Личный блог

Версия для печати

Христианин и работа

Надо учиться работать благородно, честно и вместе, не только для себя, ведь у нас часто «нужды» общие.

02.03.2018

Человек работает потому, что в этом мире, лежащем во зле, есть область необходимости. Ему часто необходимо преодолевать какие-то природные дисгармонии, необходимо себя брать в руки и сочинять самому или исполнять какую-нибудь инструкцию и т.д. Много чего нам или другим людям от нас бывает «нужно». Это и лежит в области этики и эстетики. Но у нас часто нет настоящего этического отношения к этим вещам. В лучшем случае говорят: или «работайте по совести», или: «надо работать, чтобы раскрыть свои творческие способности». Но на самом деле работа как таковая не раскрывает ничьи творческие способности.

Однако хорошая работа помогает человеку преодолеть разного рода «необходимости» и саму дисгармонию, несвободу и тяжесть мира сего. Это есть благороднейшая задача, но мы обычно её не ставим, в нашей культуре она почти совсем отсутствует. Это очень плохо. Надо учиться работать благородно, честно и вместе, не только для себя, ведь у нас часто «нужды» общие. Это и раньше было нашим историческим недостатком. Поэтому мы редко помним слова Писания: «Что бы вы ни делали, — говорит апостол Павел, — делайте от души, как для Господа, а не для человеков» (Кол 3:23), и другие его слова: «Кто не хочет работать, тот пусть и не ест» (2 Фес 3:10). Точнее, «если не хочешь работать, то и не ешь». Социалистическое, коммунистическое цитирование («тот не ест») искажает апостола Павла, ибо оно предполагает внешнее принуждение. А в Писании Нового Завета всё обращено к внутреннему сознанию человека: не хочешь работать, то и не ешь, а если ты хочешь есть, то потрудись, пожалуйста, для этого. Хочешь жить в хорошем доме, иметь хорошую машину, квартиру и прочее — сам потрудись для этого. Предполагается, что ты всё это сам можешь заработать, а от «подарков» государства откажешься, потому что они часто равносильны воровству.

comments powered by Disqus