Публикации

Версия для печати

Жёсткие методики катехизации опасны

Из заключительного слова на второй конференции, посвященной проблеме возрождения святоотеческой катехизации

24.06.2011
Часовня Свято-Филаретовского института. На заседании международной богословско-практической конференции «Традиция святоотеческой катехизации: проблемы и критерии качества оглашения современных "слушающих"».

С 25 по 27 мая 2011 года Свято-Филаретовский православно-христианский институт проводил в Москве богословско-практическую конференцию «Традиция святоотеческой катехизации: проблемы и критерии качества оглашения современных "слушающих"».
В конференции приняли участие более 70 человек (в том числе 23 священнослужителя) из 20 епархий Русской православной церкви. Были представлены 4 страны, 24 города. В работе конференции участвовали представители двух Синодальных отделов и 11 духовных учебных заведений и организаций РПЦ.

Самое важное – это поле неформального общения. Оно должно быть, но его не было никогда. Вот уже сорок лет мы ведём живую непосредственную катехизацию взрослых, и никогда раньше официальные структуры этим не интересовались, потому что считалось, что катехизация – это детский ликбез. Можно получить элементарное педагогическое образование, и этого достаточно. И когда мы изо всех сил старались донести до всех, что это не так, никто нас не слушал, пока не изменились времена.

Но я не могу сказать, что и сейчас наш опыт в церкви хорошо известен, что он отрефлексирован. А ведь мы волею Божьей единственная более или менее оформленная в церкви сила и структура, обладающая таким богатым опытом катехизации: оглашение у нас за сорок лет проходило около двадцати тысяч человек. Мы, естественно, страдали и от КГБ в советские времена, и от многих других сил, а то и от лжебратьев в церкви и продолжаем в какой-то степени страдать. За многие годы мы к этому даже привыкли и уже не волнуемся по этому поводу, но мы вынуждены были в связи с этим немного организационно обособиться, потому что иначе нас и наш духовный опыт уничтожили бы окончательно. Так что проблема здесь в какой-то степени остаётся.

При этом очевидно, что в церкви сегодня существует много попыток что-то сделать, накоплен многоразличный опыт, и его надо собирать. Наши последние конференции показали, что в церкви действительно, как говорил в своё время архим. Таврион (Батозский), «есть сила». Конечно, враг рода человеческого не дремлет, он вбивает клинья между людьми, чтобы они выступали друг против друга, а не делали, как это положено в церкви, общее дело вместе. Но делать его надо, а для этого и нужно, чтобы было то поле общения, о котором я уже говорил. Пусть там будут люди и фундаменталистски, и секуляристски или либерально настроенные, пусть будут и саддукеи, и фарисеи; пусть будут и центристы. Ведь невозможно же узнать, как катехизировать, как готовить катехизаторов, какие есть сложные случаи, не обретя живого опыта. Каждый катехизатор знает, что не бывает так, чтобы всё было идеально, беспроблемно. Во-первых, сколько катехизаторов, столько и стилей оглашения, во-вторых, один и тот же катехизатор разные группы ведёт по-разному. И невозможно иначе. Всегда люди разные, ситуации разные, жизнь разная. Поэтому сейчас очень  опасны жёсткие, слишком конкретные методики. Нужно дать только какие-то принципы. Причём те, которые приняты церковным сознанием, пусть на ошибочном, но реально существующем опыте.

Этим опытом нужно делиться, в том числе и в интернет-пространстве. И не только наш институт должен быть средой такого взаимодействия. Рождественские чтения и даже Миссионерские съезды – это хорошо, но там очень мало возможностей. Всего этого принципиально мало. Нужно, чтобы было как можно больше «сгустков», например, каких-то ведущих катехизацию общин и братств, собирающих живой опыт катехизации в разных епархиях. Нам всем нужно отделять плевелы от пшеницы, впрочем, не делая это слишком усердно, во избежание тех ошибок, которые указаны в Евангелии. Но накапливать «добрую пшеницу», т.е. собирать этот опыт в разных епархиях, нужно!

Газета «Кифа» №8(130) июнь 2011 года