Публикации

Версия для печати

О христианском гостеприимстве

Слово после великой Вечерни

04.08.2012
«Гостеприимство Авраамово», XVII в. Афон, Греция.

С праздником, дорогие братья и сестры!

Мне сегодня хотелось бы, чтобы мы хоть немного порассуждали о том, что значит для христианина гость. Кто такой этот гость, ради которого стоит строить дом, подобный нашему? Что значит гостеприимство именно в христианском контексте?

Ветхозаветный контекст, я думаю, большинству из вас хорошо известен. Вы знаете, что на востоке, и не просто на востоке вообще, а конкретно в ветхозаветное время, гостеприимство было очень трудным требованием веры. Не надо думать, что гостеприимство – это что-то само собой разумеющееся. Просто принято, мол, так хорошо принимать всех гостей, даже врагов: пока человек под твоим кровом, он как бы под твоим покровительством, и ты должен его принимать и всячески ему угождать. То же самое мы видим и в мусульманской культуре, где отношение к гостям также очень и очень щепетильное, связанное с очень серьезными обязательствами хозяина дома. Хозяин дома обязан всегда охранять своего гостя, избавлять его от всяких неприятностей, опасностей, даже если из-за этого они будут грозить ему самому.

Наша же современная культура не слишком способствует развитию чувства гостеприимства. Настолько, что мы с удивлением встречаем те старые церковные тексты – и архаические современные, – где говорится о том, что кому-то было оказано Авраамово гостеприимство. Обычно так говорят, когда хотят охарактеризовать какой-то особый прием гостей – официальных или неофициальных, не важно. Нам это немножко режет слух, мы не очень понимаем, что это такое – «Авраамово гостеприимство». Хорошо, вспомнить Священное писание нам не так трудно, и мы, конечно, знаем о том, как Авраам принимал трех ангелов – как трех путников, – за что и получил величайшее в то время обетование от Самого Господа Бога, из-за которого стал богоизбранным народ, происшедший от Авраама – народ Израильский. Библия нигде не говорит нам о том, что этот народ был богоизбранным потому, что был чем-то лучше других народов. Наоборот, она множество раз убеждает нас в том, что этот народ был во многом хуже других. Давалось ему много-много всего, а он всё время  проявлял жестокосердие и поэтому нередко назывался народом жестоковыйным. Но Бог всегда помнил Свое обещание, данное Аврааму и затем не однажды повторенное его прямым потомкам – Исааку, Иакову, то есть Израилю, и т. д.

Вот так Авраам был награжден свыше – конечно, не только за гостеприимство, но и вообще за послушание Богу. Прежде всего он, конечно, был вознагражден за то, что покинул свой дом, свою страну, свой город, свой народ и отправился «куда глаза глядят». А глаза его глядели туда, куда их направил Господь Бог. И именно это счастливое совпадение – счастливое и отнюдь не случайное – как раз и сделало Авраама отцом всех верующих на земле. Поэтому и мы называем его своим отцом. А значит, и Авраамово гостеприимство для нас – это не просто обыкновенное сравнение с каким-то ветхозаветным полулегендарным персонажем. Ветхозаветное гостеприимство, повторяю, было трудной заповедью. И нередко эта заповедь не исполнялась. Не исполнялась иногда настолько радикально, что Бог наказывал весь еврейский народ за неисполнение этой заповеди.

Вот и нам часто даже в голову не приходит всерьез подумать о том, что значит гостеприимство в наше время для нас самих. Сейчас есть всякого рода гостиницы, хостелы и еще много разных заведений, которые принимают тех, кто так или иначе оказался вольным или невольным гостем. Простой народ привык принимать у себя в гостях лишь тех, кто является гостем только совсем уж с языческой точки зрения, то есть только тех, кто любит хозяев. Вот, мы друг друга любим, мы хотим поддерживать отношения – и мы приглашаем друг друга в гости. Но мы с вами хорошо помним: Евангелие восстает против такого отношения, против того, что сейчас стало по сути единственной нормой нашей «христианской» жизни. Но ведь это напрямую противоречит Евангелию. Господь говорит: не зовите к себе своих близких, не приглашайте их к себе в гости, а приглашайте как раз совсем других людей, приглашайте тех, кто нуждается в вашей помощи, в вашем покровительстве, приглашайте прежде всего голодных, бездомных, больных… (ср. Лк 14:12–14). Даже в Ветхом завете пророк Исаия, говоря о том, что значит настоящий пост, уже говорил об этом с других позиций. Пост – это когда, наряду с некоторыми другими вещами, человек готов ввести странника, путника, нуждающегося в защите и помощи, под свой кров, в свой дом.

Может быть, мы потому так и оскудели в своих домах и наши дома превратились в лачуги, почти клетки, в какие-то совершенно непонятно для чего приспособленные пчелиные соты… Смотришь на эти многоквартирные монстры – особенно вечером, когда, бывает, едешь по Москве, – на эти бесконечные кварталы огромных домов, где каждая квартира, каждая комната светится маленьким огонечком, и всё одинаково, и думаешь: как же здесь живут люди? Им только дали возможность здесь передохнуть, как говорится, пустили переночевать те, кто держит народ в рабстве. И этот дом на самом деле не дом, и в такой дом никого не пустишь, там часто и положить-то человека бывает некуда, и невозможно встретить его нормально, предоставить ему отдельную комнату… Может быть, мы потому так и обнищали, потому и живем на уровне каменного века, что забыли о настоящем, христианском гостеприимстве. Мы с таким трудом о нем вспоминаем!

