Публикации

Версия для печати

Чем вера в Бога отличается от веры в Бабу Ягу или Деда Мороза?

Ответы на вопросы открытых (миссионерских) встреч

06.10.2009
Уильям Блейк. «Сотворение Адама», 1795—1805 гг. Тейт галерея, г. Лондон

Вопрос: Чем по существу вера в вашего Бога отличается от веры в бабу Ягу или Деда Мороза? Ведь ни то, ни другое нельзя ни доказать, ни опровергнуть. И то, и другое основано на сказках и мифах. Только, пожалуйста, не приводите как доказательство мистический опыт. Померещиться может всё что угодно и кому угодно.

Священник Георгий Кочетков: Вопрос Ваш сводится к вопросу о вере и знании. Вы хотите сказать, что вера – вещь суеверная или недостоверная в принципе. Поскольку все предметы веры недоказуемы, то значит, их нет или они просто фантазия, миф, сказка, легенда, они вымышлены, но не реальны. Однако если мы уберём сферу веры, настоящей живой веры из жизни человека, то мы должны будем или, как сказал Достоевский, признать: «если Бога нет, то всё позволено», и будет царить вседозволенность, которая губительна прежде всего для тех, кто этот принцип для себя признаёт возможным, а потом и для всех окружающих, или же мы должны будем примириться с тем, что потерявший всякую веру человек обречен на скорую смерть. Ведь разуверившийся человек, как показывает всеобщий жизненный опыт и статистика (а это уже вещи объективные, т.е. пусть не живые, но доказуемые), гибнет. Разувериться в жизни, в любви, в Боге, в ближних, в близких людях, в себе самом значит покончить со своей жизнью, потому что такому человеку незачем жить.

Конечно, я не знаю, что Вы имеете в виду под верой в Бога, как Вы себе представляете Бога и саму веру. К сожалению, из Вашего вопроса понять это почти невозможно. Однако это важно. Важно Вам об этом подумать. Если Вы под верой подразумеваете просто легковерие или суеверие, т.е. ложную веру, веру зряшную, веру всуе, или слепую веру, или веру фанатическую, т.е. все виды больной, искажённой, извращённой веры – это одно. Если же Вы всё-таки имеете в виду настоящую веру как свойство человека быть открытым, давать авансы доверия по любви к тому, кому доверяешь, то это совсем другое дело. Вопрос, кому доверять, а кому нет – это серьёзный вопрос. И так легко с ним не разделаешься. Ошибки в ответах на такие вопросы могут очень дорого человеку стоить. Если человек доверяет Богу, если он Ему открыт, так же как если он открыт ближнему своему, доверяет ему, то он имеет шанс войти в особую духовную сферу жизни. И это очень важно. Человек – я уверен, что Вы согласитесь со мной – не просто некое высокоорганизованное животное, которое может или привязываться, ласкаться, или огрызаться, которое просит есть, желает спать, размножаться и тому подобное. Животные имеют душу, но духа не имеют. А вот человек имеет дух, и этим-то он близок к Богу, потому что Бог есть Дух, как сказано в Евангелии. И в человеке есть дух, в нём есть, как говорят богословы, богосродный корень. Человек – родственник Бога, хотя иногда не самый близкий. На этом родстве, сродстве и строится доверие к Богу и вера, и возможность проверить свой духовный опыт по делам, по результатам; как говорит нам Евангелие: «По плодам их узнаете их». По плодам узнаётся человек, но по плодам узнаётся и Бог, и наши отношения с Ним.

Итак, нам очень важно помнить о том, что мы люди. Мы верим в Бога, потому что мы люди. Животные не верят в Бога, хотя и животное может чувствовать, где рядом с ним человек, верующий в Бога, а где неверующий, где – исполненный любви, а где – ненависти. Бог есть любовь, и если мы не верим в Бога, мы не верим в любовь, мы отрицаем всякую возможность человеческой любви, а не просто животной привязанности или страстного похотения. Дай Бог, чтобы Ваш вопрос помог Вам найти путь к Богу, а не к деду Морозу и не к бабе Яге. Боюсь, что эти пути Вами уже были исхожены. Всего Вам доброго.

Вопрос: Батюшка, верят ли православные в сглаз? Вот мне после встречи со знакомыми стало плохо, я и святой водичкой лицо умыла, и молитву какую нужно прочитала, а всё равно три дня после этого лежала, встать не могла. Моя бабушка тоже была очень чувствительна к сглазу. Что с этим можно сделать?

Священник Георгий Кочетков: Самим Вашим вопросом Вы показываете, что уже верите в сглаз. Поэтому мне не совсем ясно, что Вы хотите узнать и понять в связи с этим. Судя по всему, Вы считаете себя человеком православным и, может быть, задумываетесь о том, не противоречит ли одна вера, в Вас уже существующая, другой, также уживающейся в Вас.

Вопрос, который Вы задали, действительно, не очень простой. Люди часто произносят какие-то слова, не очень понимая их значение. Какое-то энергетическое взаимодействие при встрече и общении людей, когда они совместно работают или отдыхают, вместе живут, общаются, неизбежно существует. Человек – существо сложное, его пронизывает множество разных энергий – физических, душевных, духовных, и их взаимодействие неизбежно. Но то, что люди понимают под «сглазом», это всё-таки немного другое. Наверное, под этим чаще всего подразумевается некий чувственный «вампиризм», когда какая-то душевная, а за ней и физическая энергия перетекает от одного человека к другому, иногда без ведома первого или второго. Один человек может питаться душевной, физической и духовной энергией другого человека, часто безответственно, часто эгоистически, часто потребительски. И это, конечно, плохо, не только потому, что может ухудшить самочувствие, состояние здоровья и ослабить человека до того, что он будет подвержен многим болезням, но и потому, что приучает людей, пусть в тонкой форме, но к потребительству.

Может быть, Вы подразумеваете под «сглазом» какое-то чародейство, колдовское действие – я не знаю. Здесь Вы об этом ничего не пишете, не говорите, и я не могу точно знать, что именно Вы имеете в виду. Люди обычно боятся всякого воздействия тёмных духов или тёмных стихий мира сего, которые могут быть и душевными, и физическими. Их воздействие может быть связано с греховностью человека, причём не только того, кто распространяет эту тёмную энергию или благодаря ей потребляет силу другого человека, но это может быть связано и с греховностью самого человека, который не различает этого и может себя как бы открывать этим дурным воздействиям. В Священном Писании сказано: «Не обманывайтесь, братья, дурные сообщества развращают добрые нравы». Это действительно так. Не потому, что есть грешные и безгрешные люди – нет, конечно. Все люди в чём-то не совершенны и много согрешают, даже святые. Но, тем не менее, есть большая разница между грешником, который посвящает свою жизнь служению греху и злу, и святым и праведником, который посвящает свою жизнь служению Богу и Церкви, Божьему миру, который не боится отдавать, потому что Бог ему посылает значительно больше. Когда человек исполняет заповеди, он получает от Бога благословение, а значит, и дополнительную силу – силу любви, силу правды, справедливости, мира, и это очень ценно. Не бойтесь сглаза, не бойтесь и ничего тяжелого и страшного. Вы сумеете не бояться, если сами будете исполнены добра, света, милости, благодарности, а еще – покаяния, смирения и послушания Богу.

Газета «Кифа» №12(102) сентябрь 2009 года