Я очень благодарен отцу Георгию Митрофанову. Так сложилось, что я не изучал специально евразийское движение, как-то его обошел, даже читая всех наших великих русских мыслителей первой половины XX века. Почему-то эти моменты меня как-то не волновали, и я не слишком придавал им значение. Может быть, по незнанию, по невежеству, а может быть, еще почему-то.
Конечно, картина, которая была написана сегодня, мне представляется несколько мифологизированной. Есть некий евразийский миф. Работа с мифом – очень сложная вещь, тем более для всякого историка, который действительно старается от мифов освободиться, и в то же время он вынужден постоянно работать с мифами, потому что историческое сознание – чаще всего мифологизированное сознание (поэтому я не склонен очень обвинять летописцев, историков в том, что они именно так работают).
Как отметил отец Георгий Митрофанов, цитируя стихи Георгия Иванова, самая большая проблема сегодня не в том, как жить – «под серпом» или «под орлом», – а как нам жить с Крестом и со Христом. И это колоссальная проблема не только для нас, но и для всего мира, для той же христианской Европы. Они не случайно бьют во все колокола по поводу своего собственного христианства. Они проходят – может быть, даже в худшем варианте – то, что прошли мы.
Все-таки у нас это была война (не только русского народа против русского народа; понятно, что там было еще много чего, разные религиозные, исторические, культурные, национальные тенденции, и еще дело будущего – взвесить и описать, как они сочетались). Но все-таки у нас это была война, и война открытая, жесточайшая, война беспримерная. Как назвать тех русских и не русских, которые воевали с Россией русской и не русской, но в первую очередь русской? Как назвать другую сторону? Это все очень непросто. Не выработан сам язык, которым можно было бы об этом говорить, мы как бы остановились в своем миросозерцании, и последнее слово действительно было у деятелей так называемого религиозно-философского возрождения. И здесь теперь нам нужно какое-то обновление.
Мне очень хочется об этом подумать, хочется соотнести все, что я ощущаю, знаю. Есть разные мифы о происходящем и происходившем, о происходившем в древней Руси, в имперский период, в советский период, который совсем, конечно, не российский. И здесь, наверно, тоже придется употреблять мифологический или символический язык. Я немного сомневаюсь – может быть, не будучи историком, – в том, что объективное историческое знание возможно в принципе. Может быть, и слава Богу. Иногда в символическом сознании содержится больше правды, если оно не сплошь утопическое или еще какое-то ущербное.
Мы в нашем Свято-Филаретовском институте сейчас думаем о том чтобы открыть еще один факультет – исторический или историко-филологический, и в связи с этим приходится размышлять о его концепции и рассматривать такие концепты, которые, может быть, не очень традиционны для науки XIX или XX века. Что-то новое показала нам жизнь и та самая история, которую я тоже считаю в большой степени мифом. И нужно эти вещи как-то переварить, пережить, соотнести. Мы слишком много знаем. Мы знаем значительно больше, чем все предыдущие поколения, и это тяжелое знание. Оно не всегда даже укладывается в откровение Священного писания. Даже в Священном писании многих вещей нет, тех, о которых мы теперь знаем. И как жить нашему народу – а поставленная отцом Георгием тема побуждает размышлять о нашем народе, о нашей стране – как нам самим жить, как жить нашей церкви – это большой вопрос и большая проблема.
И вот этот миф евразийства, по-своему грандиозный, но изнутри уже сломленный – не знаю, какой более точный термин здесь подобрать, не просто фальшивый, это только одна сторона, – вот этот миф нельзя сбросить со счетов, если его рождали и иногда придерживались люди выдающиеся, несмотря на все, что они знали. Ну как не знать тому же Льву Николаевичу Гумилеву о том, что такое советская страна? Уж он-то везде побывал, на всех задворках этой реальности, этой квазиреальности, и он не мог не знать все это, и тем не менее он создавал какие-то мистические построения, тоже по-своему грандиозные.
И, наверное, будущего у этих идей нет. Есть действительно две позиции, обозначенные отцом Георгием: вот есть Христос и антихрист, есть Царство Духа и царство кесаря. И если мы будем смотреть в этом контексте, то мы что-то поймем, но таким образом уйдем далеко за рамки вопросов евразийства, поскольку это уже проблема мировая, всего мира, всех народов и всех времен.
Хочется поблагодарить Бога за то, что мы начали этот очень важный годовой цикл встреч под единым грифом «1917-й» вот этой лекцией. Потому что иначе не понять того, что произошло. Если просто позитивистски излагать события, то, наверное, мы ничего нового о 1917 годе не узнали бы, а следовательно, ничего нового не узнали бы о том столетии, которое мы пережили после него. Именно мы пережили, независимо от возраста. Мы это переживаем и еще будем переживать: пока страница истории не перевернулась, и мы не познали другой истории.
Надеюсь, что эта встреча, которая вскоре будет полностью опубликована в аудиоформате, станет возможностью для нас всех поразмышлять о происходившем, происходящем и о том, что будет происходить в зависимости от того, что мы выберем.
Так что большое спасибо отцу Георгию. Я очень надеюсь, что мы в этом цикле встретились не в последний раз.