Публикации

Версия для печати

«Где Дух Господень, там свобода»

Проповедь на воскресной литургии в храме Христа Спасителя в день празднования 25-летия Преображенского братства (Мф 19:16-26)

27.08.2015

Смотреть видеозапись

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Братья и сестры, христиане! Сегодня, в этот замечательный праздничный день, день, когда мы празднуем Христово Воскресение и при этом продолжаем праздновать Преображение Господне, в этот замечательный день в этом прекрасном месте мы слышали евангелие, евангельское чтение, которое имеет огромное значение для нашей современной жизни, для многих и многих из нас. Это место очень известное. К нему часто обращаются, его часто трактуют. И, конечно же, оно может быть истолковано по-разному. Можно ставить акценты на разных словах Спасителя, на разных деталях сюжета.

Господь говорит с юношей, который был по ветхозаветным меркам человеком благочестивым и во всех отношениях успешным. Он был богат, он был, скорее всего, умен, он был образован. Он знал заповеди, но не просто знал, а, как выясняется из беседы со Христом, он их исполнял. И Господь указывает ему лишь на одно, чего ему недоставало: «Пойди, – говорит Он, – продай все, что у тебя есть, раздай нищим и следуй за Мной». Обычно проповедники больше всего внимания уделяют именно этому месту Писания, истолковывая его в аскетическом ключе. Мол, не нужно держаться за земное богатство. Если хочешь быть совершенным, нужно быть готовым отдать всё. И не только быть готовым, но и действовать в соответствии со своей верой, в соответствии с высшей правдой Божьей.

Но мне хотелось сегодня обратить ваше внимание, дорогие братья и сестры, не на этот момент, а на то, что означали слова Господа. Ведь Господь не говорит всем подряд: «Пойди, отдай все, что имеешь, и следуй за Мной». Однако то, что имел в виду Господь, относится ко всем нам. Слова Господа имеют не только этическое или аскетическое значение. Слова Господа проникают в самую глубину человеческого сердца, человеческого существования.

Из чего же это видно? Господь старается освободить закованную в условности мира сего душу богатого юноши. Так что первая цель Господа, дававшего самый важный совет юноше, – это освобождение, это свобода. Господь хочет видеть человека свободным, а не просто рабом заповедей. «Где Дух Господень, – говорит нам апостол Павел, – там свобода» (2 Кор 3:17). И именно этот дух должен был поселиться в душе благочестивого и богатого юноши для того, чтобы он мог последовать за Христом, чтобы он мог превзойти ту праведность, которая была свойственна дохристианскому времени, Ветхому Завету. И, конечно, дорогие братья и сестры, Господь не случайно говорит этому горделивому юноше: отдай свое имение не вообще куда-то кому-то, а нищим. То есть возлюби тех, кто, может быть, тебя, столь успешного и умного, не любит. Возлюби тех, кто внешне выглядит не слишком презентабельно, кого, может быть, в приличное общество, особенно законническое общество, и не пустят. Возлюби ближнего своего, звучит в словах Христа.

Господь знает, что если человек открыт всей душой к Богу, он будет открыт и к человеку. И если он открыт всем сердцем к человеку, ближнему своему, он рано или поздно будет открыт к Богу, он обретет веру и доверие к Божьему слову, Божьему действию. В наше время людям так не хватает взаимодоверия, поводов для этого дается множество, – но это же язва. Каждый человек, который лишился доверия, лишается постепенно и веры.

И вот Господь наш Иисус Христос, давая такой простой совет юноше, на самом деле призывает его на новый путь, к новой жизни, на путь любви и свободы, ибо такова есть христианская жизнь. Ветхий Завет учил смирению, и это было достойно. Ветхий Завет учил терпению, Ветхий Завет учил послушанию Богу, и это было всегда необходимо. Бог смиренным дает благодать. Но это еще средство, а цель – сам Господь и наш ближний. Цель – это жизнь в полноте любви, в полноте доверия и веры, в полноте свободы и истины. Христос сам есть Путь и Истина и Жизнь. Следовать за Христом – значит наполниться на этом пути истиной и жизнью.

Будем же, дорогие братья и сестры, всегда помнить об этом. И тогда евангельское слово принесет достойный плод!

Аминь.

С праздником, дорогие братья и сестры!