Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше. Но все то сделают вам за имя Мое, потому что не знают Пославшего Меня.
Ин 15:20-21
(Синодальный перевод)
Преображенское братство и о. Георгий не понаслышке знают, что такое гонения, в том числе от «лжебратьев» (2 Кор 11:26). Гонения — факт нашей жизни: о. Георгия и Братство ложно обвиняли в сектантстве, ересях, избиении священника, непослушании иерархии, обновленчестве и многом другом. В некоторых епархиях членов Братства безосновательно отлучали от причастия, пытались запретить оглашение, требовали «покаяться» и отречься от своего духовного отца, организовывали травлю в СМИ и без объяснения причин отказывали в участии в церковных мероприятиях.
Многие обвинения со временем отпали сами собой. То, в чем раньше Братство и о. Георгия обвиняли (катехизация, общинная жизнь, регулярное причастие), сейчас становится общецерковной нормой или по крайней мере многими признается таковой. Тем не менее, есть люди, продолжающие тиражировать беспочвенные обвинения. Интернет заполнен смущающими людей тенденциозными и откровенно клеветническими публикациями. Многие, сталкиваясь с недобросовестными материалами в интернете, клеветой и сплетнями, отворачиваются не столько от Братства, сколько от самой Церкви и от Бога. Мы считаем необходимым представить читателям сайта факты, документы, свидетельства и дать возможность сделать собственные выводы. В этом разделе мы попытаемся объективно и беспристрастно нарисовать картину гонений разных лет.
Первое вдохновение новой эпохи прошло, не принеся серьезных изменений. В церкви нарастают апатия, опустошенность и усталость от несоответствия реальной жизни произносимым словам. Многие теперь воспринимают церковь как организацию с армейской дисциплиной, в которой необходимо беспрекословно повиноваться, не рассуждая, угодно ли это Богу. Это искаженное понимание привело к росту авторитаризма церковного управления, подавлению начал соборности, конформизму и безжизненности. Сегодня ни у кого не вызывают недоумения гонения на священников со стороны собственных архиереев, попытки разрушить сплоченные приходы, беспричинные переводы пастырей от собранных ими общин. На фоне отчуждения и поверхностной церковности большинства наших современников реальные задачи церкви — духовное просвещение, возрождение соборности и человеческого достоинства личности — перестали пониматься как ее насущная забота. В последние годы недоверие к церкви усугубилось громкими скандалами и политическими провокациями.
февраль — октябрь 2012, Ханты-Мансийская епархия Русской православной церкви
Кампания гонений против Преображенского братства началась в Нижневартовске в 2010 году перепечатками в местном приходском листке материалов антицерковного ресурса «Благодатный огонь» и клеветой с амвонов. На сайте прихода стали появляться комментарии с угрозами физической расправы над о. Георгием Кочетковым и членами Братства. Осенью 2011 года два члена Братства были уволены с занимаемых должностей в православной гимназии. В феврале 2012 года без всяких канонических оснований перестали причащать прихожан одного из храмов в Нижневартовске, обвинив их в «связях» с Преображенским братством и в совместном чтении Евангелия у себя дома (!). Под запрет ненадолго попали даже дети. Отлучение от причастия не было оформлено ни соответствующим документом, ни наложением епитимьи. Епископ Ханты-Мансийский и Сургутский Павел (Фокин) в ответ на обращение членов Братства публично обвинил их в ереси, однако в чем она заключается, объяснить не смог. Лишь спустя девять месяцев, после прямого указания из Московской патриархии, верующих снова стали причащать, однако причины беззаконного отлучения так и не были названы. Приехавший в Нижневартовск спустя несколько месяцев после этой истории А. Дворкин в очередной раз озвучил выдуманные им же самим обвинения — о будто бы существующем запрете причащаться тем, кто не прошел оглашение, об агапах как «повторении Евхаристии» и другие, не менее нелепые.
Статья о событиях в Нижневартовске // Независимая газета. 2014.
Читать далееНас сейчас причащают, но решение патриархии в полноте не исполняется: мы можем исповедоваться и причащаться только у двух священников, как будто для нас существует отдельная Чаша. Однажды эти два священника в храме отсутствовали и нас никто не стал даже исповедовать, хотя в храме находились несколько других священников.
2012 — 2015, Уфимская митрополия Русской православной церкви
В 2012 году начались отлучения от причастия в Красноусольске. Прихожан обвиняли в том, что «они не покаялись в "кочетковской ереси"», а также участвовали в агапах (по словам священника, «пили из бесовской чаши»). Информационную поддержку кампании обеспечили «Уфимские епархиальные ведомости», перепечатавшие прежнюю многократно размноженную клевету. В апреле 2013 года Уфу «с рабочим визитом» посетил А. Дворкин, а спустя несколько недель в «Уфимских епархиальных ведомостях» было опубликовано послание митрополита Уфимского и Стерлитамакского Никона к Уфимской митрополии, в котором повторялся прежний набор обвинений в том, что члены Братства «отлучают своих детей от крещения и причастия», вводят понятие «христианин второго сорта» (не прошедший полного оглашения) и «создают параллельные структуры». Священников, которые пытались разобраться в ситуации и поступить по христианской совести, переводили в самые отдаленные места епархии. В октябре 2014 года к причастию не были допущены даже дети, несмотря ни на протесты прихожан, ни на слезы детей и их матери. Спустя неделю детей снова стали причащать, но взрослых не причащают до сих пор.
26 декабря 2012 — 11 января 2013, Архангельская митрополия Русской православной церкви
Одним из крупнейших оазисов братской жизни в России стал приход священника Иоанна Привалова в селе Заостровье Архангельской области. Деятельность Братства в епархии поддерживал покойный епископ Тихон (Степанов). За два года до своей кончины он по просьбе Братства рукоположил в Заостровский храм второго священника, члена братства о. Павла Бибина. В 2010 году на Архангельскую кафедру был назначен новый правящий архиерей — Даниил (Доровских). За несколько лет многое из того, что созидалось в епархии два десятилетия, оказалось разрушено. Пострадал и Заостровский приход. В 2011 году община лишилась свящ. Павла Бибина, которого владыка перевел служить в Архангельск. Спустя год началась информационная война против о. Иоанна Привалова и членов Братства, направленная на уничтожение прихода. За короткое время на сайтах «Русская народная линия», «Благодатный огонь», «Антимодернизм», «Православие.ру» (сайт Сретенского монастыря), «Православие на Северной земле», сайтах Архангельской и Уфимской епархий появилось множество публикаций с разнообразными обвинениями. Информационную поддержку кампании оказали протодьякон Андрей Кураев, А. Дворкин, прот. Димитрий Смирнов, прот. Владимир Вигилянский с Олесей Николаевой и другие многолетние гонители Преображенского братства. Гвоздем «программы» стало турне протодьякона Андрея Кураева с «миссионерской» лекцией в Архангельск в январе 2013 года. «От них идет запах тоталитарной секты» — так отозвался протодьякон о членах Братства в своей лекции «Бог есть любовь». Спустя две недели после трехчасовой «проработки» на епархиальном совете о. Иоанна сняли с настоятельства. После этих событий священник Иоанн Привалов стал инвалидом, Заостровский храм опустел — катехизация и общинная жизнь в нем теперь под запретом, прихожан почти нет.
