Публикации

Версия для печати

Явление Света через огонь Духа

Проповедь на вечерне в праздник Святой Троицы

04.06.2015
Пятидесятница. Мозаичный свод. Осиос Лукас, Греция. XII век

С праздником, дорогие братья и сёстры!

Как всегда, время жизни летит очень быстро. Мы с вами ещё, кажется, совсем недавно говорили о том, что надо готовиться к Великому посту и думать о том, как пришёл в этот мир Свет, как о Нём свидетельствовать в этом мире, как, следовательно, готовиться к Пасхе. Потом настала Пасха. А вот теперь и Пасха прошла, и время праздника Вознесения, и уже настал праздник Сошествия Святого Духа на апостолов, праздник Святой Троицы, святой Пятидесятницы. И, тем не менее, мы продолжаем размышлять на эту тему.

Нам нужно снова подумать об этом явлении Света. Конечно, если это Пятидесятница, то это явление Света через огонь Духа. Огонь Духа даёт нам новый Свет, он просвещает нас снова и снова, всё более и более. Духовная жизнь хороша тем, что она никогда не заканчивается, что она имеет множество разных ступеней, множество разных оттенков, сторон, аспектов. И поэтому никогда нельзя поставить точку в таких вопросах. Если мы призваны узреть Свет и свидетельствовать о Нём в этом мире, для этого надо самим стать светом миру, надо стать солью земли, это нам понятно. Но нужно ещё что-то, к чему нас призывает явление Святого Духа.

Не случайно Церковь Христова, новый Израиль, новый Народ Божий родился тогда, когда Святой Дух сошёл на учеников Христа. Они были готовы сами по себе всю жизнь учиться. Вот их назвали учениками, и они были готовы смиренно учиться, учиться и учиться. Но человек предполагает, а Бог располагает, и располагает всегда неожиданно и интересно: на них сходит Святой Дух. Да, Вы можете сказать: Христос предупреждал. Действительно, Он предупреждал об этом. Но вообще об этом говорили и древние пророки, о чём мы только что слышали в предыдущей проповеди. И ничего принципиально нового в этом не было. Но как в древности люди ничего не понимали, так они прекрасно продолжали ничего не понимать и во времена Христа. Они всё так же слышали, точнее, слушали, но не очень-то слышали. А почему не слышали? Что, уж такие глупые были? Не глупее нас, друзья мои. А только потому, что ничего подобного ещё не видели, только потому, что опыта такого ещё не было. Вот Христос пришёл — и люди почувствовали: на Нём исполняются пророки. И в этом была сила проповеди о Христе в древности. Сейчас так проповедовать нельзя. Вас никто не поймёт. Но тогда было можно и нужно. Сейчас никто не знает пророков, и никто их не читает (ну, из нормальных людей, конечно). Поэтому сейчас попробуйте кому-нибудь начать проповедовать о Христе, сказав: вот Тот Самый, вот Он, на Котором исполнилось слово Божье, на Нём исполнились все пророчества. Замечательно, скажут, как мы за вас рады! И на этом, скорее всего, всё закончится.

Так вот, всё-таки в день Пятидесятницы сходит Святой Дух. Почему? А потому что если Свет пришёл в мир, то уйти из этого мира Он уже не может. Тайна заключалась в этом. Христос уже не мог оставить этот мир во тьме. Это было невозможно для тех, кто был просвещён и кто был готов воспринять дар Духа. Не случайно несколько лет Христос ходил со своей общиной и со своим братством, которую можно назвать «хабура», таким дружеством учеников. Ходил и учил, прежде всего, их самих, даже тогда, когда что-то говорил другим или делал то, что подобало делать: больных исцелял, хромых — тоже. И, главное, людей просвещал. Не светским просвещением — для этого были школы, синагоги, которые просвещали в слове Божьем, учили слову Божьему каждую неделю. Замечательно, прекрасная система: везде, где жители хотели, даже в маленьких селениях, были такие религиозные духовные школы, куда собирался весь народ каждую субботу — конечно, на расстоянии субботнего пути, чтобы не нарушать соответствующую заповедь. Это было. А вот просвещение от Христа было иным, совсем особенным. Потому что Христос говорил как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи в синагогах. И люди чувствовали эту разницу. Они чувствовали, что исполняются пророчества. Они ещё, может быть, не очень понимали, как это — через человека, даже если он пророк. Ну хорошо, пусть пророк, предположим. Ну даже если он Мессия. Ну хорошо, Мессия, всё может быть. От Бога, как говорится, можно и этого ожидать. Но что же дальше?

