Школа — это потребность Духа. Как невозможно человеку запретить дышать или молиться, так невозможно запретить ему входить в полноту Священного Писания и Священного Предания. Помогать ему в этом и есть главная задача Школы.
— профессор священник Георгий Кочетков
В июле 1988 года священник Георгий Кочетков неофициально открыл Свято-Филаретовский институт, реализовав свой давний замысел — создать христианскую школу всех ступеней, дающую возможность христианам войти в глубину церковной традиции. Институт стал первым духовным учебным заведением, кроме двух официальных академий и трёх семинарий, открытым ещё в советское время. В течение своей жизни СФИ получил признание официальных церковных и государственных образовательных структур, оставаясь верным главной цели — приобщить каждого студента к Богопознанию и Богооткровению, ввести его в живое Писание и Предание Церкви не пассивным зрителем, а активным служителем. Сохранение качества христианской школы и в то же время динамичности развития института как образовательного и просветительского центра являются сферой попечения о. Георгия все годы его ректорства в Свято-Филаретовском православно-христианском институте. Кроме ректорства о. Георгий несет нагрузку руководителя и профессора кафедры миссиологии, катехетики и гомилетики, а также преподавателя предметов: «Введение в основные понятия православной мистики», «Проблемы миссиологии, катехетики, гомилетики», «Проблемы сакраментологии», «Проблемы экклезиологии», «Проблемы христианской мистики».
Дорогие друзья! Уважаемые читатели! Недавно мы отметили четвертьвековой юбилей работы нашего института — маленького, говоря на западный манер, христианского православного университета. Мы можем вместе сказать: «Слава Богу!»
Первые ученики Христовы назывались просто учениками. Учение всегда входило в основную парадигму их жизни, было ее квинтэссенцией. Ученики должны были идти свидетельствовать, а для этого прежде надо было самим научиться. Но и в ходе их свидетельства надо было учиться, исходя изнутри того опыта, который Господь давал им пережить в жизни, в вере, в их действии и служении. Сам Христос подает всем пример такого обучения или, вернее, научения тайнам Царства Небесного. Для них эти тайны носили совсем не информационный характер.
Но и в наше время христианин без учёбы, без знания традиции, без развития своих духовных, душевных, интеллектуальных навыков не может полноценно служить Богу и Церкви. Недостаток духовной образованности привел нас к 1917 году. Жизнь показала, что тот, кто только соблюдал обряды, кто лишь «целовал крышку» Евангелия, а что под ней, даже не знал, очень легко потом предавал свою веру.
В силу утраты единства, непрерывности церковной традиции и жизни нам всем сегодня нужны дополнительные усилия для восстановления единого потока церковного предания. Мы должны с благодарностью принимать все лучшее из старого и все лучшее из нового. Православная Школа не может не быть церковной, даже если ее юридический статус светский. Она не может не быть одновременно и традиционной, и мобильно реагирующей на все запросы сегодняшнего мира, человека и общества, науки и культуры. Более того, она должна стремиться преодолеть сам разрыв между светским (но не мирским) и церковным (в смысле христианским и духовным). Ведь Сам Господь наполняет всю нашу жизнь духом и смыслом, и мы должны раскрыть в себе и в других этот светлый дар. И пусть в этом поможет всем нам Бог!
В 1995 году институт принял имя святителя Филарета Московского (1782-1867). Блестящий проповедник и богослов, талантливый администратор, он сыграл ключевую роль в становлении русской духовной школы. Привычный всем Синодальный перевод Библии на русский язык — во многом плод усилий митрополита Филарета. Этот труд вызывал колоссальное сопротивление со стороны сил, не заинтересованных в просвещении русского народа. В 1825 году тираж издания первых восьми книг Ветхого завета даже был сожжён. Однако позже митрополит Филарет продолжил работу над переводом. Полная русская Библия была издана лишь в 1876 году, уже после его смерти. Другим важнейшим для церкви делом святителя стало составление «Пространного христианского катехизиса Православной Кафолической Восточной церкви», в котором излагались основы православной веры и жизни.
Наш институт не сразу обрёл имя святителя Филарета. Мы не случайно приняли именно это имя. Святитель Филарет знал, что за века в церковной жизни накопилось огромное количество проблем, и он понимал, что народ наш прежде всего недостаточно просвещён и поэтому недостаточно объединён. Но он верил в Церковь! Он был человеком, который укреплял церковную жизнь и поддерживал образовательную систему.
