Личный блог

Версия для печати

Соборность – это приобщённость к Царству Небесному

14.08.2017

В преддверие Фестиваля "Преображенские встречи. Время новой соборности" мы в нашем Преображенском братстве всерьез стараемся размышлять о том, что такое соборность и как ее понимать. А ведь соборность – это то же, что в Евангелии собранность во Христе. Когда Христос говорит: «Кто не собирает со Мной, тот расточает», то речь, безусловно, идёт именно об этом. Хотя я с удивлением узнал, что некоторые не понимают даже то, о чём говорит Евангелие. Все читали это место, все его более-менее помнят, но, видимо, это часто непонятно. А почему не надо расточать-то? Ведь сказано в другом месте Писания: «Лучше отдавать, чем принимать». Как же можно и отдавать, и собирать? И некоторые путаются, и в результате ничего не отдают, и ничего со Христом не собирают. Действительно, получается смешно и грустно. 
Соборность – это кафоличность, это реализация полноты жизни во Христе, стремления к совершенству. В каком-то смысле это уже совершенство, приобщённость к Царству Небесному. Приобщаясь ко Христу, мы приобщаемся к Царству Небесному. Это вещи экзистенциальные, духовные, поэтому они непонятны людям, которые не духовные, которые душевные или телесные. К слову говоря, стоит себя проверить на этот счёт: а какой я реально человек — духовный, душевный или телесный. 
Некоторые люди считают, что соборность – это выдумка, что никакой соборности нет, это Хомяков придумал, насмотрелся там на всякие крестьянские общины, и вот напридумывал всякие «соборности». А то, что в Символе веры мы говорим: «верую в соборную Церковь», так это случайно, мол, неточный перевод. Надо было бы перевести ясно и понятно для всех: «верую в кафолическую Церковь». И никакой вам «соборности». Вот католики, например, умно сделали: они не стали лезть в какие-то дебри «соборности». Они перевели: «верую в кафолическую (католическую) церковь», т. е. церковь вселенскую, которая распространена по всему лицу земли. Вот вам и кафоличность. В это можно верить, что церковь распространяется по всему лицу земли и должна быть распространена везде, среди всех народов. 
Поэтому с пониманием соборности у некоторых христиан есть большие трудности. Если человек верит в то, что это фантазии, то ему объясняй–не объясняй, пусть он хоть десять Свято-Филаретовских институтов кончит, он всё равно этой тайны для себя не откроет. Она останется закрытой для него, потому что понять её может только тот, у кого «сердце расширено», у кого в это сердце входит всё, что от Бога и все те, кто от Бога. Вот такие люди поймут что-то в соборности.

comments powered by Disqus