Если есть в нас евангельское слово, требующее помогать всем нуждающимся в нашем покровительстве – прежде всего духовном, но не только, а, как в Ветхом Завете, и душевном, и материально-физическом, – если мы готовы к этому, тогда как бы раздвигаются стены наших жилищ и мы начинаем жить в другом пространстве, в другом времени, в другом космосе, в другом мире. Это так ясно видно здесь, в нашем братском доме. Всякий непредубежденный человек, который сюда приходит – а сюда приходит много людей, в том числе и не членов братства, да и просто неверующих, – это чувствует.

Нам нужно всерьез задуматься о том, как мы будем жить с нашим новым гостевым домом, кого и как мы будем сюда приглашать, как мы будем заботиться о людях – сами, не приглашая для этого профессионалов со стороны, – как мы их будем кормить, как мы будем за ними убирать… Ведь всё это обязанности хозяев. Гость имеет привилегию не мыть за собой посуду и полы, не стирать постель, если он переночевал в доме, и т. д., и т. п. Он только должен прийти с открытым добрым сердцем и, может быть, с каким-нибудь небольшим подарком, чтобы порадоваться самому и порадовать хозяина – и всё. Так же как мы приходим в храм, пред лицо Господне, куда мы всего-навсего стараемся прийти с открытым сердцем и с каким-нибудь небольшим даром: или покупаем просфорку или свечку, или произносим какую-нибудь любимую молитву, объединяющую всех нас пред Богом…

Конечно, в Новом Завете мы не можем ограничиться только приглашением людей, которые нас любят. Я хотел бы это подчеркнуть особо, дорогие братья и сестры, чтобы мы были к этому готовы. И при этом дом никогда не должен становиться проходным двором. Никакой дом, где живут вменяемые хозяева, не является проходным двором: мол, заходи любой, делай что хочешь и сколько хочешь и уходи когда и как хочешь. Так не бывает.

Мы должны научиться здесь жить как хозяева, чего мы, к сожалению, часто делать не умеем. Но мы этому учимся. И новый дом будет для нас, конечно, новым, серьезным этапом жизни. Нам действительно нужно будет использовать этот дом для того, чтобы он стал домом-покровом для нуждающихся – и духовно, и душевно, и телесно-материально. Конечно, всё в свою меру, в свое время, в соответствующем духе и смысле общинной, братской, церковной жизни, жизни в нашей православной христианской Церкви.

Это очень большая ответственность. Нам важно не просто построить красивый дом и сохранить его в таком состоянии надолго, нам важно, чтобы он служил тем даром, какой Господь ему дает, ради чего он здесь и созидается. Это потребует от многих братчиков внимания. Конечно, не для всех это внимание будет близко к центру жизни, но для многих это внимание должно стать внутренней задачей – заданностью и данностью. Мы надеемся, что всё братство, которое этот дом основывало, позаботится и о будущем этого дома. Но прежде всего нам нужно будет проявить христианскую веру, доверие и любовь. В этом доме должно звучать Божье слово. В нем не должно быть никаких безобразий, грехов, расслабленности. И гарантом этого может быть только хозяин дома. А хозяином дома является Преображенское братство (официально – в лице одного из братских учреждений). И только если мы сохраним в себе чувство любви, если мы не нарушим заповедь Божью о принятии в дом свой всякого нуждающегося (не только во время поста, но и в любое время) – странника, путника (в духовном смысле, а иногда, по возможности, и в физическом, внешнем), – если мы сможем обеспечить золотым запасом любви эту жизнь, – только тогда стоит сейчас так стараться и доводить всё до совершенства в завершающемся созидании нашего гостевого дома.

Пусть, дорогие братья и сестры, каждый из нас помнит, что гостеприимство – это не просто ветхозаветная добродетель и не просто добрый совет для всех христиан, это императив, особенно серьезно звучащий в то время, когда люди чувствуют свое одиночество, свою выброшенность куда-то вовне, во тьму внешнюю, когда люди часто гибнут от этого чувства одиночества, от страхов, от недоверия или от неприспособленности и невостребованности в реальной жизни (виртуальную я сейчас в расчет не беру). Будем помнить об этом, дорогие братья и сестры! Будем думать о том, к чему призывает нас Господь, потому что это событие повлияет на жизнь всех членов нашего братства, а значит, и на жизнь всей церкви. Пусть никто не думает, что всё это будет созидаться автоматически, само собой. Это потребует от нас действительно большой веры, надежды и любви, потребует от нас большого напряжения воли, утонченности чувств, большого такта, потребует удивительного доверия, прежде всего ко Христу, к тому, что Дух Святой будет помогать нам здесь в нашем новом служении, в нашем новом гостевом доме!

Аминь.