Публикации

Версия для печати

Западно-Европейское православное братство переживает переходный период

Интервью в связи с участием в XIII съезде православного братства в Западной Европе (Амьен, 30 апреля – 3 мая 2009 года)

30.05.2009
Е.И. Черкасова. «Видение (пророчество) Исайи». Ис 11:6-9

С 30 апреля по 3 мая прошёл съезд, на который собралось более 600 человек, представлявших Константинопольскую, Греческую, Румынскую, Русскую православные церкви. Такие встречи в течение 40 лет регулярно проводятся Западно-Европейским братством, ныне возглавляемым Николаем Бером (до него председателем братства был известный богослов, профессор Оливье Клеман). В этом году в работе Конгресса, посвященного теме «Творение, отданное в наши руки», приняли участие митр. Эммануил (Адамакис), председатель Ассамблеи православных епископов Франции (Константинопольская православная церковь); митр. Серафим (Жоанте) и митр. Иосиф (Поп) (Румынская православная церковь); архиеп. Гавриил (де Вильдер), еп. Василий (Осборн) и еп. Афинагор (Пекштадт) (КПЦ) и более полусотни священников и дьяконов.

Во встрече приняли участие представители Преображенского содружества малых православных братств – ректор Свято-Филаретовского института профессор священник Георгий Кочетков и проректор Дмитрий Сергеевич Гасак. Мы попросили о. Георгия поделиться с нашими читателями своими впечатлениями о конгрессе.

Кифа: Отец Георгий, Вы уже не в первый раз участвуете в съездах Западно-Европейского братства. Как Вам кажется, изменилось ли что-нибудь в жизни этого движения за те три года, которые прошли после предыдущего съезда?

Священник Георгий Кочетков: Мне трудно судить об этом в глобальном масштабе, потому что Западно-Европейское православное братство – это видно сразу – переживает определённый переходный период своей жизни. А всякое кризисное время – это время противоречивое. Конечно, видно, что больше стало, во-первых, самих участников съезда, во-вторых, среди них больше молодёжи, довольно много детей, людей разных национальностей. С другой стороны, меньше стало русских людей, реже стала звучать русская речь.

Некоторая увлечённость уже давно не новой идеей создания в Европе автокефальной православной церкви скорее приводит к мысли о том, что творческое исследование этого вопроса перешло в фазу организационную, внешнюю, и поэтому часто не очень глубокую. Однако желающие приблизить день такой автокефалии сохраняются. Впрочем, думается, что на самом деле требуется новый подход к этим вопросам. Один из таких подходов был представлен в опубликованной недавно статье декана Свято-Владимирской семинарии в Нью-Йорке, в Крествуде, о. Джона Бэра, который попытался вновь рассмотреть идею универсальности канонического принципа «одна территория, один город, один епископ». Он ставит под вопрос эту универсальность, думая именно об объединении православных, разбросанных по разным юрисдикциям и часто живущих бок о бок, но не замечающих друг друга только из-за разницы культуры, языка и каких-то традиционных бытовых, или пусть даже канонических аспектов своей жизни.

Кифа: Что показалось Вам наиболее интересным, многообещающим в прошедшей встрече?

Священник Георгий Кочетков: Любое братство интересно своим братским духом, своей открытостью. И мы видели примеры такой открытости. Для нас особенно радостно было видеть, что не исключением являются и архиереи разных юрисдикций, которые присутствовали на съезде. Они были очень доступными, простыми в общении. Само богослужение проходило достаточно непосредственно, просто, даже, я бы сказал, свободно – не в смысле произвола, а в смысле именно проявления сердечности и свободы служащих, особенно предстоятелей.

Ничто не может сравниться с живым общением. И такого живого личного общения было довольно много. Были новые знакомства, были радостные встречи со старыми друзьями и знакомыми. Само собрание братства, которое осознавало себя как объединение не юрисдикционное, а живущее лишь по принципу единства в вере, как бы несло в себе тот дух приближения к общинно-братской жизни, которого чает вся православная церковь, требующая возрождения не только в России, но и практически во всех местах своего исторического и современного странствования.

Кифа: Было ли что-нибудь, что Вас огорчило?

Священник Георгий Кочетков: При всей личной открытости была заметна общая замкнутость на себе и на своём, нередко встречающаяся в Западной Европе и в Америке. Более того, мне показалось, что наметилась некоторая негативная тенденция в отношении ко всему русскому, что, конечно, печально. Естественно ожидать, что Русский экзархат, в какой бы юрисдикции он ни был, будет чувствовать свою благодарность прежде всего к русской православной традиции, ведь его члены в большой степени пользуются именно ее духовными богатствами. Но внимания к тому, что происходит сейчас в России, было немного. Может быть, это слишком беглое впечатление, однако оно сложилось у меня именно таким образом.

Доклады были очень разного уровня. Да, мы не всегда могли в полной мере оценить их из-за того, что организованного русского перевода не было вовсе, а английский перевод часто был беглым и не всегда внятным и точным. Но даже при этом для нас несколько странно прозвучало одно выступление, касающееся экологических инициатив Вселенского патриарха Варфоломея. Казалось, что целью выступающего была не сама суть дела, а, скорее, восхваление личности, некий даже культ её. Это не только удивляло, но, увы, напоминало нам определённые страницы нашей недавней истории.

Кифа: В последнее время отношения Русской православной церкви с Экзархатом, к которому принадлежит значительная часть членов Западно-Европейского братства, были непростыми. Какие перспективы здесь возможны?

Священник Георгий Кочетков: Хотя о сложных взаимоотношениях прямо ничего не говорилось, но некоторое отчуждение, недоверие друг к другу ощущалось даже в дискуссиях, на круглых столах и в секциях, в частности, на круглом столе, посвящённом будущему православия в Западной Европе. Но добрые перспективы, конечно, возможны. Мы все должны видеть, что помогая друг другу решать живые реальные проблемы церковной жизни, мы приближаемся к Богу и друг к другу, как это замечали ещё древние святые отцы. Мне представляется, что более глубокое плодотворное творческое сотрудничество между духовными школами обеих юрисдикций, между богословами, церковными деятелями, мирянами, молодёжью могло бы способствовать преодолению имеющихся противоречий и конфликтов. Хотелось бы верить, что так оно и будет и что ныне в Русской церкви открываются новые возможности для укрепления всеправославного единства.

Не раз на съезде православного братства упоминалось открывающееся в ближайшее время на Кипре Совещание предстоятелей православных церквей. Хотелось бы пожелать в будущем всем нам, чтобы это совещание, так же как и другие подобные встречи, позволило укрепить соборность церкви, начиная от местной и кончая вселенской. Если живые открытые вопросы нашей жизни будут поставлены и разрешены в духе братской христианской любви, чему как раз и призвана способствовать православная вера, этому можно будет только радоваться.

Беседовала Александра Колымагина,

Газета «Кифа» №7(97) май 2009 года