Священник Георгий Кочетков, ректор СФИ
В большой степени институт существует благодаря заботе и живому участию братчиков. В руководстве, среди сотрудников и преподавателей института, большинство — члены Преображенского содружества малых православных братств, объединённые стремлением создать среду доверия и открытости. Это рождает в академическом пространстве института особый дух, помогает преодолеть распространённый сегодня взгляд на образование лишь как на услугу, а также избежать противоположной крайности — оторванности от жизни и сухости «школьного богословия». Свято-Филаретовский институт в свою очередь открывает братству возможность глубже приобщаться традиции, открывать разные пласты церковного предания и опыта, обретать своего рода духовный камертон.
Совет попечителей Свято-Филаретовского института был создан в 1996 году. В него вошли выдающиеся представители современной христианской богословской науки и культуры. Все члены попечительского совета — не только известные учёные и деятели культуры, но и свидетели истины и правды в современной церковной и общественной жизни. Для нас много значит, что они связывают с институтом своё имя, а в трудные моменты открыто выступают в его защиту. Многие попечители преподают в институте и участвуют в его научной работе. Доктор искусствоведения, профессор МГУ Ольга Сигизмундовна Попова и доктор богословия, поэт, переводчик Ольга Александровна Седакова читали лекции на открытии учебного года, поддерживая традицию, начатую ещё академиком С.С. Аверинцевым. Доктор богословия дьякон Василий (Карл Христиан) Фельми читает авторский курс лекций. Главный редактор журнала «Вестник Русского христианского движения» Никита Струве, доктор исторических наук Анатолий Красиков и другие не раз выступали на конференциях, семинарах и встречах, которые проводит институт.
В институте преподают доктора и кандидаты наук, выдающиеся представители современной богословской и гуманитарной науки и культуры, а также лучшие выпускники института. Среди преподавателей СФИ — многие члены его Попечительского совета, всемирно известные ученые и богословы, почетные профессора российских и зарубежных научных и образовательных учреждений. Большинство преподавателей СФИ участвует не только в образовательном процессе института, но и в его научной работе: исследованиях, конференциях, семинарах. Одна из основных задач, которую ставит перед собой институт, — расширение общения, создание среды для совместных научных, академических и культурных поисков, для встречи богословской и научной мысли. Институт широко сотрудничает с другими вузами. В их числе Российский государственный гуманитарный университет, Русская христианская гуманитарная академия. В институте преподают специалисты Московской и Санкт-Петербургской духовных академий, Московской медицинской академии, Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Тверского государственного университета и других светских и духовных вузов.
В СФИ два факультета: богословский факультет и факультет религиоведения.
На богословском факультете СФИ реализуется основная образовательная программа высшего профессионального образования «Теология». Формы обучения — дневная (срок обучения 4 года), вечеряя и заочная.
Факультет религиоведения предоставляет дополнительное профессиональное образование по религиоведению. Формы обучения — вечерняя и заочная (срок обучения 2 года).
При СФИ также действует Богословский колледж (срок обучения 2 года). Формы обучения — дневная, вечерняя и заочная.
Богословский факультет — ровесник Свято-Филаретовского института. Основная цель факультета — сделать богословское образование доступным для каждого верующего христианина. Обучение направлено на всестороннюю подготовку студентов по богословию, православному богослужению, Священному писанию и церковной истории. Основное внимание на факультете уделяется преподаванию катехетики и миссиологии — предметов, связанных с церковной традицией передачи веры, и потому ключевых для понимания остальных богословских дисциплин. Через апологетику, миссию и катехизацию церковь всегда не только вела диалог с языческим миром, но и глубже познавала саму себя, свою веру и опыт. Факультет стремится к тому, чтобы знания не были для студентов чем-то абстрактным, внешним по отношению к жизни.
Без духовного образования в современной церковной жизни полноценно участвовать невозможно. Мы живем в быстро меняющемся мире, и когда люди обращают к церкви свои вопросы, надо не просто ответить им как-то и что-нибудь, а утолить их голод и жажду слова Божьего. Для этого образование и необходимо.
