Публикации

Версия для печати

Молиться — кровь проливать

Слово после вечерни 31 октября 2015 года

04.11.2015

Как обычно в субботний вечер, начиная празднование воскресного дня, мы с вами прославляем Христа Воскресшего. Каждую неделю церковь отмечает малую пасху. Это то, чего не было и не могло быть в Ветхом Завете, потому что Христос победил смерть, потому что Христос дал нам Свои дары любви, дал Свою силу любви и новую жизнь, Он приблизил Царство Небесное. Это то, чем живет сердце каждого христианина.

Нам непросто жить по-христиански в этом мире, в котором очень много зла и каждый из нас должен бороться с этим злом бескомпромиссно, начиная с себя. Церковный принцип, что борьбу со злом всегда надо начинать себя, остается неизменным. Однако никогда эта борьба не может ограничиваться только собой, потому что иначе мы будем жить только ради себя. Нет, братья и сестры! Церковь должна стать светом миру и солью земли, как это предначертано в Евангелии. Однако борьба со злом требует больших усилий, большого бесстрашия, мужества и очень хорошего разумения, понимания самой жизни. Восстановление памяти в свете правды и истины — это тоже форма борьбы со злом.

30 октября отмечается в нашей стране особо как день памяти жертв советских репрессий, которые длились на протяжении всех лет советской власти и никогда не прекращались. Они меняли свои формы, объемы, интенсивность, но так или иначе это всегда был плод жизнедеятельности репрессивного режима. Он никогда не нес людям добра и света. Он никогда не мог дать людям истинной надежды на будущую лучшую жизнь, хотя слов на эту тему произносилось предостаточно.

Вчера во многих городах наше братство организовывало чтение имен погибших, расстрелянных, замученных, растерзанных на нашей земле людей на протяжении 75 лет. Мы видели, как по-разному люди реагировали на это. Но мы радовались тому, что из года в год люди как будто просыпаются. В Москве, в Петербурге, в Екатеринбурге, в Воронеже, во многих, многих местах было видно, что общество хочет правды, что обществу надоели лакированные штампы идеологического свойства, когда красивыми словами прикрываются самые что ни на есть некрасивые и даже преступные дела. В наше время тоже очень много зла, и оно продолжается, поскольку в обществе нет пока еще той воли для покаяния, которая нужна, чтобы очиститься, чтобы омыться от всякой скверны.

Мы в нашем Преображенском братстве решили начинать с себя и, как вы слышите каждую неделю, мы присоединяем к традиционной сугубой ектенье братские прошения, прежде всего, прошения о покаянии за все те страшные деяния, которые в массовом масштабе творились на нашей земле. Ныне это не только одна страна, это, наверное, два десятка стран, которые так или иначе существуют теперь на карте мира и которые были непосредственно в этом замешаны. Все они несут ответственность. Все без исключения несут равную ответственность за эту страшную жизнь. Независимо от того, добровольно или нет они принимали эти идеологические штампы, шоры, эту так называемую «власть советов», хотя она никогда не была таковой, как мы с вами сегодня слышали здесь на лекции замечательного ученого, исследователя из Петербурга Кирилла Михайловича Александрова, который как раз рассказывал о событиях октября 1917 года. Он с ясностью показал, что советская власть никогда не была советской — она всегда была антисоветской, но обвиняла в этом других. Так обычно и делает всякая преступная власть: свои преступления главное вовремя переложить на плечи других, чтобы народ поверил и начал бороться не с тем, с кем надо, не с тем, кто виноват.

Никто, ни одна страна, ни один народ добровольно не принимал на себя советской власти. Никто не хотел ни гражданской войны, и вообще никакой войны, ни этой власти. Никто и никогда! Были люди, была партия, была идеология, которая устанавливала и сохраняла эту власть. Но ее никто в народе не хотел, даже те, кто не слишком интересовался какими-то политическими вопросами или вопросами устроения, порядка на собственной земле, а таких людей всегда, к сожалению, было очень много. Может быть, как раз поэтому советская власть смогла победить. Она опиралась именно на это равнодушие, на это безразличие, на эту страшную раздробленность всего народа, когда люди не могли соединить свои усилия во имя правды, во имя справедливости, в конце концов, во имя Христовой веры, во имя Божье (если говорить не только о христианах, а о верующих всех авраамитских религий, следовательно, захватывая ислам и иудаизм).

