Публикации

Версия для печати

Оглашение — это не «система образования» с жёсткой программой

Накануне конференции, посвящённой осмыслению основного, второго этапа оглашения, газета «Кифа» попросила о. Георгия Кочет­кова ответить на несколько вопросов

22.06.2013

В конце 1970-х из индивидуальной формы оглашения и оглашения в малых группах, практиковав­шейся Георгием Кочетковым, родилась регулярная катехизация в боль­ших группах. Поводом стала обращённая к нему просьба отца Аркадия Шатова помочь в подготовке прихожан к креще­нию. Так в 1979 году появилась первая огласительная группа. Это потребовало осмысления опыта индивидуальной ка­техизации и приведения его в некоторый порядок, в систему. Результатом стало возникновение программы оглашения (в настоящее время это программа вто­рого этапа), которая имела несколько направлений.

Во-первых, она состояла из 14 (в какое-то время — из 16) тем, помогавших катехумену ознакомиться со всей полно­той православной традиции по основным вопросам. Темы возникли из Символа веры. Слушая их, человек внутренне подготавливался к тому, чтобы обще­церковный Символ веры становился его личным, внутренне ему близким и понят­ным. Кроме этого, оглашение предпола­гало серьёзные этические требования, предъявляемые катехумену. Это каса­лось принятия и исполнения им в своей жизни Закона. Естественно, катехумены участвовали еженедельно в вечерних и утренних богослужениях. Необходима была и личная молитва своими словами.

Через какое-то время к этому ком­плексу добавилось таинствоводство (третий этап, мистагогия), а ещё через какое-то время первый этап — оглашение «слушающих».

Накануне конференции, посвящённой осмыслению основного, второго этапа оглашения, мы попросили о. Георгия Кочет­кова ответить на несколько вопросов.

* * *

Второй этап — это самая ранняя, появившаяся прежде других часть разработанной Вами системы оглашения. Значит ли это, что она самая главная и без неё нельзя обойтись? Вы говорили, что есть люди, которым можно вместо третьего этапа прочитать несколь­ко книг. А вместо второго можно ли дать человеку книгу или нужно обязательно живое общение, чтобы что-то произошло? И что именно тут должно произойти?

Священник Георгий Кочетков: Живое общение нельзя заменить ничем и никогда ни на первом, ни на вто­ром, ни на третьем этапе оглашения, как и вообще в человеческой жизни. В этом смысле альтернативы ему нет. Когда в христианской жизни есть возможность что-то устраивать в реальности живого общения, то это всегда лучше.

Но, конечно, есть разница в степени экзистенциальности разных этапов оглашения. Первый этап в этом плане «наименее выигрышный», поэтому он и проходит в традиции нашей системы оглашения исключительно в интерак­тивной форме. Второй этап — это уже обсуждение определённых концептуаль­ных тем, довольно больших и трудных, над которыми люди бьются веками и тысячелетиями. На этом этапе нужно представить христианство на кериг­матическом уровне. Это возвещение Истины, возвещение Христова Слова, Христова дела, которое есть дело Отца. А третий этап — это область догматиче­ская. Сюда ещё входит всё, что связано с другими таинствами Церкви — таин­ствами литургическими и таинствами жизни (что особенно трудно), то есть с понятием о человеке и его призвании и с аскетикой... На эти темы написано много замечательных книг, поэтому если люди не вмещают материал тре­тьего этапа (а такое, увы, встречается нередко), то мы можем — конечно, не полностью, а только частично — сокра­тить его, как-то упростить с помощью богословской, аскетической и литурги­ческой литературы. Здесь есть доста­точно простые и в то же время глубокие книги. Конечно, это ни в коем случае не отменяет личного и церковного обще­ния. Поэтому даже тогда, когда мы ис­пользуем книги и переводим людей на режим индивидуального постижения таинств христианской веры, молитвы и жизни, мы всё равно не отменяем их участие в евхаристии, не отменяем совместных агап и встреч, где люди могут раскрыться сердцем, раскрыться душой. И это, конечно, невозможно заменить ничем. Таким образом, мы не противопоставляем разные этапы оглашения, мы предполагаем, что всё идёт с нарастающим итогом. Каждый катехизатор должен это знать.

Но это ведь не отменяет особой роли второго этапа в оглашении?

Священник Георгий Кочетков: Второй этап имеет центральное значение, потому что всё-таки основой является не та или иная концепция, не просто то или иное представление о христианской жизни и вере. Всё, что делается на втором этапе, — это фунда­мент христианской жизни. Это то, что нужно всем и всегда. Если без тонко­стей аскетического или догматиче­ского знания человек может прожить, не испытывая особых трудностей, то без Евангелия Христова, без любви ко Христу и без введения в основы христианской жизни прожить значительно труднее. Я считаю, что не случайно сложилось так, что второй этап стал главным, центральным, настолько важ­ным в церковном сознании, что даже в те века, когда по сути катехизации в церкви уже не было, всё-таки оста­вались рекомендации краткого огла­шения перед Крещением, оставались требования научить хотя бы основам, изъясняя Символ веры, евангельских блаженств и молитвы «Отче наш», да­вая понятия об основных заповедях как системе жизнеустройства человека. Эти вещи оставались всегда.