Зоя Дашевская, декан богословского факультета СФИ
В основе концепции факультета религиоведения СФИ — внимание к человеку, его личному опыту веры. Это позволяет не сводить представление о религии только к уровню идей (догматов, мифологии) и культа, избежать в преподавании крайностей атеистического и идеологически-фундаменталистского подхода. Знакомство с многообразием духовного опыта человечества помогает научиться отличать живой опыт веры от массовой бытовой религиозности. Факультет предлагает разнообразные программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации по религиоведению. Большинство преподаваемых курсов — авторские. Слушатели факультета знакомятся с феноменом религиозности как таковым, историей известных религий и новых религиозных движений, взаимного влияния религиозной и других сфер человеческой жизни: этики, эстетики, культуры, социологии, права, политики.
На протяжении почти целого столетия люди в нашей стране были лишены возможности что-либо узнавать о религии, приобретать собственный религиозный опыт. Поэтому когда стало «всё можно», а для кого-то и «модно», начали, в первую очередь, широко возрождаться оккультные и магические практики, которые многие воспринимают как религию. Но и практика тех, кто исповедует сегодня мировые религии, в большой степени отмечена синкретизмом. Поэтому без возрождения на серьёзном уровне религиоведческой культуры человеку трудно находить путь к реальному религиозному опыту, выходить на глубинные вопросы, связанные с поиском смысла своей жизни, смысла происходящего вокруг.
декан факультета религиоведения Маргарита Васильевна Шилкина
В 2001 году при Свято-Филаретовском институте был открыт Богословский колледж. Его задача — ввести слушателей в круг богословских и исторических вопросов. В колледж принимаются абитуриенты с высшим или средним специальным образованием. Программа предполагает изучение основных богословских дисциплин: Священного писания, миссиологии, катехетики и гомилетики, догматики и экклезиологии, литургики и сакраментологии, — а также вспомогательного цикла гуманитарных предметов: русского языка и культуры речи, логики, всемирной и отечественной истории и других. Учебные курсы колледжа небольшие по объему и построены вокруг центральных проблем той или иной дисциплины. Такой подход позволяет слушателям сформировать целостное представление о предмете, его основных аспектах, сориентироваться в литературе и источниках и даёт возможность продолжить заниматься самостоятельно или подготовиться к поступлению на бакалавриат. Полученный уровень подготовки позволяет выпускникам преподавать в школах основы православной культуры, христианскую и светскую этику и другие предметы, помогать в катехизации.
Институт стремится создать поле общения и живую среду, в которой могут встречаться студенты и специалисты, где можно свободно высказываться на любую тему. С 1995 года СФИ ежегодно проводит научную конференцию студентов, аспирантов и молодых специалистов «Сретенские чтения». За прошедшие годы из небольшого внутреннего мероприятия конференция стала заметным церковным событием, в котором принимают участие представители духовных школ и светских вузов из разных городов России и зарубежья. В форуме ежегодно принимают участие более 200 человек. Сретенские чтения — это обсуждение фундаментальных и дискуссионных вопросов современного богословия и церковной истории, миссии и христианского свидетельства в современном мире, философии и проблемных аспектов межрелигиозного диалога. Для участников Сретенские чтения — это возможность представить в академической среде результаты своих исследований, свои наработки, обменяться мнениями и приобрести опыт ведения научной дискуссии.
Ассоциация выпускников и студентов СФИ (АВиС) родилась 2 декабря 2006 года в день памяти святителя Филарета Московского. Создание АВиС — инициатива самих студентов, слушателей и выпускников разных лет: начиная с самых первых, окончивших СФИ в начале 1990-х годов, и заканчивая нынешними студентами очного и заочного отделений. Членов АВиС объединяет желание делом выразить благодарность за духовное образование и приобщение к подлинной церковной традиции, готовность взять на себя ответственность за каждодневную жизнь института и его отдельные долгосрочные проекты. Ассоциация заботится о студенческой жизни в стенах СФИ, собирании и хранении его истории, общении со студентами других богословских и светских учебных заведений. В настоящее время Ассоциация насчитывает более 70 активных членов, многие из которых теперь преподают и работают в институте. Один раз в год, в день памяти святителя Филарета, проходит общее собрание Ассоциации, а в конце зимней сессии в феврале — агапа студентов и выпускников института.
В научной деятельности СФИ можно выделить ряд приоритетных направлений.
Центральное место среди них занимает проблематика миссии и катехизации в современном мире.