А вот дальше начинались разночтения. Потому что разные люди всё понимали по-разному, когда хотели приложить это к своей жизни и понять то, что произойдёт потом. Многие всё-таки при этом хотели освободиться от оккупации римскими войсками. Это был свет в очах для них, предел мечтаний. Дальше этого редко у кого шли какие-то мысли. Эсхатологизм был очень развит. Иудейские секты в то время были очень серьёзными, большими, уже традиционными, со своим преданием и традициями. И уже многие понимали, что ни иерусалимский Храм их не спасёт, ни священство. И законные жертвы не спасут.

Но опять же, Христос показывает нечто совершенно иное. Никакого мирового господства Израилю не было предоставлено. Хотя многие хотели этого, и если буквально читать многие пророчества, так и должно было бы быть. Но это неправильное чтение пророчеств, и поэтому оно не исполнилось и никогда не исполнится. А вот установить во Христе и через Христа Новый Завет, о котором тоже говорили древние пророки, оказалось возможным. С изменением Завета изменилось и священство. Пришло новое священство, и люди стали поклоняться Богу в Духе и Истине, а не на той или иной горе, на Сионе или горе Гаризим. И то, что было, то прошло.

Почему прошло? А потому что оказалось, что Свет, явившийся в мир, — это Свет для всех. Не для одного Израиля, а если и для одного Израиля, то он уже понимался совсем по-другому. Святой народ — это Христов народ, это народ, который поверил пророкам, исполнению их слова и который узнал Мессию, узнал Его в конкретном человеке Иисусе, Который говорил и делал нечто, что никто из людей не мог ни делать, ни говорить. Слухи ходили разные, люди видели и слышали всё немножко по-разному, как обычно, как везде и всегда. Но вот, постепенно люди стали принимать, воспринимать эту тайну пришествия в мир Света — воспринимать через веру, доверие, через любовь к Богу и к ближнему. Другого пути не было: покаяние, вера, надежда, любовь, желание истинного освобождения в Боге, что всегда бывает довольно далеко от всякой политики.

Вот это помогло собраться ученикам — пусть сначала очень небольшой общине — в день Пятидесятницы. Ну сколько там было человек? Бог знает, может быть, сто или что-то в этом роде. Не много, малая кучка людей: не миллион, не тысячи. И чем они стали отличаться от других? Они были готовы учиться у Христа жить во Свете и так свидетельствовать о Нём. И как я уже сказал, Бог дал ещё больше. Когда Христу нужно было вернуться к Отцу, и Он ушёл к Отцу и воссел одесную Его, тогда сбылись слова Христа о том, что ученики Его не останутся сиротами, что придёт Утешитель, то есть Его Заместитель, и не только напомнит всё, о чём говорил Христос, — а это надо напоминать: оказывается, даже самые великие слова и деяния забываются или искажаются в сознании людей, в их жизни, — но, главное, продолжит явление Света. В Духе Святом снова произошло Богоявление, — как во Христе — воссиял Свет той же божественной силы, той же ясности, Свет, который имел не посюстороннее происхождение, а именно божественное.

Мы, конечно, понимаем, что наша христианская жизнь должна быть просвещённой, должна воспринимать этот Свет, но часто думаем, что для того, чтобы сохранить эти дары, нам достаточно просто стоять пред Богом, как бы только предстоять. Вот что мы делаем, допустим, на молитве, в храме, да где угодно, где бы мы ни собирались ради Господа, где бы мы ни молились перед Ним? Что? Мы пред Богом предстоим. Для этого каждую неделю, несмотря на все наши дела и случаи, мы собираемся все вместе. В древней церкви это был строгий закон: «всегда все и всегда вместе». И только так, когда все и когда вместе, можно было сказать: «Вот мы, Господи, — Твой народ! Пошли нас с той миссией, которую Ты нам предназначил».

