Публикации

Версия для печати

Что значит возлюбить Бога всею мыслью?

Ответы на вопросы открытых (миссионерских) встреч

26.03.2009
Икона. Пророки Иезекииль, Моисей и Давид. XVI век.

Вопрос: Насколько актуальны в Новом Завете ветхозаветные заповеди, например, «не пожелай осла ближнего своего»? Это ведь евреи такой народ – им надо всё конкретно, а нам можно просто сказать: «не завидуй».

Священник Георгий Кочетков: Вы задаете сразу два разных вопроса. Один из них – можно ли в наше время на современном языке человеку любой национальности (еврею, не еврею – это неважно) говорить просто: «не завидуй», или ему лучше сказать поконкретнее: «не желай ни того, ни другого, ни третьего»? Второй – насколько актуальны ветхозаветные заповеди для Нового Завета.

Начнём с первого вопроса, простого. Опыт показывает, что современный человек вообще тугоух – значительно в большей степени, чем древний человек. И когда ему говорят: «не завидуй», – это совсем не значит, что он перестанет завидовать, когда ему говорят: «не пожелай», – это не значит, что он перестанет желать. В этом смысле мы чаще всего уступаем и древним евреям, и вообще древним людям. Хорошо бы автор этого вопроса попробовал поэкспериментировать на себе, проверить – как для себя, так и для других – преимущества одного и другого метода. Я не уверен в том, что можно что-то менять в слове Божьем. Конечно, древняя форма существует как древняя форма, она может быть не всегда приятна для современного уха, однако человеку нужно десять раз сказать «не пожелай» и десять раз сказать «не позавидуй» – и тогда, может быть, он хотя бы прислушается.

Говоря о втором вопросе – об актуальности ветхозаветных заповедей – нужно уточнить, о какой из них мы собираемся говорить. Заповедь «не завидуй», я думаю, очень актуальна для современных людей. «Не  пожелай чужого» и «не кради» – тоже. Посмотрите вокруг себя, и вам сразу станет ясно – актуально это или неактуально. Конечно, есть заповеди (может быть, приведённый пример не самый в этом отношении лучший) действительно устаревшие – если не вообще для любого человека, то для христианина, который имеет больше сил, больше опыта, как исторического, так и общекультурного, духовного, и не нуждается в целом ряде предписаний о ритуальной чистоте и т.д.

А самое главное, Новый Завет знает не только то, как можно жить по-божески, живя ещё на земле, но и какой силой это можно делать.

Нужно помнить и о том, что с переменой заветов изменилось само отношение к заповедям. Ветхозаветные заповеди требуют от человека высокой этической планки, а новозаветные Писания требуют прежде всего полной отданности сердца Богу (впрочем, этого хотел и Ветхий Завет, замечу вам в скобках). А самое главное, Новый Завет знает не только то, как можно жить по-божески, живя ещё на земле, но и какой силой это можно делать. Новый завет прямо и откровенно говорит, что делать это возможно лишь силой Христовой – уже без посредников, потому что нет посредников между человеком и Богом тогда, когда объединил их Христос. В Ветхом Завете посредником был Закон, а он не даёт человеку много сил. Люди говорят одно, но часто вынуждены делать другое. Хотя, конечно, общественное мнение, умение держать себя в руках, умение собирать свою волю останется актуальным для всех, пока существует этот мир.

Вопрос: Что значит возлюбить Бога всей мыслью? Богомыслие действительно имело значение в Ветхом завете, ему уделяли специальное время?

Священник Георгий Кочетков: В этих словах Писания мысль понимается как часть души человека. «Всей душой, всеми мыслями своими возлюби Бога», – значит, думай о Боге, вспоминай о Боге, призывай Бога не только в само́м  сердце своём, но и когда сердце твоё, может быть, молчит или приглушено. Тогда и душой своей, и умом не забывай о Боге, и даже всей крепостью, всей физической силой своей – прославляй Бога, помни о Боге, люби Бога. Древние евреи, конечно, имели время для богомыслия, для размышления о Законе Господнем, о заповедях, о священной истории своей веры и своего народа. Новый Завет в этом смысле мало чем отличается от Ветхого. Христиане тоже всегда уделяли много времени тому, чтобы размышлять о Боге. Так что мы должны думать о том, как выделять это время. Не случайно для христиан, особенно начинающих, до сих пор актуальна заповедь о дне субботнем – дне, когда есть время для Бога. Что бы человек ни делал, как бы он ни был занят, как бы он себя ни чувствовал, за исключением самых чрезвычайных обстоятельств, которые бывают очень редко, нужно хотя бы один день в неделю посвящать Богу: и богомыслию, и исполнению заповедей, и изучению Слова Божьего, ну, а для христиан ещё и общению в любви и вере, так же как и единению между душой, телом и духом своим.

Газета «Кифа» №4(94) март 2009 года