Двадцать лет уже отец Иоанн Привалов является настоятелем Заостровья, а сейчас Заостровье стало сектой? Т.е. двадцать лет были приличными культурными людьми, а сейчас стали сектантами? За последние три дня, пытаясь вникнуть в ситуацию, я разговаривал с множеством людей: депутатами, видными чиновниками, деятелями культуры Архангельска, журналистами. И все как один мне говорят, что отец Иоанн Привалов — замечательный человек, которого все лично знают двадцать лет. А «сектантская» деятельность Заостровья заключается в распространении трудов Солженицына, Пастернака, Бродского. Секундочку! Это тоже может были сектанты какие-то?!
январь — март 2013
После разрушения Заостровского прихода информационная война не закончилась, но стала еще более активной. Очень скоро ложные обвинения посыпались в адрес о. Георгия, Преображенского братства и Свято-Филаретовского института, дискредитация которых и была главной целью кампании, развернутой против о. Иоанна Привалова. Клеветнические публикации выходили и перепечатывались не только на лишенном церковного благословения «Благодатном огне» и неофициальном «Православии на Северной земле», но и на имеющих широкую аудиторию ресурсах. Основная дискуссия развернулась на портале «Богослов.ру», где, однако, впервые было дано слово не только оппонентам, но и представителям Преображенского братства. К весне, не найдя поддержки у церковного руководства, кампания против Братства стихла. В то же время материалы, содержащие повторение опровергнутых мифов и откровенно клеветнические обвинения в адрес о. Георгия и Преображенского братства, регулярно появляются на разных ресурсах до настоящего момента.
Интервью со священником Георгием Кочетковым по итогам полемики на сайте Богослов.ру, 21 февраля 2013 г.
Читать далееИнтервью со священником Георгием Кочетковым по итогам полемики на сайте Богослов.ру, 21 февраля 2013 г.
Читать далееИнтервью со священником Георгием Кочетковым по итогам полемики на сайте Богослов.ру, 21 февраля 2013 г.
Читать далееИнтервью со священником Георгием Кочетковым по итогам полемики на сайте Богослов.ру, 21 февраля 2013 г.
Читать далее2014, Котласская епархия (Архангельская митрополия)
В марте 2014 года настоятель единственного храма в маленьком городе Вельске объявил, что запрещает «причащаться всем последователям священника Георгия Кочеткова». Спустя день было созвано внеочередное приходское собрание, на котором было заявлено, что «священноначалием Котласской епархии выявлена активная группа единомышленников, которая во многом противопоставляет себя основной части приходской общины, называя себя последователями известного московского священника Георгия Кочеткова». В чем «противопоставляли» себя вельские верующие и почему этого никто не замечал с 1991 года, когда они начали ходить в этот приход, не пояснялось. Вельские прихожане обратились к епископу и настоятелю с письмом, в котором просили «официально опубликовать список тех лиц, кому запрещено причащаться в Свято-Успенском храме города Вельска» и «сформулировать, какие конкретные каноны, догматы и традиции Православной Церкви нарушаются на Вельском приходе людьми, пришедшими в Церковь благодаря пастырской деятельности священника Георгия Кочеткова». Ответа на прозвучавшие вопросы не последовало. До сих пор каждую субботу вельчане приходят на Всенощное бдение, исповедуются. Но те же самые священники, которые читают над ними разрешительную молитву, свидетельствуя таким образом, что нет никаких канонических препятствий для их участия в Евхаристии и причастия, отказываются их причащать.
Мы пришли в Вельский храм в 1991-м году, приняли Крещение из рук приснопоминаемого протоиерея Валентина Таразевича. Благодарную память об отце Валентине храним в своих сердцах. Однако в те годы в городе Вельске не было возможности получить качественное церковное образование, а нам хотелось жить церковно и верить разумно. Встреча со священником Георгием Кочетковым и Преображенским братством, которая произошла в те же годы, помогла нам войти в жизнь Православной Церкви. За прошедшие двадцать лет мы всегда чувствовали ответственность за единственный действующий храм в родном городе. И мы сами, и наши родные, знакомые, близкие, друзья регулярно помогали и помогают приходу в хозяйственных делах: в 1990-е годы, когда храм отапливался печами, все вопросы с закупкой, колкой, уборкой дров лежали на наших плечах. Нашими силами было устроено озвучивание храма. До сих пор вопросы, связанные с электричеством, решаются с нашим участием. На наши средства был куплен панихидный столик. Мы всегда принимаем участие в сборе пожертвований, в том числе и на покупку кирпичей для строительства воскресной школы. [...] Не отрицая и не скрывая факта нашей благодарности отцу Георгию Кочеткову и Преображенскому братству в деле нашего воцерковления, мы ответственно заявляем, что не являемся «последователями учения священника Георгия Кочеткова». Мы — православные христиане, чада Русской Православной Церкви Московского Патриархата.
В 2000-х годах вдохновение и импульс к обновлению духовной и общественной жизни угасли, сменившись осознанием, что советская закваска пропитала общество и церковь, и последствия коммунистической идеологии и тоталитарного режима очень сильны в сознании людей. Любое разномыслие по-прежнему воспринималось как посягательство на истину, и это стало плодотворной почвой для наклеивания ярлыков. Гонения против о. Георгия и Братства приняли характер информационной войны. В это время Братство начинает издавать газету «Кифа», которая пишет об острых вопросах церковной жизни; в Подмосковье Братство открывает Культурно-просветительский центр «Преображение»; появляются новые малые братства в разных городах и епархиях; в Свято-Филаретовском институте открываются факультет религиоведения и богословский колледж.