Борьба со злом всегда вещь очень трудная. Это духовное делание. Нужно быть мужественным и твердым, к чему нас постоянно призывают и евангелия, и апостольские послания. Но это то, что есть крестоношение. Поэтому многие христиане, уходя в свои житейские проблемы, об этом забывают. Многие даже и не знают, что такое настоящий крест, о котором говорит наш Господь, призывая всех отвергнуться себя, взять свой крест и последовать за Ним. Никогда Господь не говорил только об индивидуальных, внутренних вещах, произнося эти слова. Он всегда имел в виду всех вместе, потому что все люди земли — чада Божьи, и верующие, и неверующие, инаковерующие, добрые и злые.

30 октября — единственный день, когда мы молимся за всех, никого не разбирая и не судя. Это очень трудный и сложный для нашей совести момент. С одной стороны, мы понимаем, что мы не можем судить, мы не можем разбираться в каждом конкретном случае. Судить только по месту работы человека, только по его внешнему положению, званию — нельзя, потому что среди самых разных людей, в разных обстоятельствах могли быть очень разные люди. Нигде, ни в одном слое общества не было так, что были только праведники или только злодеи. Даже среди неверующих, тех, кто восставал против церкви, против веры, даже среди них были люди и совестливые, и порядочные, и самоотверженные всерьез, а не ради звонкой фразы. Мы никогда не можем точно знать о конечной судьбе любого человека. Мы всегда надеемся только на милосердие Божье, мы надеемся на милосердный Суд Господень.

30 октября мы с содроганием нашего сердца читаем имена всех расстрелянных, погибших во все годы советской власти, или пострадавших, умерших в ссылках, в тюрьмах, в самых разных неестественных для людей условиях. Надо сказать спасибо «Мемориалу», который больше всех постарался для издания этих списков, которые сейчас есть в большинстве регионов нашей страны, хотя, к сожалению, не во всех. Там могут быть свои ошибки, но дело не в этом. Это трудно, очень трудно. Особенно когда ты видишь по этим спискам, что там встречаются какие-то сотрудники НКВД, уж я не говорю про членов партии большевиков. Там встречаются люди явно неверующие, нехристиане. Но тем не менее. Если в храме мы молимся только о христианах, только о крещеных, только о тех, о ком можно с надеждой думать, что они приобщены хоть частично к благодати Божьей, то 30 октября, в день памяти жертв советских репрессий мы молимся обо всех. Да, это трудно, скажу вам на опыте не только своем, но и на опыте многих других наших братьев и сестер. Трудно выйти на улицу. Никогда не знаешь, что можно ждать от толпы, какие могут быть провокации. Да, это трудно — молиться за всех подряд. Если даже за близких иногда трудно молиться, то что говорить про тех, кого мы поминаем. Мы обращаемся к памяти Божьей. Мы обращаемся к милосердию, к любви Божьей, в надежде, что Господь найдет хоть что-то в жизни человека, которого, может быть, совсем некому поминать, хоть что-нибудь такое, что оправдает его пред Богом и людьми.

Это уникальный день, в который церкви нужно как бы превзойти самое себя, вспомнить, что она служит всему миру, всем людям, как Господь посылает солнце и дождь праведным и злым, так вот и мы в этот день возносим молитву. Если бы не было Христова Воскресения, мы не могли бы этого делать. В Ветхом завете, как известно, все заповеди о любви и вообще все заповеди относятся в своей положительной части только к членам народа Божьего. Хотя никогда никто не мог сказать, где границы этого народа. Они не определялись только плотью и кровью, они определялись какими-то делами, плодами, верой. Но тем не менее. Как-то люди каждый по-своему представлял, что такое может быть народ Божий. Мы сейчас тоже смутно себе это представляем, считая, что народ Божий — это прежде всего Христова Церковь. Если мы имеем в виду Церковь с большой буквы, то мы здесь правы. Однако, как говорил один древний церковный писатель, мы знаем, где Церковь есть, но мы не знаем, где Церкви нет.

