Публикации

Версия для печати

У Аверинцева был и есть абсолютный мистический слух

Слово на праздничной трапезе сотрудников и преподавателей Свято-Филаретовского института в день празднования Успения Пресвятой Богородицы

27.08.2003

Слово на праздничной трапезе сотрудников и преподавателей Свято-Филаретовского института в день празднования Успения Пресвятой Богородицы

Академик Сергей Сергеевич Аверинцев (1937-2004)

Как в редчайших случаях бывает природный абсолютный музыкальный слух, так у Аверинцева был и есть абсолютный мистический слух. Поэтому всем нам надо его читать, поэтому с ним надо общаться, поэтому и дальше надо искать таких людей. И все-таки он – единственный такой человек, я других таких людей за всю свою жизнь не знал – из живущих. Такой же абсолютный мистический слух был у Бердяева и близко к этому у конгениального ему Булгакова, но они – люди другого поколения. Такой же абсолютный мистический слух был, скажем, у апостола Павла. И вообще можно назвать очень немного имен тех, о ком уверенно можно сказать, что Господь им дал такой дар. Я думаю, что бывают целые поколения, когда не найдется по всей земле ни одного человека, имеющего этот редчайший дар.

Что такое абсолютный мистический слух? Это значит, что обладающий им человек – пророк. Как нам общаться с тем, кто спокойно говорит: «Так говорит Господь»? А вот как с Аверинцевым, хотя это и страшно, и трепетно, и в то же время ужасно, потому что ты как на Суде, ты понимаешь, что он все понимает, что он все видит, что и Господь через него не только все видит и слышит о тебе, но тебе еще и говорит всё обо всём.

Дары пророчества есть у каждого христианина, но эти дары оказались у нас с вами не на первом месте. Чаще всего они у людей даже полностью задавлены из-за их гордости, хотя есть много и других грехов, которые вообще убивают мистический слух, не только абсолютный, но и относительный. Как новорожденный младенец, который всегда кричит очень громко и ясно в своей тональности, имеет и слух, и голос, но потом, быстро вырастая, теряет и то, и другое – вот так часто и мы. Когда мы еще духовные младенцы, мы часто подаем какие-то надежды, но потом – потом мы задавливаем эти качества и теряем мистический слух, и становимся исполнителями каких-то жизненных императивов, каких-то парадигм, уже найденных нами (или чаще не нами) прежде. А мистический слух – это то, что схватывает сразу, налету, всё новое, всё, что от Бога и к Богу, ему не нужно терять время на адаптацию и не нужны посредники.

Поэтому так важно для нас общение с Сергеем Сергеевичем. Я думаю, что оно всегда будет продолжаться, что бы ни случилось в земной судьбе с ним или с нами. Вот это очень ценно.Конечно, мы все сейчас думаем о Сергее Сергеевиче, каждый день молимся  о нем, потому что его школа духовной жизни, познания и пророчества для нас неизмеримо важна. Апостольство повториться не может, эта страница истории церкви давно закрыта. А следующий за ним по достоинству дар – это пророчество, и оно повторяться в современных людях может. Никто из нас никогда не сможет встать вровень с апостолами, а вот поставить перед собой задачу раскрыть свой пророческий дар мы можем. Но для этого нужна школа пророков, как это бывало еще в Ветхом Завете. И поэтому мы боремся за свободное слово, за то, чтобы его слышали и другие. У нас это очень плохо получается, потому что мы часто боимся собственной тени и всех обстоятельств вокруг. Но мы должны продолжать бороться. Аверинцев в этом смысле для нас как учитель.

Это не означает, что любое его слово безошибочно. Мистический слух, даже абсолютный, не означает безошибочности любой мысли, любого поступка, любого слова. Но никакой папа Римский не может быть столь безошибочен, как человек, имеющий абсолютный мистический слух. Если бы мы это понимали, то мы, наверное, многое бы в жизни делали по-другому, в том числе в нашем институте. Потому что мы накопили за последние пятнадцать лет буквально сокровища, но часто сидим на них, как скупой рыцарь, и совсем не думаем о том, что это – пища для голодных, покров для раздетых и бездомных.

Было бы очень неплохо, если бы мы с вами могли научиться размышлять о том дне, в котором живем, совершено адекватно. Как и о том, что нам открывает Господь сейчас, здесь и сейчас, как теперь говорят, и что это требует от нас? Но узнать это можно только тогда, когда мы готовы это исполнить. Если мы не будем готовы исполнять Божье слово, открывающееся нам, то для нас это будет тяжелейший грех, близкий к смертному. Поэтому иногда лучше для нас блаженное детское неведение, иногда лучше не понимать, что творится вокруг нас и внутри нас, в церкви и в мире, чем знать это откровение и не исполнять. Когда мы его не исполняем, ничего не понимая, ничего не зная, это одно, когда же мы что-то знаем и понимаем, но не исполняем – это уже другое.

Я хотел бы всем нам пожелать открытости к Слову Божьему и Духу Божьему, бесстрашия,  умения ценить те величайшие ценности, которые Господь нам давал и дает, умения благодарить за это и главное – учиться от этого, входить в эту жизнь, в этот опыт, в эту реальность. Без этого мы не исполним своего призвания ни в нашей работе, ни в нашем послушании, ни в нашем служении.

Газета «Кифа» № 8(11) август 2003 года