5 мая — 15 ноября 2000
Не прошло и двух месяцев после снятия прещений с о. Георгия и 12 членов Братства, как распоряжением патриарха Алексия II была создана «богословская комиссия по вероучительным изысканиям свящ. Георгия Кочеткова». В ее состав вошли шесть человек, большинство из которых — преподаватели Православного Свято-Тихоновского богословского института. Председателем комиссии был назначен прот. Сергий Правдолюбов, тоже преподаватель ПСТБИ.
июнь — июль 2000
Одновременно с началом работы комиссии в церковных лавках появился сборник «Суд им давно готов», выпущенный издательством ПСТБИ, в котором псевдонаучной критике подверглись катехизисы и диссертация о. Георгия. Как сообщает Отчет о работе комиссии, в основу её работы были положены выводы этого сборника. Все его авторы — преподаватели ПСТБИ, четверо из них одновременно вошли и в состав комиссии. Таким образом, комиссия была создана не для того, чтобы разобраться, но ее выводы были предрешены еще до начала ее работы.
Авторы сборника обвиняют о. Георгия в следующих взаимоисключающих ересях: гностицизм, несторианство, фригийская ересь, монофизитство, также причисляя к этому списку протестантизм и атеизм.
Предисловие к книге свящ. Георгия Кочеткова «Катехизис для катехизаторов» // «Все испытывайте, хорошего держитесь» (1 Фес. 5:21). Комментарии к сборнику ПСТБИ «Суд им давно готов». М., 2000.
Читать далееРецензия на книгу свящ. Георгия Кочеткова «Катехизис для катехизаторов» // «Все испытывайте, хорошего держитесь» (1 Фес. 5:21). Комментарии к сборнику ПСТБИ «Суд им давно готов». М., 2000.
Читать далееСтатья о сборнике «Суд им давно готов» // Независимая газета. 2000.
Читать далееКомментарии к сборнику ПСТБИ «Суд им давно готов». М., 2000.
Читать далееЯ могу ответственно заявить, что во всем строго придерживаюсь православной веры и традиции и, значит, всех принципиальных установлений и положений Священного Писания и Предания, писаний святых отцов и учителей Церкви, соборов и авторитетных богословов... Все мы всегда исповедовали принцип верности Богу и Церкви, и, значит, Русской Православной Церкви и ее священноначалию, никогда не поддерживая никаких параллельных церковно-иерархических структур.
«Катехизис для катехизаторов» является во многом уникальным опытом построения огласительных занятий для взрослых в постсоветской России. Книга полна находок, как богословских, так и дидактических, которые помогут сегодняшним катехизаторам раскрыть перед «просвещаемыми» новый и непривычный мир библейского откровения и распахнуть перед катехуменами врата церковной жизни.
декабрь 2000 — 5 октября 2001
Заключение комиссии под руководством прот. Сергия Правдолюбова было передано на рассмотрение патриарху, однако его публикации в официальных церковных СМИ не последовало. Вместо этого выводы комиссии были переданы для дальнейшего рассмотрения в Синодальную богословскую комиссию под руководством митрополита Филарета (Вахромеева). Отцу Георгию было предложено в трехдневный срок предоставить полный и аргументированный ответ на обвинения. После нескольких месяцев работы Синодальной комиссии отцу Георгию предложили ответить на новый список вопросов. По рассмотрении дела Синодальная богословская комиссия сочла выводы первой комиссии в большей части несостоятельными.
Отправлена в Синодальную богословскую комиссию 9 марта 2001 года.
Читать далееОбъяснение цитат, содержащихся в «Перечне мест ...». Передан в Синодальную богословскую комиссию 28 июня 2001 года.
Читать далееC нашей стороны поручение Патриарха мы выполнили. Может быть, было бы правильнее сразу этот вопрос передать в Синодальную Богословскую комиссию, потому что мы здесь как-то шире смотрим на эту проблему. Локальная московская группа, которая занималась этим вопросом, она, может быть, отнеслась с каким-то пристрастием, не хватило, может быть, широты взглядов. Но мы исправили что могли, как могли...
В своих ответах мы практически все претензии отвели. Поэтому когда в решении Синодальной богословской комиссии какие-то претензии снова были сформулированы, это было, скорее, необходимым компромиссом для улаживания нашего дела. Все прекрасно понимали, что никаких ересей в моих катехизисах нет. Да, есть какие-то выражения, с которыми можно было бы поспорить, но такие выражения есть в любой богословской книжке, если в ней больше десяти страниц...
Используя современные информационные технологии, оппоненты создали о. Георгию и Братству образ ересиархов. При упоминании имени о. Георгия в блогах и на форумах очередной анонимный «раб Божий имярек» давал ссылку на не утвержденное церковным руководством мнение комиссии под председательством о. Сергия Правдолюбова, на очевидную фальшивку фильм «Разоблачение», на сайт «сектоведа» Дворкина и другие тенденциозные ресурсы. Все это — общеизвестные элементы технологии ведения информационной войны. Клевета заполонила строки поисковых запросов и звучала как бы от имени церкви. Анонимные авторы использовали не только интернет, но даже пытались оказывать давление на патриарха.
Сайт «Русская линия» опубликовал «записку-обращение» какого-то «известного» священника, поданную Патриарху на епархиальном собрании московского духовенства. Имя священника не сообщается. Записка содержит агрессивный поклёп на о. Георгия Кочеткова, завершающийся предложением запретить его в священнослужении. Патриарх проигнорировал «записку». [...] «Возвеселити же ся и возрадовати подобаше» православному священнику об успехе христианской проповеди, которой прот. Георгий Кочетков отдал десятки лет своей жизни и пастырского служения. А вместо радости находим удивление: «почему Патриарх его поддерживает?» Да потому, что о. Георгий делает большое и значимое дело христианского просвещения, научения и тайноводства в церкви. Выражая своё публичное удивление, Автор «записки-обращения» не указал своё имя. Видно, имеет совесть и понимает, что писать необъективные доносы стыдно. Патриарх проигнорировал донос, поскольку церковные правила запрещают исследовать анонимные доносы (Апост.74; Четв.21). Рассматривать «записку-обращение» по существу нельзя, поскольку ничего существенного она не содержит, а ярлыки типа «обновленец», «еретик» и тому подобные, без обоснований выглядят «трамвайной бранью», на которую недостойно обращать внимание.
Статья в газете «Кифа», 2000 год.