Нам очень важно знать правду, какой бы тяжелой она ни была для всех нас. Нам очень важно покаяние, как бы ни тяжело это было делать тем, кто, может быть, никогда не шел на компромисс с советской властью, кто, может быть, прямо страдал от нее, а вот каяться нужно всем, потому что каемся мы не только за себя, мы каемся еще и за других. Это очень, очень благодатное, но трудное дело. Когда древние отцы говорили, что молиться за других — это как кровь проливать, они были правы, и вот в этот день, может быть, больше всего можно это на себе почувствовать. Кто вчера был на площадях Москвы, Петербурга и других городов, на улицах, кто вчера целый день, несмотря на холодный подчас ветер, несмотря на все трудности этого целодневного стояния, совершал эту акцию памяти, воспоминания и покаяния, те, конечно, это всё ощущают. Я очень надеюсь, что и в будущем каждый год будет совершаться все шире и шире эта акция, пока не произойдет подлинного покаяния. Не нужно, не требуется, чтобы каждый приносил покаяние за весь народ, живший на протяжении целого столетия на нашей земле, а может быть и живущего. Нет, этого никогда не будет. Но известно, что когда войдет определенное число и станет пред лицом Божьим и будет умолять Его о прощении, тогда это прощение и придет, придет это очищение, это освящение, это возрождение нашей церкви и нашего народа, где бы он сейчас ни находился.

Нам нужно не просто вспоминать свои корни. Это благородное дело — знать свои корни, чем глубже и полнее, тем лучше. Но еще благороднее каяться за себя и за других, еще благороднее приносить плоды даров Христовой Любви. Пусть каждый из нас, дорогие братья и сестры, об этом подумает. Пусть каждый принесет такое покаяние! И каждый год пусть это делает сам, пред лицом всех, доброжелателей и недоброжелателей, тех, кто способствует этой акции и тех, кто ей препятствует, мешает. А такие люди всегда находятся и во власти, и не только. Ведь иногда это противление идет просто от вырождения и глупости современных людей. Каждый должен испытать на себе силу Христовой Любви, когда ты вдруг чувствуешь, что Господь способствует покаянию, когда ты чувствуешь, что Господь дает радость, когда ты преодолеваешь себя, свои страхи и предубеждения, когда ты отгоняешь от себя всякое мифотворчество, особенно то тяжкое, которое сложилось в советские времена. Нет ничего более клеветнического, неправедного и несправедливого, чем все те мифы о нашей истории, о нашей действительности, о нашей жизни, которые сложились в те годы.

Пусть же, дорогие братья и сестры, каждый из нас испытает на себе эту благодать, потому что, повторяю еще и еще раз, мы призваны жить не для себя! Церковь не может быть церковью для себя, она не может закрыться от других, она не может абстрагироваться от всех процессов, которые происходят на земле и в обществе. Церковь есть Церковь, у нее есть внутренняя жизнь и внутренний мир, но она всегда есть Церковь, открытая для служения всем.

Будем это помнить, дорогие братья и сестры, и будем делать выводы! Конечно, можно только пожалеть, что сегодня эта часовня не могла вместить всех желающих послушать лекцию Кирилла Михайловича Александрова. Но не все, наверное, могли бы и духовно вместить всё это. Слишком уж страшны настоящие, не подогнанные под готовый ответ документы и страницы тех лет. Однако нам еще придется этим заниматься. Скоро, совсем скоро, через два года будет юбилей, столетие событий 1917-го года, и мы должны быть к этому готовы. Мы не должны обманывать себя и других. Мы должны уметь сохранить свое христианское лицо. Мы должны уметь послужить Богу, говоря правду, но при этом не теряя и милости, призывая благодать Божию и прощение!

Аминь.