Публикации

Версия для печати

Таинство «первой смерти»

В святые дни Пятидесятницы в Древней церкви не принято было поминать усопших. Поэтому текст, посвященный известному издревле церкви таинству погребения, мы решили опубликовать именно сегодня, в Родительскую субботу накануне дня Святой Троицы. Это небольшой фрагмент из встречи духовного попечителя Преображенского братства священника Георгия Кочеткова с братскими катехизаторами и миссионерами

22.06.2013

В чем смысл совершения обычного церковного обряда погребения — в очередной раз прочитать над усопшим Разрешительную молитву и посетовать о бренности бытия? Ведь основной молитвой в чине погребения сейчас считается молитва «Боже духов и всякия плоти…», которая по сути является отпущением грехов, Разрешительной молитвой и поэтому по большому счету к таинству погребения не относится. А каноны на погребение, эти замечательные стихи Иоанна Дамаскина, настолько трагичны, бренность бытия в них так поэтически, так прекрасно показана, что они уже даже как будто получаются не совсем христианскими. Помню, когда мы все их перевели, мы были почти шокированы, ибо от таких текстов просто можно впасть в уныние. Отпевание по нынешнему чину — это какая-то мистерия, такая трагедия жизни! Где же христианская радость, где преображение? Где здесь обо́жение? Этого ничего нет, все переносится в загробное существование. Уже во времена Иоанна Дамаскина, а он умер в середине VIII века, у христиан, видимо, было такое самочувствие. Нам надо знать эту разницу между тем, что мы имеем в нынешнем чине погребения, и более древним пластом предания, когда еще для Псевдо-Дионисия Ареопагита, жившего в конеце V века погребение верных было, безусловно, одним из центральных таинств, одним из семи таинств. Насколько же к VII-VIII веку церковь ушла назад, по сути, в Ветхий завет!

В Древней церкви существовало таинство «первой смерти», таинство погребения. Сейчас оно не считается таинством, но в современном чинопоследовании сохранилась его основа: до сих пор положено в конце, после отпевания, возливать на голову умершему елей, только это практически нигде не делается. Я этого на практике никогда не видел, поэтому очень удивился, когда нашел в богослужебных книгах это требование. А в древности, когда еще не были написаны стихиры Иоанна Дамаскина, именно возлияние елея было главным таинстводействием таинства погребения. Это было как бы еще одно елео- или миро-помазание, что приближает таинство погребения к таинству Святого Духа. Это очень интересно. Именно оно называется таинством первой смерти. Есть еще, как вы помните, «смерть вторая» (Откр 20:6, 21:8), а также и смерть духовная прежде смерти физической — но это уже совершенно другое, о другом, о чем надо говорить отдельно.

Древняя церковь твердо верила, что усопший христианин, умирая на земле, рождается для Жизни вечной. Это главная идеологема, или философема, или теологема, которая проходит здесь красной нитью. Вот почему раньше никогда не отмечали, скажем, дни рождения усопших христиан. А сейчас можно услышать: «Сегодня день рождения моего мужа, который умер десять лет назад, пойдем, помянем его». Но ведь это полное противоречие церковной традиции, совершенное забвение всего и вся, это чисто секулярные, светские вещи, а современные верующие люди почему-то этого не понимают, не чувствуют, не видят. День «первой смерти», день преставления верующего человека — вот что такое настоящий его день рождения. И это обязательно должны понимать не только верные, но и новопросвещенные.

Интересно, что именно возлияние елея сейчас и опускают. Не чувствуют того, что относится собственно к таинству, что является самым важным, — вера в облагодатствование преставившегося человека. Не новоприставленного, не новопредставленного, а новопреставленного! Вы чувствуете разницу? Велик и могуч церковнославянский язык, поэтому все всё путают. Часто в записках пишут или «новоприставленных», или «новопредставленных», ибо не понимают, что такое «новопреставленный» что это человек перенесенный, как бы «переставленный», если буквально расшифровать, или перешедший, как мы поем с вами на Успение, от земли на небо. Но это было в церкви самое главное — вера в то, что христианин в новом качестве после своего преставления получает новый дар Святого Духа.

Апостол говорит: «Для меня смерть — приобретение» (Флп 1:21). Что же человек обретает в смерти? Конечно, новое общение со Христом и в Духе Святом! Вот ради этого погребение в церкви и совершалось. Это и нам важно помнить: ничто не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем.

Материал подготовила Анастасия Наконечная

Информационная служба Преображенского братства