Читать далее2007, Тверская епархия
Последовательное формирование образа врага привело к травле членов Братства в ряде епархий Русской православной церкви. Одной из самых громких стала история с отлучением от причастия членов Братства в Твери в начале 2007 года. 8 февраля на заседании епархиального совета Тверской епархии было официально принято решение о «запрещении всем, кто относит себя к так называемым "кочетковцам" ... причастия Святых Христовых Таин во всех храмах на всей канонической территории Тверской епархии». Первого марта на сайте Тверской епархии появился официальный комментарий епархиального миссионерского отдела, в котором пояснялась причина прещений: «откровенно сектантский характер» Братства, ощущение «духовной исключительности» и «элитарности» членов Братства. Однако для запрета приступать к причастию требуются более весомые основания, чем «ощущение». Происходящее оказалось вне границ канонического права и здравого смысла, но запрет был снят лишь спустя два месяца, когда история приобрела широкую огласку.
На меня, на мою жену, на всех, с кем мне пришлось в эти дни встречаться, это отлучение произвело удручающее впечатление. Как мог это допустить Владыко Виктор? Отлучать от причастия невинных детей — уму непостижимо, такого в истории Церкви еще не было, но и скопом сотню взрослых ни в каком грехе не повинных — безумие, потеря ориентиров... Это не только неканонично (превышение власти), а просто кощунственно, вразрез со всем учением Христа. Святейший Патриарх и Св. Синод должны добиться отмены этого постановления Тверского епархиального совета, иначе оно ляжет тяжелым пятном на всю Церковь.
Наряду с обвинениями в ереси к Братству все чаще стали применять слова «сектанты», «тоталитарная секта», «методы контролирования сознания» и другие. Автор этих ярлыков — Александр Дворкин, руководитель созданной им первой в России антикультистской организации РАЦИРС (Российская ассоциация центров изучения религий и сект). Многие годы Дворкин вместе со своими сотрудниками ездил по епархиям, читал лекции, писал статьи, давал интервью, нагнетая страх и недоверие к Братству многократно повторяемой ложью, советской по духу и содержанию пропагандой.
Статья об истоках современного «сектоборчества» // Портал Богослов.ру
Читать далееТем, кто пытался сказать о несправедливости и нехристианском характере гонений на Братство и о. Георгия, приклеивали кличку «кочетковцы». Подчас в «кочетковстве» обвиняли даже не имеющих отношения к Братству людей, тех, кто не спешил делать безосновательные выводы и поддерживать общую травлю. Таким образом изгонялось всякое сочувственное отношение к Братству и провоцировались новые гонения.
Сегодня прихожане наших храмов начинают спрашивать: «А что, новый Патриарх у нас обновленец и почему он поддерживает кочетковцев, поздравляя их?»
С интересом узнал, что я блогер «лояльный кочетковцам». И еще сайентологам. Второе смешно, а первое, если честно, даже приятно.
2004 — 2012
Кампанией против Братства воспользовались люди, не имеющие отношения к церкви и преследующие сугубо личные экономические интересы. Свято-Филаретовский институт был вынужден препятствовать злоупотреблениям со стороны председателя ТСЖ дома 29 по улице Покровка, в котором вуз располагается с 1994 года, являясь одним из крупнейших собственников в этом доме. В ответ председатель правления ТСЖ развернула войну, стала нагнетать недоверие и страх среди жильцов. Поразительно, но для борьбы с институтом председатель ТСЖ подружилась с сектоведами, освоила «внутрицерковную» проблематику и начала спекулировать на теме чистоты вероучения и конфессиальной принадлежности института, писать статьи о «секте из подвала», деятельностью которой «занимается Интерпол». Не отставал и Дворкин — «Кочетковцы судебно преследуют жильцов дома», стремясь «перевести весь дом в свою собственность» (!). 12 декабря 2012 года Басманным районный судом г. Москвы было вынесено судебное решение о защите деловой репутации Свято-Филаретовского православно-христианского института (и взыскании компенсации за причиненный деловой репутации ущерб).
После падения атеистического режима в Советском Союзе народ потянулся к церкви в поисках духовных ответов на жизненные вопросы. Люди массово крестились, восстанавливались и открывались храмы. Многие запретные темы стали открыты для обсуждения, можно было открыто проявлять интерес к вере и церкви. Однако уровень подготовки пастырей оставался низким, а духовное образование для мирян отсутствовало вовсе. Перед церковью остро встала задача научения миллионов приходящих в храмы людей основам христианской веры, молитвы и жизни. В то же время, деятельность, которую вел КГБ, не прекратилась. От имени церкви начали действовать люди, преследующие нецерковные интересы, не заинтересованные в повышении уровня доверия и консолидации в обществе, в просвещении верующих. Пользуясь непросвещенностью верующих, они добились того, что традиционно церковное стало восприниматься как искажение, а подмены в православии — как норма. Пастыри, которые направляли свои усилия на проповедь Евангелия, просвещение и объединение людей, оказались неудобными. Одним из примеров того, как развивалась эта историческая трагедия, стали события, связанные с о. Георгием, Свято-Филаретовским институтом и Преображенским братством.
В начале 1990-х начался процесс возвращения церкви отнятых в советское время храмов. Преображенское братство раньше других смогло открыть и взять на себя ответственность за четыре храма в Москве. В 1990 году отец Георгий был назначен настоятелем одного из них — Владимирского собора бывшего Сретенского монастыря, а спустя год еще одного — Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках. Долгое время приходилось проводить богослужение в тесных коридорах реставрационных мастерских, которые располагались во Владимирском соборе с советского времени и переезжали в другие помещения довольно долго. В храме Успения в Печатниках располагался музей Морфлота, который также выезжал с большим трудом. Постепенно усилиями Братства жизнь устраивалась. В приходских помещениях Владимирского собора начали действовать братские учреждения: Свято-Филаретовский институт (тогда — Московская высшая православно-христианская школа), огласительное училище, библиотека, иконописная мастерская, воскресная школа, детский сад. Русифицированное богослужение с проповедью и активным участием мирян, в том числе общим пением и еженедельным причастием, привлекало все больше верующих.
