинном его смысле, а не некая диета. Что человек ест или не ест, имеет не самое большое значение, а вот чем он наполнен – значение имеет.

Церковь, тождественная Православию, называется в Священном Писании «полнотой, наполняющей всё во всем», «церковью Бога живого, столпом и утверждением истины». Бог всё наполняет, а у человека есть власть всё опустошать, если он идет против Бога. Церковь – это полнота, но, как кто-то не так давно написал, «мы все больше ощущаем явление антицеркви», т.е. пустоты. Внешне в такой антицеркви всё так же, как в церкви истинной: в ней так же могут совершаться службы и таинства, быть те же иерархические чины, в ней могут быть иконы, в ней могут быть прекрасные на первый взгляд песнопения, в ней могут быть совершенно верные догматы. Но там, где есть злоба и ненависть, там ни Бога, ни Церкви нет. Там, где есть богохульство и разложение человека и унижение человеческого достоинства – там Церкви нет. Где есть рабство вместо свободы, ложь вместо истины, там Церкви нет. Где есть раздвоенность и расслабленность, отсутствие всякого сознания, всякого  присутствия Духа, там Церкви нет. И там, где люди замыкаются только на себе и на своём, – даже если они делают это ради спасения себя –  тоже нет Церкви.

Торжество Православия вещь очень непростая. Наверное, не только в прошлом или сейчас, но и в будущем нам придётся думать о том, как и где Церковь торжествует, Православие торжествует, а где нет. Наверное, это удел человека – разбираться в таких вещах. И разбираться в них надо хорошо. Надо сразу видеть и чувствовать приближение пустоты. Это должно быть у нас уже в интуиции, в опыте, внутри, без всяких рациональных критериев, без всяких вопросов. Нам это бывает, действительно, трудно, нам хочется себя и других уговорить в духе «happy end» – мол, «всё хорошо и будет всё хорошо, да и не может не быть всё хорошо». Мы часто себя обманываем такими уговорами. Хуже того, часто обманываем ими других. Мы думаем, что так мы можем кого-то утешить, кому-то помочь. Это ложные надежды. Нет ничего спасительнее милосердной правды и истины. Когда торжествует Православие, человек, действительно, оправдывает своё существование пред Богом и своей совестью, перед ближними, и нам нельзя об этом забывать.

Пусть же, дорогие братья и сёстры, этот Великий пост и вообще весь предстоящий  год поможет нам в этом разобраться, начиная с себя, начиная с простого, с того – что в нашей жизни лишнее. А лишнее, суетное всегда является первым кандидатом на пустое, опустошённое. Нам нужно об этом думать, нам нужно себя проверять каждый день именно таким образом, только тогда пост не будет суетой, только тогда наша христианская жизнь будет развиваться, раскрываться, укрепляться и приносить плоды.

Дай же Бог, дорогие братья и сёстры, чтобы наше единство во Христе, которое делает нас с вами невидимым образом «сообщающимися сосудами», помогло никому не опустошиться, даже если человек в чём-то ошибся, согрешил, не разобрался, или даже пал. Наша братская жизнь – не гарантия от этого, но если она не просто механически себя воспроизводит, а наполняет нас любовью, трепетом, радостью, то она – мощнейшее орудие помощи человеку в его борьбе со всяким злом, грехом, сатаной, с пустотой и тьмой. И тут мы недалеки от Царства Небесного!

Аминь.

Пресс-служба братства «Сретение»