С момента основания института на кафедре богословских дисциплин и литургики ведется работа по переводу текстов православного богослужения.
Исследования СФИ в области церковной истории связаны с изучением деятельности православных общин и братств в XIX – XX вв., осмыслением опыта и наследия новомучеников и исповедников российских.
В области современного богословия институт занимается проблемами антропологии и экклезиологии.
Основной научный интерес института связан с изучением исторического и современного опыта миссионерской и огласительной проповеди, с актуализацией всей святоотеческой катехизической традиции, всего накопленного опыта содействия людям в воцерковлении, независимо от их пола, возраста и социального положения. Институт изучает различные системы и практики катехизации, готовит методические пособия и рекомендации в помощь катехизаторам. Ведущая роль в этой работе принадлежит кафедре миссиологии, катехетики и гомилетики. В 2006 году при кафедре был создан Научно-методический центр по миссии и катехизации (НМЦМК). Многие проблемы в церковной жизни и катехизической практике связаны с ошибками в области миссии. Институт стремится обращаться к опыту миссионеров XIX и XX веков, анализировать принципы их служения, а также аккумулировать современный опыт миссионерской проповеди. С 2010 года ежегодные богословско-практические конференции СФИ посвящены тематике оглашения. В разные годы на них поднимались вопросы, связанные с общим смыслом и внутренней логикой оглашения, целями и задачами, стоящими перед катехуменами на разных его этапах, подготовкой катехизаторов. Конференции собирают клириков и мирян, представителей духовных школ и епархиальных отделов по миссии и катехизации из разных городов России и зарубежья.
Отравлена, и взбудоражена, и надорвана русская душа. И эту душу, одержимую и зачарованную, растревоженную злым сомнением и обманом, исцелить и укрепить можно только в последнем напряжении огласительного подвига, светом Христова разума, словом искренности и правды, словом Духа и силы.
Протоиерей Георгий Флоровский
В Свято-Филаретовском институте много лет осуществляется проект по переводу текстов православного богослужения с древнегреческого и церковнославянского на русский язык. Его главный смысл в том, чтобы сделать возможным для любого человека ответственное участие в общей церковной молитве. Работа ректора СФИ священника Георгия Кочеткова по переводу отдельных частей богослужения восходит к концу 1970-х годов. До своей болезни и кончины в 2004 году в этой работе принимал активное участие академик Сергей Аверинцев. С начала 2000-х отцу Георгию помогала группа профессиональных филологов. С 2007 по 2010 год в издательстве СФИ вышло семь томов серии переводов «Православное богослужение», в которую вошли переводы основных чинопоследований православных служб, в том числе богослужения суточного круга, литургия святителя Иоанна Златоуста, литургия святителя Василия Великого, литургия апостола Иакова, основные таинства и требы. В СФИ постоянно продолжается работа над новыми переводами, дополнением и исправлением уже существующих.
Исправление церковных книг — неотложное дело. Надо не только то, чтобы православные умилялись хотя бы и непонятным словом молитвословий. Надо, чтобы и ум не оставался без плода. «Пойте Богу нашему, пойте разумно». «Помолюся духом, помолюся и умом». И я думаю, что и в настоящей церковной разрухе в значительной доле повинны мы тем, что не приближали наше дивное богослужение, наши чудные песнопения к уму русского народа...
Свт. Афанасий (Сахаров), исповедник Российской церкви
В центре внимания церковно-исторических исследований СФИ — прежде всего опыт новомучеников и исповедников российских, православных общин, братств и всех тех, кто сумел посреди совершающейся антропологической катастрофы ХХ века сохранить человеческое достоинство и веру. Институт изучает историю отдельных епархий Русской православной церкви, уделяя особое внимание её наиболее выдающимся событиям и фигурам. Студенты и сотрудники СФИ собирают уникальные свидетельства о святых ХХ века в архивах и в личном общении с их родственниками и свидетелями их жизни. Благодаря этим исследованиям в историческую науку были возвращены имена знаковых для своей эпохи церковных деятелей, таких как Николай Неплюев, епископ-катехизатор Макарий (Опоцкий). В разные годы институт обращался к исследованию опыта жизни и служения общин святого праведного Алексия Мечёва и его сына священномученика Сергия Мечёва, священномученика Анатолия Жураковского, Александро-Невского братства в Петрограде, Крестовоздвиженского трудового братства Н.Н. Неплюева и многих других.