Осенью 1993 года после штурма Белого дома в стране стала меняться политическая ситуация, в церкви началась «чистка рядов» и обстановка стала накаляться. 20 декабря 1993 года на епархиальном собрании г. Москвы патриарх Алексий II произнес слово «неообновленчество» в отношении одного «из московских приходов, именующем себя миссионерским». Этот ярлык был подхвачен, и началась травля о. Георгия, прихода и Преображенского братства. 25 декабря 1993 года по просьбе о. Георгия состоялась личная встреча с патриархом, на которой патриарх высказался против использования русского языка в богослужении, но в то же время выслушал доводы о. Георгия и обещал их обдумать. Во Владимирский собор пришли люди с угрозами и с требованием освободить помещения, однако никаких документов никто не предъявлял. Однако 31 января 1994 года о. Георгия вызвали на епархиальный совет, вручили указ о передаче Владимирского собора подворью Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, подписанный ещё 27 октября прошлого года (!), и предъявили обвинения в «неообновленчестве» и «подготовке раскола».
Тогда же, в январе 1994 года, в националистическом издании «Русский вестник» под рубрикой «Заговор» появилась целая подборка материалов с грубыми клеветническими обвинениями о. Георгия и Братства. Издание распространялось, ксерокопировалось и расклеивалось в Москве и других городах. Вслед за этим начались прямые угрозы насильственных действий по отношению к о. Георгию и прихожанам; им обещали беспорядки, наведение толпы людей («Завтра будут казаки…») и насилие. Братство оказалось в сложной ситуации: людей было очень много и переехать в Успенский храм со всеми братскими учреждениями было невозможно, к тому же музей Морфлота все еще не вывозил свои экспонаты. Фактически, огромный приход Владимирского собора «сокращали» руками иерархии теми же методами, как это делалось в советское время руками НКВД, а потом уполномоченных Совета по делам религий.
14 февраля 1994 года главный редактор газеты «Черная сотня» Александр Штильмарк призвал провести акцию на праздник Сретения: выгнать из Владимирского собора «жидовствующего» настоятеля Георгия Кочеткова. На Сретение в соборе состоялась совместная с иером. Тихоном (Шевкуновым) литургия при «поддержке» толпы нетрезвых людей с военной выправкой, черносотенцев, «георгиевцев» и казаков. Впоследствии о. Георгий с горечью вспоминал о том, как единственный раз в своей жизни на литургический возглас «Христос посреди нас» смог ответить о. Тихону лишь «Надеюсь, что будет».
И вот праздник Сретения. Во время совместной службы с о. Тихоном я была [...] в кабинете о. Георгия, из которого были видны двор и улица. Боже мой! Глазам своим не поверила. В храме служба, среди наших женщин-детей и молодежи много незнакомых мужчин с хорошей выправкой, жестким взглядом. Кто-то переговаривается: «А где враги, врагов не вижу». Наши прихожане отвечают: «И не увидите». А во дворе разминаются молодые мускулистые люди — боевики? На улице в два ряда стоят машины, среди которых выделяется белый мерседес. У машин молодые мужчины, переминаются, курят, стоят группками и прогуливаются. Вижу хорошо лица и формы — вот корниловцы, казаки, вот какая-то эмблема с костями и черепом, но форма не черная. Господи! Что это за парад? Есть выпившие. Звоню по телефону в приходской дом [...]. Мне отвечают, что у входа в храм стоит тоже много таких людей — часть уже в храме, часть у входа, часть вокруг храма. Прихожане, находившиеся среди этих «резервов», слышали такие слова: «Здесь не трогать, а мочить вдали от храма». [...] Но вот служба закончилась. Смотрю, все начали расходиться. Люди «православного вида» крестятся на храм и уходят. Расходятся и другие. Отъезжают машины. Пустеет храм.
Спустя полгода состоялась еще одна провокация. 9 августа 1994 года по заданию игумена Тихона (Шевкунова) во Владимирский собор пришла толпа монахов и неизвестных людей, которые с угрозами повышвыривали со второго этажа одного из приходских помещений — «красного дома» —хранившиеся там братские вещи, книги, иконы. Позже патриарх Алексий II написал, что считает «недопустимым принятие насильственных мер для захвата помещений, допущенных монахами подворья Псково-Печерского монастыря. [...] до возвращения Успенскому храму в Печатниках его бывших приходских зданий считаю целесообразным для нормального функционирования монастырского подворья и прихода Успенского храма в Печатниках [...] дом, возвращенный монастырскому подворью, использовать совместно: 1-й этаж — приходом Успенского храма в Печатниках, 2-й этаж — Подворьем Псково-Печерского монастыря, что поможет избежать лишних трений. Подвал надлежит использовать совместно. [...] Данные помещения сохраняются за приходом Успенского храма в Печатниках до возвращения ему ранее принадлежащих строений или предоставления иных» (из резолюции, утверждающей протокол приходского собрания храма Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках, от 10 октября 1994 года). Однако 15 июля 1995 года о. Тихон (Шевкунов) направил письмо в церковный совет храма Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках, в котором в ультимативной форме потребовал освободить занимаемые помещения. Братство оказалось перед угрозой прекращения существования всех своих учреждений. Лишь благодаря жертвенности членов и друзей братства в конце 1995 года удалось приобрести в собственность помещения на ул. Покровка, 29, где и по сей день располагается Свято-Филаретовский институт.
Нас было всего двое дежурных — я и Володя Якунцев. Дверь к нам на втором этаже была открыта. Их было очень много — человек шестьдесят, они стояли сплошняком на лестнице. Нам сказали, чтобы мы убирались. Нам ничего другого не оставалось, как спуститься со второго этажа на первый, и наблюдать за тем, как они стали переносить и перекидывать наши вещи со второго этажа на первый…
О том, в каком виде мы нашли сброшенные на первый этаж после их «благочестивого штурма» вещи, красноречиво говорят фотографии. В безобразную кучу была свалена не только гуманитарная помощь, но также библиотека храма и Свято-Филаретовского института (в том числе и Библии, и святоотеческие творения). В той же куче лежали и иконы!! Понятно: святыня врага — не святыня для носителей истины в последней инстанции...
15 — 16 ноября 1994, Москва, гостиница «Даниловская»
В ноябре 1994 года была организована конференция «Единство церкви». Ее единственной целью было заклеймить двух священников, настоятелей самых крупных и активных московских приходов — о. Георгия Кочеткова и о. Александра Борисова (19 из 33 заявленных докладов были посвящены непосредственно деятельности отца Георгия). Устроителем конференции выступил Свято-Тихоновский институт, среди докладчиков — прот. Валентин Асмус, прот. Артемий Владимиров, прот. Владислав Свешников, прот. Димитрий Смирнов, свящ. Аркадий Шатов и другие. Эта провокация была устроена за две недели до Архиерейского собора, в адрес которого организаторы направили обращение с требованием лишить сана о. Александра и о. Георгия. Епископат РПЦ не дал принципиальной оценки прозвучавшей клевете, что развязало руки фундаменталистам.
