Получилось, что тема, которую мы выбрали в этом году, продолжая серию ежегодных конференций, посвященных созиданию общественной солидарности и церковной соборности, оказалась совершенно новой.
Дружеские круги, о которых мы говорили эти три дня, – это такие живые «клеточки», соединяющие друг с другом разных людей и образующие тем самым питательную творческую среду, обращенную в глубину человеческой личности и в то же время к чему-то большему, чем сам этот круг и каждый из его членов. Поэтому такие круги помогают достигать начал личностности и соборности, солидарности и личной ответственности, которых сейчас так не хватает в церкви и обществе.
Весь прошлый год мы в братстве размышляли о том, какое значение в возрождении соборности и солидарности могут иметь такие дружеские круги, и нам захотелось собрать людей, не только занимающихся исследованием подобных явлений в истории, но и имеющих непосредственное отношение к ним. И просто удивительно, что такое огромное количество разных людей собралось на эту конференцию. Многие из них виделись впервые, и при этом практически с первого же дня, даже с первого пленарного заседания установился такой дух взаимопонимания и единства и какого-то вдохновения, которого, по-моему, никто не ожидал: ни наши гости, ни организаторы – никто. И в этой атмосфере, конечно, легко было говорить о дружеских кругах, и очень хорошо прошел этот разговор. Потому что формулировались какие-то тончайшие вещи, касающиеся дружеских кругов и всего того, что их окружает, что их питает в традиции, в современности, и того, что им мешает.
Мы постепенно, по крупицам собирали признаки дружеского круга. Было озвучено множество интереснейших наблюдений, касающихся и вообще дружбы – как духовного явления, как социального явления, как исторического явления, особенно в России. И сначала, конечно, у всех были очень разные позиции. Но благодаря какому-то творческому духу мы быстро приходили к единению и взаимодополнению. Это, мне кажется, просто дар Божий, и за это слава Богу.
Замечателен был и состав участников конференции – около двухсот человек из разных стран, люди верующие и неверующие, ученые и практики, имеющие любовь к качеству жизни, какое-то представление об этом качестве. И мы, по-моему, достигли максимума, возможного для такого первого разговора.
Была найдена очень интересная форма конференции: прошли пленарные заседания, секции, круглые столы, вечера воспоминаний и даже показ замечательного фильма Александра Гутмана «Братство» для тех, кто его не видел.
Мы вспоминали и о кружках, сыгравших огромную роль в положительных общественных, культурных и духовных процессах в XIX и начале XX века, и о кругах, существовавших даже в самые темные советские годы, особенно в церкви. Были доклады о славянофилах и западниках, о замечательном круге Корнея Ивановича Чуковского и тех, кто к нему приезжал и отмечался в «Чукоккале», о Крестовоздвиженском трудовом братстве Николая Николаевича Неплюева, о Приютинском братстве, в которое входили князь Дмитрий Иванович Шаховской, Сергей Фёдорович и Фёдор Фёдорович Ольденбурги, академик Владимир Иванович Вернадский и другие видные деятели русской культуры.
Но всех, конечно, интересовала не только история. Все понимали, что в истории всё это было, а сейчас всё очень трудно и скудно, и, конечно, когда удавалось приводить примеры из современной жизни, это явно было всем интересно. Мне понравилось, как прошел вечер воспоминаний о конкретных дружеских кругах в обществе, церкви, культуре, больших, старых, в том числе родовитых. Ученые, общественные и церковные деятели, священники делились воспоминаниями и свидетельствами о тех дружеских кругах, которые сформировали их или в создании которых они сами принимали участие, в том числе, совершенно неизвестных сегодня.
Удалось коснуться важнейших вещей. Например, мы говорили, с одной стороны, о том, почему община – это не дружеский круг, и даже община апостолов не была просто таким кругом, а с другой стороны, о том, какое значение имеют дружеские круги в церковной жизни и как они могут приводить к рождению общин и братств.
Приходилось говорить о тех вещах и явлениях, о которых никто никогда не говорил и не писал, которые никогда не исследовались ни в церкви, ни в обществе, ни в прошлом, ни в настоящем. Конференция была в прямом смысле уникальной. Было очень много нового, и я надеюсь, что материалы самых интересных выступлений будут опубликованы.