Не дай Бог нам оказаться теми, о ком Христос сказал, что они строят гробницы пророкам, которых сами убили. Не дай Бог нам успокоиться на том, что мы напишем иконы, составим чинопоследования богослужений, в соответствующие дни памяти будем их совершать, а для нашей церковной жизни это не будет значить ничего.
Священник Георгий Кочетков
СФИ видит одну из своих исследовательских задач в том, чтобы актуализировать наследие творческой богословской мысли в области экклезиологии, рассмотреть основные трудности современной церковной жизни через призму апостольской и святоотеческой традиций. Опыт ХХ века вывел на первый план вопросы не просто церковного устройства, но и самой ткани, оснований жизни в церкви: завершилась многовековая константиновская эпоха, определяющей идеей которой была симфония церкви и государства. С этой переменой в жизни церкви было связано много испытаний, но также и много открытий. И те, кто пережил несвободу и гонения в советской России, и те, кто оказался за рубежом, столкнулись с вопросом, как церкви существовать в новых условиях. Проблемы соотношения общины и прихода, правового и духовного начала в церкви, соборности, миссии, единства христиан ставились в церкви и прежде. Многие из них нашли своё отражение работе Поместного собора 1917-1918 года и предсоборной дискуссии. Изучение и анализ истории и документов собора также занимает важное место в научной работе института.
Вслед за церковью ХХ век поставил под сомнение и самого человека, с новой силой прозвучал вопрос о том, кто такой человек. Сегодня ответ на этот вопрос во многом связан с усвоением опыта новомучеников и исповедников, а также наследия религиозной антропологии, у истоков которой стоят мыслители русского зарубежья. В 1914 году, предваряя страшное «откровение» ХХ века об инфернальной разрушительной силе, которая есть в человеке, Николай Бердяев писал: «Наступает пора писать оправдание человека — антроподицею. Быть может, антроподицея есть единственный путь к теодицее, единственный не изжитый и не исчерпанный путь». Свято-Филаретовский институт стремится аккумулировать как богословское, так и философское наследие, связанное с человеком и его местом в мире. При СФИ постоянно действует межкафедральный семинар, посвящённый современным проблемам антропологии. Антропологической и экклезиологической тематике посвящены темы статей и выступлений ведущих преподавателей института, конференции СФИ, исследования студентов.
Институт родился в среде верующих людей, которые ощущали потребность в просвещении и образовании. Почти сразу институт начал проводить международные богословские конференции с участием различных образовательных, научных и общественных организаций.
В 1991 году началась и издательская деятельность.
С 2011 года СФИ совместно с Культурно-просветительским фондом «Преображение» выступает соучредителем серии передвижных церковно-исторических выставок, посвящённых наиболее значимым фигурам и событиям XX века. Выставки проводятся в сотрудничестве с региональными церковными и общественными институтами, музеями и епархиальными отделами.
Деятельность издательства отражает основные стороны научно-исследовательской, образовательной и просветительской работы института. Особое внимание уделяется исследованиям по миссиологии и катехетике. На сегодняшний день изданы многочисленные статьи и ряд монографий по теории, истории и практике миссии и катехизации, в том числе катехизис и другие труды ректора отца Георгия Кочеткова, а также методические пособия и рекомендации в помощь катехизаторам.
Жемчужина издательства — серия переводов православного богослужения на русский язык с приведением параллельных церковнославянских текстов.
Одним из крупнейших проектов стал журнал «Православная община» (1990−2000), который вобрал в себя сокровища богословской мысли, прежде недоступные и неизвестные.
С 2007 года выходит научный журнал «Свет Христов просвещает всех: Альманах СФИ».
К истории XX века страшно прикасаться, масштаб её трагедий и потрясений оглушает. Наверное, поэтому её так трудно узнавать, удерживать в памяти и осмысливать. Но несмотря на грохот истории тоталитарных государств, которая утверждала, что человеческая жизнь ничего не стоит, всегда совершалась другая история — история духа, история открытий в искусстве, науке, богословии, история мужества и свободы, духовного противостояния злу, неправде и бессмыслице.