Среди основных «ересей» и «сектантских признаков», в которых обвиняли о. Георгия и Братство, — чтение Евангелия во время богослужения на русском языке, русификация малопонятных церковнословянских слов, общее пение и подозрительно дружелюбное общение прихожан, еженедельное причастие, агапы, катехизация. В этот же период раскручивается термин «неообновленчество», который напрямую искусственно связывается с использованием русского языка в богослужении. Противники общины отца Георгия приклеивают к нему и созданному им Братству ярлык «неообновленчество».
Воспоминания об участии в комиссии по выработке решений конференции «Единство церкви» // Газета «Кифа». 2004. № 10-11 (25-26). С. 9.
Читать далееО. Леонид не был непосредственным участником конференции, но оказался в зале и дал ей такую оценку
То, что я здесь вижу — это духовный большевизм! Это похоже на лысенковский разгром «лженауки генетики»!
Я только что получил сообщение о конференции «Единство Церкви», состоявшейся в московском Даниловом монастыре. То, что я там услышал, по-настоящему удручает. Меня поразило то, что так много выступлений были полны обструкционизма.
1995 — 1997
В эти годы начинается травля о. Георгия и Братства в прессе и на телевидении, формируется образ «врага народа». Ежегодно выходят сборники, целиком или частично посвященные осуждению деятельности о. Георгия, с грубой подтасовкой и клеветой.
1995: Сети обновленного православия. М.: Русский Вестник, 1995.
1996: Антихрист в Москве. Вып. 2. М., 1996.
1996: Современное обновленчество — протестантизм «восточного обряда». М.: Одигитрiя, 1996.
1997: Школа церковной смуты. М.: Сретенский ставропигиальный мужской монастырь, 1997.
Кампанию поддерживают многочисленные теле- и радиопередачи, а также публикации в «Радонеже», «Русском вестнике» и других СМИ.
Согласно публикациям, над церковью нависла угроза «неообновленчества», которое сконцентрировалось в московских приходах священников Георгия Кочеткова и Александра Борисова, где были замечены «лица еврейской национальности», «панибратские отношения» со священниками, «агапы, заменяющие собой Евхаристию», «двойная духовная жизнь», «щедрое причащение католиков и протестантов», «собрания, характерные для сектантов разного толка». Читателям внушалось, что в церкви создаётся «параллельная структура» и искажаются догматические основы. Те клирики, которые выражали сомнения в церковности и объективности выдвигаемых обвинений, попадали под подозрение в «связях» с о. Георгием.
23 апреля — 29 июня 1997, Москва, храм Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках
23 апреля 1997 года в храм Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках, где о. Георгий был настоятелем, был назначен второй священник, 28-летний выпускник Курской семинарии Михаил Дубовицкий. В первый же день, совершая свою первую в жизни иерейскую службу, он «выразил неудовольствие» богослужением и сообщил, что его послали для того, чтобы исправить «недостатки в пастырской, богослужебной и прочей жизни прихода». О том, кто его послал, он не сообщил, но регулярно заглядывал в Сретенский монастырь и к владыке Арсению с о. Владимиром Диваковым. Через несколько дней после назначения отец Михаил во время анафоры стал «переосвящать» святые дары, игнорируя замечания настоятеля. Это запрещенное канонами действие означало непризнание действительности таинства, совершаемого в Успенском храме. 29 июня 1997 года о. Михаил инсценировал применение к себе насилия, репетируя его в алтаре и ризнице храма ещё накануне вечером. Свидетелями неадекватного поведения о. Михаила стали сотрудник 18 отделения милиции ст. лейтенант М.Ю. Шунаев, врач скорой психиатрической помощи Г.Л. Шафран и фельдшер Б.Б. Савушкин. Врач Г.Л. Шафран зафиксировал признаки острого психического расстройства и принял решение о недобровольной госпитализации священника Михаила Дубовицкого по причине его социальной опасности.
1 июля 1997 — 12 марта 2000
1 июля 1997 года, до какого-либо разбирательства происшедшего инцидента и появления ответов и документов из милиции, прокуратуры и учреждений Минздрава, патриарх Московский и всея Руси Алексий II подписал распоряжение об отстранении отца Георгия Кочеткова от должности настоятеля храма. Лишь спустя 10 дней после вынесения решения указом патриарха была создана комиссия для расследования инцидента в храме Успения в Печатниках. «Надругательство, избиение» в отношении о. М. Дубовицкого в указе патриарха преподносилось как несомненный факт, и результат «расследования» был определен уже самой формулировкой. Из лиц, вошедших в состав комиссии, двое — прот. Леонид Ролдугин и прот. Владислав Цыпин — подписали в 1994 г. обращение к патриарху, в котором характеризовали деятельность о. Георгия Кочеткова как антиправославный модернизм и призывали пресечь ее «во избежание новой церковной смуты». Третий член комиссии, ее председатель еп. Алексий (Фролов), подписал не только это обращение, но и два других (к Архиерейскому собору и к патриарху) с теми же требованиями.
Ваше святейшество, дорогой Владыко!
Кровью обливается сердце с каждым новым известием о гонениях на самых лучших, самых миссионерски деятельных и успешных пастырей Русской Православной Церкви и на плоды их духовного, педагогического, миссионерского творчества. И самое ужасное то, что гонителями их оказываются не КГБ или еще какие-либо силы воинствующего атеизма, а Вы, Предстоятель Русской Церкви. [...] в прошлом году, по наветам только одной стороны — психически больного иерея Михаила Дубовицкого и двигавших им в провокационных целях Шевкуновым и Ко. — Вы запретили о. Георгия в служении; кстати, буквально накануне того как прокуратура признала обвинения против него несостоятельными, а психиатрическая экспертиза признала Михаила Дубовицкого психически больным! Так что именем Вашим произведенное судилище оказалось Шемякиным судом (не будут ли историки в будущем сравнивать его с судом над Максимом Греком в 16-м веке?) или, как я писал Вам прошлой весной, с судом Буратино: тебя обокрали, значит ты виноват!..