Что является глав­ным для этого этапа?

Священник Георгий Кочетков: Во-первых, второй этап можно проводить по-разному. Можно его очень сократить, можно его изложить в течение короткого времени, в край­нем случае одной, двух, трёх бесед. Но пройти его надо в любом случае, даже если перед вами умирающий человек. Если человек, не буквально умирающий, но находящийся в край­ней стадии по состоянию здоровья и по обстоятельствам своей жизни, хочет креститься, он должен решиться отдать своё сердце и свою жизнь Христу, даже если он живёт последние дни или часы на земле. Это очень важно. Не только человеческая жизнь, но и человече­ская смерть должны быть достойны­ми. Человеку отнюдь не безразлично, как он проводит свою жизнь и как он встречает свою «первую смерть», завер­шающую его жизнь на земле. Поэтому, конечно, главным является именно это утверждение в спасительной силе Хри­стовой благодати, Христовой любви, способность попробовать их «на вкус» с помощью покаяния, с помощью всего того опыта этой благодати, который накоплен человеком.

Просвещаемый должен показать по возможности какие-то плоды. Он должен уйти хотя бы от смертных гре­хов (мы говорим сейчас не о людях на смертном одре, а об обычных нормаль­ных случаях). Человек должен уделить внимание себе, найти те возможности, которые позволили бы ему изменить жизнь, «трасцендироваться» — про­рваться в ту область жизни, которая для него всегда была проблемой, всегда была закрытой. Вот что главное. В результате оглашения нужны не просто знания. Нужно изменить своё сердце, свою жизнь, подготовить себя к рож­дению от Духа Святого, рождению в Духе новой жизни во Христе. Эта жизнь должна начаться сразу после крещения или после первого причастия, но мы прекрасно знаем, что для того, чтобы это случилось, к принятию таинства нужно готовить людей. Очень редко случается так, что человек прорывается независимо ни от чего, без подготовки, да и то, если он даже «прорвётся», он может потерять свои духовные дары. И так ведь бывает, но этого нельзя до­пускать. Духовные дары должны при­носить плоды, а не теряться человеком из-за неподготовленности и лености или из-за расслабленности церковных служителей.

Темы второго этапа не пря­мо соотносятся с членами Символа веры. По какому принципу они построены?

Священник Георгий Кочетков: В основе второго этапа лежит логи­ка Символа веры. И хотя это не всегда явно выражено в нашей системе огла­шения, однако это действительно так. В огласительной системе есть всё, что есть в Символе веры, только оно по­строено в соответствии с восприятием современного человека, с его привыч­ками и нуждами духовного познания. Поэтому одной из первых тем второго этапа оглашения является изъяснение и даже перевод для лучшего уяснения Никео-Цареградского Символа веры на русский язык. Все древние огласитель­ные символы говорят более или менее об одном, в них заложена одна и та же логика, это плод одного и того же пла­ста церковного предания. И нарушать эту традицию, мне кажется, нельзя.

Вот описание второго этапа, ко­торое Вы давали более двадцати лет назад: «Евангельским оправ­данием, смыслом и целью 2-го оглашения является уготовление человека к принятию "нового вина" в Царстве Духа Божия, в первоначальном приобщении к откровению полноты Любви, Надежды и Веры, т. е. приведение новоуверовавшего к началу пол­ной жизни в Боге и Его Церкви». Что бы Вы сегодня хотели в нём уточнить, прокомментировать?

Священник Георгий Кочетков: Это вполне адекватное изложе­ние смысла второго этапа оглашения. Важно понимать, что оглашение — это не «система образования» с некоей жёсткой программой, а система науче­ния, наставления на духовный путь, у которой есть много вариантов вопло­щения. Это возможность прийти ко Христу и жить с Ним, жить в благодати Духа Святого, в духе любви и свободы, в общении и служении. Вот что глав­ное. И поэтому каждый катехизатор по-своему воплощает это, сохраняя главные черты церковного предания и придерживаясь общей системы оглаше­ния. К сожалению, именно это часто не учитывается, что само по себе свиде­тельствует о том, что люди не вмещают Тайны свободы, Тайны любви, не по­нимают сути оглашения. Они привыкли относиться к оглашению как к учебно­му предмету — может быть, исходя из своего опыта учёбы в семинарии или чтения соответствующей литературы. Я сейчас слышу разные отзывы о нашей системе оглашения и удивляюсь неко­торой их неадекватности, о чём можно только сожалеть.

Подлинное возрождение оглашения способно поменять сами внутренние ориентиры, само сознание церковное в сторону его углубления, одухотворе­ния и исполнения. И мне кажется, это важно именно сейчас для всех живущих в нашей церкви людей.

КИФА №6(160), май 2013 года