С 2011 года Свято-Филаретовский институт совместно с Культурно-просветительским фондом «Преображение», краеведческими и историческими музеями, общественными организациями и епархиальными отделами разных регионов России выступает соучредителем передвижных выставок, посвящённых церковной истории XX века. Одной из главных задач организаторов было сделать так, чтобы посетители выставок смогли услышать голос и увидеть лица людей, жизнь и опыт которых и составляют другую историю России.
Первым проектом в этом ряду стала выставка «Неперемолотые. Опыт духовного сопротивления в XX веке». За каждым экспонатом: лагерными богослужебными сосудами — кружками, мисками, клюквой, заменявшей вино, рукописными Библиями, письмами и документами — судьбы людей, «неперемолотых» маховиком репрессий, духовно не сломленных в условиях гонений и массового насилия. За несколько лет выставка «Неперемолотые» побывала более чем в 20 городах России и в каждом пополнялась уникальными экспонатами.
Выставка «”Он не преклонился перед силой факта”: Н.Н. Неплюев и его Крестовоздвиженское братство» стала вкладом в дело возвращения забытых имён. Николай Неплюев, наследник древнего аристократического рода, стал одной из ключевых фигур духовной истории России. Задумавшись о призвании русского помещика, он смог создать в своём имении школу для крестьянских детей, а затем Крестовоздвиженское православное трудовое братство, краеугольным камнем которого было устроение жизни на евангельских началах.
К 90-летию так называемой «кампании по изъятию церковных ценностей» была открыта выставка «Non licet vos esse. Не должно вам быть». Обращение к событиям 1922 года позволило затронуть многие проблемы современности. Так, окончательный разрыв с государством впервые за всю историю существования Русской церкви с ясностью поставил перед ней вопрос о том, чем реально живет церковное сообщество.
Выставка «Civitatis Dei cives. Граждане Божьего Града» посвящена исповедникам российским, служившим в годы советских репрессий в Средней Азии. Среди них — православные епископы, священники, миряне: прп. Севастиан Карагандинский, митр. Гурий (Егоров), архиеп. Ермоген (Голубев), архиеп. Гавриил (Огородников), архим. Борис (Холчев), инокиня Евгения (Миллер) и другие.
Институт старается вносить свой вклад в установление качественных духовных, интеллектуальных, культурных связей в церкви и обществе. Проблема диалога между церковью и обществом приобрела в наши дни особую остроту. Расширение общения, создание среды для совместных научных, академических и культурных поисков, встреча богословской и научной мысли требует от верующих людей готовности к диалогу с неверующими, а от неверующих — открытости ума и сердца. Такое взаимное обогащение может созидать гражданское общество, потребность в котором так переживается в нашей стране, и свидетельствовать о церкви не просто как об организации, в которой совершаются определённые обряды, но прежде всего как о пространстве духа и смысла. Институт вместе с Преображенским братством ежегодно проводит международные конференции, которые собирают сотни участников из многих стран мира и десятков городов России. Каждая из них поднимает темы, общие для церковной и светской аудитории: диалога, служения, равенства и неравенства, общения, — рассматривая их с социологической, философской, исторической, богословской, культурологической позиций.
Мы хотим, чтобы институт стал пространством общения для самых разных людей. В стенах СФИ проходят круглые столы, семинары и просто встречи за чашкой чая с художниками, иконописцами, физиками, математиками, историками, краеведами, журналистами, режиссёрами, актёрами, поэтами, врачами, педагогами, философами. Мы стремимся находить общий язык с теми, кто ставит вопросы, близкие нам: о человеке и его достоинстве, об истории и современности.
Мы не можем говорить от лица всего общества, мы выражаем свою позицию и приглашаем к диалогу всех, кто в нём заинтересован, кто ему сочувствует. И я верю, что такой путь принесёт плоды, потому что он не отвергает ничего ценного и подлинного, но, наоборот, нацелен на то, чтобы собирать. Сейчас в нашей стране время собирать камни, и, я думаю, это будет продолжаться ещё долго. У нас просто нет ресурсов для того, чтобы разбрасываться.
Дмитрий Гасак, первый проректор СФИ
Что ждёт наш институт в ближайшее время? Поживём — увидим. Я думаю, что это будет время установления более крепкого, полного и глубокого общения — и церковного, и светского. Для нас важно, чтобы институт был полон жизни, чтобы она никогда не замирала в своём движении. Я надеюсь, что так всегда и будет.
Ректор СФИ, священник Георгий Кочетков