Одновременно с этими событиями началась интенсивная идеологическая кампания на радио «Радонеж», которую поддержала телепередача «Русский дом» (автор и ведущий программы, гл. редактор одноименного журнала — Александр Крутов; один из членов редколлегии — игум. Тихон (Шевкунов)). В прямом эфире кроме них самих выступали прот. Владимир Диваков, прот. Дмитрий Смирнов, прот. Валентин Асмус, дьякон Андрей Кураев и другие. Поддержку клевете обеспечило широкое распространение фильма «Разоблачение», сфабрикованного на основе видеозаписи событий 29 июня 1997 года, переданной Братством в патриархию для доказательства своей невиновности. Многие годы фильм распространялся в интернете, через церковные лавки, организовывались его коллективные просмотры во многих епархиях, даже за границей, и духовных учебных заведениях. Многие годы в клир Москвы никого не принимали без свидетельства об однозначно отрицательном отношении к о. Георгию и его деятельности.
Избиение священника, помещение в психбольницу здорового человека, заговор («здесь много темных и страшных страниц»), тоталитарная секта, ложь, непослушание, ересь, создание «параллельной структуры» в Русской православной церкви.
Мое желание обратиться именно к тем пастырям, именно к тем собратьям, кто резко не согласен с опытом о. Георгия и, может быть, со мной или еще с кем-нибудь внутри церкви. Я не призываю вас к терпимости, я не призываю вас к открытости. Я призываю вас к самой простой серьезности, вдумчивости и осторожности в делах, которые касаются, как мы с вами веруем, самого главного, важнее чего для нас и быть ничего не может. Будем спорить резко, но глядя друг другу в глаза, а не в третьем лице: «Смотрите, какие они безобразники!» И ради Бога, будем избегать одного; чтобы имя Божие из-за наших с вами несогласий хулилось у язычников, как сказано у апостола Павла в гл.2 Послания к Римлянам. Не щадите о. Георгия, не щадите кого бы то ни было, пощадите достоинство Церкви, ее образ в общественном мнении. В кои-то веки у общества сложилось было уважение к вере и верующим. Уважение это было оплачено очень дорогой ценой страданий и стойкости старших поколений. Будем помнить хотя бы то, что эту цену выплатили не мы, теперешние. Мы не имеем права расточать то, что не нами выстрадано.
11 июля — 9 октября 1997
Комиссия по расследованию инцидента в храме Успения в Печатниках использовала метод перекрестных допросов. Свидетелей инцидента обвиняли во лжи и заставляли признаться в том, чего они не совершали.
Меня всё время перебивали. Я только потом понял, что это была практика перекрёстного допроса. Вопросы задавались как бы из разных тем. Это не предполагает выяснения правды: просто нужно, чтобы человек «раскололся», кого-то оговорил. Вот это я испытал в первый раз в своей жизни, как это ни странно, в церковных стенах, в монастыре.
Это был даже не допрос, а давление, чтобы мы признали свою вину. Нас запутывали, перекрестно допрашивали, обрывали ответы и все это с давлением: «Ну, разве не так было? Нет, как же, все именно так и было!» Никакого выяснения причин конфликта, мнение было заранее составлено — искали только доказательств для его подтверждения.
13 октября 1997 — 12 марта 2000
Работа патриаршей комиссии завершилась выходом указа патриарха о запрещении о. Георгия в священнослужении и отлучении от причастия 12 самых активных прихожан храма Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках. Вердикт был вынесен до получения заключения комиссии Министерства здравоохранения РФ об обоснованности госпитализации свящ. Михаила Дубовицкого и до отказа прокуратуры в возбуждении уголовного дела против свящ. Георгия Кочеткова. В день вручения указа 13 октября 1997 года о. Георгий и названные в указе члены Братства исповедались у епархиального духовника, получив разрешительную молитву. На праздник Введения Богородицы во Храм все они направили на имя патриарха прошения о снятии прещений, однако они были сняты лишь спустя 2,5 года. В это врем, несмотря на давление и клевету, угрозы и отлучение от причастия продолжается оглашение в Москве и других городах, где появляются новые малые братства. Институт расширяет образовательную, научную, издательскую деятельность. Братство проводит международные церковно-общественные конференции.
Наши расхождения с Патриархом начались в связи с бессрочным (!) запрещением, которое постигло о. Георгия Кочеткова и двенадцать его сотрудников без какой-либо фактической серьезной причины. К этому времени окружение Патриарха заметно изменилось не в лучшую сторону (был удален честнейший Борис Борисович Вик). Я спросил Патриарха, в чем же о. Георгий провинился, но он только мне ответил: «Он — гордый». — «В таком случае, — сказал я, — стольких нужно было бы запретить, начиная с Вашего посетителя». Через год, так как запрещение все длилось, я снова при очередном посещении поднял этот вопрос, умоляя о снятии запрещения. И даже в пылу сказал: «Я готов встать перед Вами на колени...» Тут Патриарх встрепенулся и вскочил со своего кресла, умоляя этого не делать. А на прощание все же сказал: «Пожалуйста, ко мне еще приходите». Но этому визиту суждено было стать последним.
В 1980-е годы в стране продолжалась борьба с религией. Советская власть сохраняла тотальный контроль над церковью. Работники КГБ внимательно следили за содержанием произносимых в храмах проповедей, отслеживали связи между людьми, по-прежнему закрывали храмы, препятствовали участию молодежи в богослужениях. Заметным церковным деятелям «перекрывали кислород»: сажали в лагерь, в «психушку», увольняли с мест работы и учебы, применяли иные методы давления. Власть стремилась не допустить проявлений жизни в церковной ограде, церковь ей была нужна послушная и своего голоса не имеющая. В самой церкви к этому времени накопилось много внутренних проблем, не хватало храмов и богословски образованных священников и мирян.
7 апреля — 8 мая 1983
7 апреля в храме Ленинградской духовной академии и семинарии ректором архиеп. Кириллом (Гундяевым) была совершена дьяконская хиротония студента III курса ЛДА Юрия Серафимовича Кочеткова. На Пасху 1983 года была намечена пресвитерская хиротония о. Георгия. Однако по требованию уполномоченного Совета по делам религий по г. Ленинграду и Ленинградской области Г.С. Жаринова митрополит Ленинградский и Новгородский Антоний (Мельников) потребовал ее отменить.
Я очень переживал: мне Пасха была не Пасхой. Я был вторым иподьяконом владыки Кирилла, и он, видимо, понимал, что происходит со мной: я не мог ни улыбнуться, ничего. Пасхального настроения не было. Я понимал, что происходит что-то тяжелое, страшное, может быть, чисто по-человечески.