Но динамика огня в день сошествия Святого Духа на апостолов нам говорит, что мало предстоять, мало только явить себя пред лицом Божьим как народ Божий, как новый Израиль. Нам нужно ещё пред Богом «ходить», двигаться. Двигаться надо, а не стоять! Недавно (под праздник св. Георгия Победоносца) у меня уже был повод сказать проповедь о том, насколько динамичны писания пророков, насколько они заставляют всех двигаться и насколько они подчёркивают разницу между Божьим и не Божьим в этом аспекте. Бог не только никогда не повторяется, Он никогда не может быть бездвижным. Стать для Бога, Божьей силы, Божьей благодати бездвижным — это значит умереть, перестать быть собой. Этого быть не может. Это может произойти в нас только если мы лишимся Божьего Духа. Тогда мы стоим, как вкопанные, и не сдвинешь нас никуда, и «ни туды, и ни сюды».

А вот когда мы хотим служить Богу, мы должны всегда двигаться, и двигаться быстро. Не плестись в хвосте истории, общества, культуры, науки и других производных явлений «срединного царства», которое существует между небом и землей, а двигаться, открывать путь, показывать пример. Если этого нет, точно можно сказать, что это действие не Божье. Даже отшельники, которые, кажется, всю жизнь сидели на месте, и то внутренне были чрезвычайно динамичны, если они всерьез достигали духовных высот, если они достигали настоящей, подлинной святости. Это видно по их писаниям. Чем глубже и серьёзнее святой отец, чем больше его опыт, тем динамичнее его писание, его слово, дело, жизнь, как и он сам.

Вот что для нас важно, дорогие братья и сёстры. Если мы хотим понять смысл праздника Святой Троицы, то мы должны посмотреть на себя, что мы делаем пред Богом, каковы мы. Мы бездвижники или всё-таки подвижники? Кто мы? Мы Народ Божий или те, кто почти ничем не отличается от всех остальных, да и боится отличаться. Ну, как же, не поймут, не одобрят, не благословят.

Явление Света в день Пятидесятницы — это главная сила и откровение, которые способствовали рождению Церкви. Церковь там, где Живой Бог, где действие Духа, где возрастают духовные дары и плоды. Церковь там, где есть самые динамичные в мире вещи, известные нам: любовь, вера, свобода, дух, истина и слово. Говорят: истина не развивается, она даётся однажды, раз и навсегда. Мол, Бог не движется, это нечто абсолютно неподвижное, потому что иначе Ему придется как бы отрицать Самого Себя в движении. Так думали язычники до Христа. Так они себе представляли Бога. Но они были не правы. Для их онтологической мысли, может быть, это было обязательно. Всякая онтология очень не любит динамики. Ей нужно обязательно опираться на что-то незыблемое, абсолютно незыблемое, неподвижное.

Но наша вера другая, и жизнь наша другая. Нам нужно ходить пред Богом, но нести за это всю ответственность на себе за все последствия этого. Когда мы всё время отстаём, тормозим, мы явно грешим. Это говорит о том, что Дух уходит из нашего сердца, объективируется, лишается самой жизни. Нам есть о чём здесь подумать. Ибо если мы хотим быть свидетелями Света, пришедшего в мир во Христе и через Христа, если мы хотим быть чадами Света, если мы хотим жить в Духе и Истине и поклоняться так Богу, почитать Его именно таким образом, то нам нужно очень серьёзно пересмотреть свою жизнь, все её внешние и внутренние ритмы, все её внутренние акценты. Потому что мы, как правило, неправильно строим свою жизнь. Мы её строим так, что для Бога сделать почти ничего не можем.

Пусть же, дорогие братья и сёстры, этот замечательный праздник Святой Троицы, праздник Сошествия Святого Духа на апостолов будет побуждающим началом для обновления и просвещения нашей жизни и жизни вокруг нас: в церкви, в обществе, в народе, да просто даже в природе! Равнодушный человек — это не духовный человек, это человек, в котором нет духа, и по сути дела он принадлежит не христианству, а, как стали говорить в XX веке многие люди, тёмному двойнику церкви, церкви лукавствующих. Не дай Бог кому-то из нас оказаться среди таковых. Дай Бог нам жить в соответствии с призванием Божьим, жить в соответствии с дарами Божьими, с дарами Божьего Духа для свидетельства о Свете, Который в мир пришёл и уже не покидает этот мир!

Аминь.