Новости

Версия для печати

Священник Георгий Кочетков об отношениях с католиками и протестантами: надо попросить прощения и простить самим

«Мы не можем придерживаться фундаменталистской позиции, что православие – это единственная церковь, а все остальные – сектанты и еретики, которые просто вне церкви»

16.02.2016

«Восстановление отношений христианских церквей зависит не столько от встреч глав церквей, сколько от движения снизу, и может быть обретено через покаяние и прощение», – заявил ректор Свято-Филаретовского института в Москве священник Георгий Кочетков, комментируя встречу предстоятеля Русской Православной Церкви и Папы Римского.

Первая в истории встреча Патриарха Московского и всея Руси и Папы Римского прошла 12 февраля в международном аэропорту Гаваны. Она закончилась подписанием совместной Декларации и дала надежду на формирование нового этапа в отношениях Русской православной и Римско-католической церквей.

Отказаться от фундаментализма

«Я сразу приветствовал эту встречу», – сказал отец Георгий, выступая на Сретенском соборе Преображенского братства, духовным попечителем которого он является.

«Это важный вопрос, и мы ждем дальнейших шагов по сближению – и мистическому, духовному, и внешнему, вплоть до канонического единства», – сказал священник.

Однако он подчеркнул, что «в эту новую реальность единства церкви еще необходимо прорваться, и сделать это трудно».

«С одной стороны, мы не можем пренебрегать существующим каноническим порядком, а с другой, мы должны слушаться Бога больше, чем человеков», – сказал отец Георгий.

С третьей стороны, по его словам, «при встречах с инославными у нас не всегда есть полное понимание, действительно ли они ведомы Духом Святым или лишь дипломатически выстраивают свою политику. Это очень сложный вопрос».

«Одно только ясно: мы не можем придерживаться фундаменталистской позиции, что наше православие – это единственная церковь, а все остальные к церкви отношения не имеют, это сектанты, еретики, которые просто вне церкви. Это есть фальшь и ложь», – подчеркнул он.

При этом отец Георгий отметил, что с такой позицией приходится встречаться очень часто. «Только мы часто не реагируем, потому что не знаем, как реагировать на эту ложь», – сказал отец Георгий, подчеркнув, что этому тоже важно учиться.

«Папа Римский недавно объявил в присутствии Вселенского Патриарха Варфоломея, что между нами нет препятствий для евхаристического общения. Это важно. Именно это хотел слышать Патриарх Варфоломей, но этого совсем не хотят слышать многие и многие православные, потому что они живут только старыми обидами», – сказал священник.

При этом исторических обид, по его словам, «было много, к сожалению, что тут греха таить». «Конечно, от католиков мы потерпели обид значительно больше, чем сами им причинили, хотя тоже их причиняли, и не одну», – добавил он. «И надо просить друг у друга прощения», – призвал отец Георгий, добавив, что все это относится и к протестантам.

«Надо не только просить прощения, но и прощать», – с жаром подчеркнул он.

Глава Церкви – Христос, а не папа и не патриарх

Единство Церкви, по мнению отца Георгия, «не может быть обретено только сверху - это всегда прежде всего движение снизу». «Потому что в Народе Божьем Дух Святой действует свободнее, чем через церковных руководителей, которые все время должны оглядываться то на политику, то на тех же спонсоров, то на массу других разных вещей, которые имеют весьма косвенное отношение к церковной жизни», – сказал священник.

В объединении церквей, по его словам, «конечно, не все зависит от встреч руководителей, но встречи руководителей, сколько бы ни было там всякой политики, каких-то соображений, исторической инерции – это неизбежно, это было, есть и будет всегда, – имеют огромное значение».

Отец Георгий также подчеркнул, что «церковные руководители – это руководители как бы церковных правительств, но это не главы Церкви». «Глава же Церкви один – Иисус Христос, не папа и не патриарх», – напомнил он.

Вернуться к норме церковных границ

Перспектива отношений Католической и Православной церквей, по словам отца Георгия, «может быть только одна – единство, так как Церковь с большой буквы, Церковь верных в согласии с волей Божьей должна выявить и укрепить свои границы». «А мы знаем, что так или иначе ее границы как-то затрагивают и Православную церковь, и Католическую, и протестантские церкви. Это означает, что границы церкви с маленькой буквы и Церкви с большой буквы очень разошлись», – сказал он.

«Мы обречены на единство. Мы всегда должны понимать, что есть люди, с которыми мы во Христе абсолютно едины, но с которыми мы в одну каноническую церковь не входим. И мы должны страдать от того, что между нами внешнего единства нет, что мы, как правило, за редким исключением, не можем вместе причащаться, составлять одно евхаристическое собрание», – сказал священник.

«Хотя теперь мы хорошо понимаем, что даже единое евхаристическое собрание церкви – это еще не вся Церковь. Евхаристическое собрание определяет границы мистериальной церкви. Но оказалось, что за мистериальной церковью стоит еще более глубокая реальность – Церковь мистическая», – заключил отец Георгий.

Арина Филиппова