Ноябрь 1983
Миссионерские и огласительные встречи, которые проводил отец Георгий в Ленинграде, стали одной из причин его исключения с IV курса. Его активность давно раздражала КГБ, поэтому как только представился подходящий момент, уполномоченный Г.С. Жаринов потребовал исключить дьякона Георгия из академии. Поводом послужил диспут о православии с баптистами. В начале ноября 1983 года известный в те годы певец Валерий Баринов предложил о. Георгию подискутировать о православии. В разгар диспута всех собравшихся забрали в отделение милиция.
Глава из книги: Архимандрит Августин (Никитин). Церковь плененная. Митрополит Никодим (1929-1978) и его эпоха (в воспоминаниях современников). — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008. С. 331-347. Электронное издание в формате PDF.
Наша независимая внутренняя позиция, нежелание идти на компромиссы с преступными организациями, которые окружали нас, видимо и невидимо, во время учебы, привели к исключению с IV курса.
В отличие от Баринова, которому «светил срок», «вредоносный» Г. ходил «на грани фола». Тиснуть статью под псевдонимом в «Вестник РХД» — попробуй, докажи авторство. Пойти в Третьяковку и в зале древнерусской живописи начать демонстративное чтение акафиста перед Владимирской иконой Божией Матери — это еще не криминал. [...] В общем, на Литейном от «материалов» на Г. ломился сейф.
Воспоминания о. Георгия к 30-летию изгнания из ЛДА. Часть 1
Читать далееВоспоминания о. Георгия к 30-летию изгнания из ЛДА. Часть 2
Читать далее1983 — май 1988
После исключения из академии отца Георгия сразу лишили ленинградской прописки и поэтому вскоре он переехал в Москву. Более пяти лет о. Георгий находился в списках так называемых «профилактируемых», находящихся под особым контролем КГБ, с угрозой в любой момент оказаться арестованным. Кроме того, это означало невозможность устроиться на работу и служить в храме. Однако с весны 1984 года дьякон Георгий стал неофициально служить чтецом в храме иконы Божией Матери Знамение в Аксиньино на Речном вокзале. В мае 1988 года благодаря ходатайству протопресвитера Виталия Борового указом митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия отец Георгий получил возможность служить дьяконом в Христорождественском храме с. Заозерье Московской области под настоятельством протоиерея Виктора Шиповальникова. В сентябре 1989 года о. Георгий наконец-то был рукоположен во пресвитеры и назначен настоятелем руинированного Троицкого храма в г. Электроугли Московской области. К этому времени существенно расширился круг верующих друзей и единомышленников отца Георгия, в 1988 году родилась первая община и начал работу, тогда еще неофициально, Свято-Филаретовский институт, в праздник Преображения 1990 года родилось Преображенское братство, а в сентябре того же года было официально зарегистрировано братство «Сретение».
Я все-таки служил на приходе чтецом вместе с отцом Александром Борисовым, вместе с чтецом Володей Лапшиным и другими в храме на Речном вокзале. Одновременно я работал главным бухгалтером, правда, меня так и не утвердили в этой должности. В 1986 году меня уволили, но тогда мне удалось устроиться чтецом официально. В мае 1988 года ходатайство отца Виталия Борового достигло своего результата и у меня наконец-то появилась возможность служить дьяконом на приходе. Через полтора года, 24 сентября 1989 года, владыка Ювеналий в Новодевичьем монастыре меня рукоположил во пресвитеры.
В 1960-70-е годы в СССР продолжали бороться с «религиозными пережитками». Многие репрессивные меры были направлены против верующих. Совет по делам религий и его уполномоченные препятствовали рукоположениям ищущих, думающих, образованных людей. Богослужения разрешались, но все, что выходило за их рамки, в том числе общение между священниками и верующими, пресекалось. С уходом людей, помнивших церковную жизнь до революции, советское понимание религиозности все больше закреплялось в умах: церковность ограничивалась «церковной оградой», а обыденное поведение определялось житейскими заботами. Не целостность жизни и веры, не верность Богу и церкви, а внешний факт участия в религиозном культе стал критерием церковности.
1968 — 1972
Вопрос о вере в течение нескольких лет стал камнем преткновения в отношениях Юрия Кочеткова с матерью. Даже изучать Библию, переданную в школе однокашником, дома было практически невозможно. Поэтому читать не рекомендованную в СССР литературу приходилось ... в метро. Осенью 1968 года будущий о. Георгий сказал матери о намерении поступать в семинарию. В ответ на это последовали угрозы, а позже и запрет переступать порог храма. Посещать церковь приходилось тайно в будни, по дороге в институт или обратно. Конечно, запреты были связаны со страхом перед возможными репрессиями. Однако в 1972 году мама сама пришла к вере и вопрос оказался исчерпанным.
Мама видела, что у меня появляются какие-то книжки, знакомые, мы куда-то ездим, а она ничего не знает об этом. Но вопрос был не только в эмоциях. У нее на глазах брали людей в конце 1940-х – начале 1950-х. Она понимала, что можно «влететь», поэтому умела держать язык за зубами и при этом когда надо действовать энергично. Мама понимала, в какой системе она живет, хотя никогда почти ничего не говорила об этом.
1973
В 1973 году проблемы начались и на работе. Юрий Кочетков работал тогда в Центральном научно-исследовательском экономическом институте при Госплане РСФСР. Один из бдительных сотрудников обнаружил в его рабочем столе перепечатанную на машинке копию Огласительных бесед св. Иоанна Златоуста. По этому поводу начались закрытые партсобрания, беседы. Прекратить разбирательство помог начальник отдела, отправив Юрия поступать в заочную аспирантуру Института экономики Академии наук СССР. Впрочем, окончить ее так и не пришлось: в самом конце, когда диссертация была уже почти готова, Юрий ушел из аспирантуры ради поступления в духовную семинарию.
Гонения были и на работе, в научно-исследовательском институте, когда у меня нашли в столе перепечатки слов Иоанна Златоуста. Все это начали разбирать. Как раз тогда я и пошел в аспирантуру, потому что это была единственная возможность спрятаться от этих гонений. Как ни странно, мне помог мой начальник отдела. Он меня как-то выделял, ибо когда мы с ним ездили в командировку, я его водил по всем храмам и музеям. Мы с утра до ночи с ним ходили, он уставал, выматывался, но ему было очень интересно.