Публикации

Версия для печати

Рабство и свобода

Слово на великой вечерне 21 марта 2015 года

30.03.2015
Pieter Bruegel. Лень (цикл гравюр «Семь смертных грехов»), 1557.

С праздником, дорогие братья и сестры!

Как мы с вами хорошо помним: всякое Богоявление есть явление Света. Свет пришел в мир, и мы должны готовиться к тому, чтобы наше сердце и вся наша жизнь смогли преисполниться этим Светом Божьим, который в сочетании со светом человеческим становится наиболее действенным в этом мире.

Вспоминая различных святых в течение Великого поста, мы не можем не поражаться тому, насколько они были преданы всей своей жизнью идее освобождения —освобождения от всего темного, мрачного, страстного, от всего того, что мешает нам быть свидетелями Света, явившегося в мир.

Мученики и преподобные, после апостолов, пророков и церковных учителей, действительно играли особую роль. Они видели всю пагубность зависимости человека, того, насколько человек впадает в рабство своим страстям, живя в этом мире по своим похотям, идеям, фантазиям, живя просто в прошлом и не заботясь о настоящем и будущем. Именно мученики и преподобные были способны посвятить всю свою жизнь, а не только часть года во время постов, этому освобождению. Ветхий Завет тоже знал эту задачу: каждая заповедь служила освобождению человека от греха, от проклятия, но она же и обличала, потому что не было человека, который бы все заповеди исполнил. И так как таких людей не нашлось, то дар Христов стал для нас путеводной звездой. Не ветхозаветная заповедь, пусть и добрая, и праведная, и святая, не пророческое лишь одно слово, но именно дар Христовой свободы и любви теперь ведет нас вперед, и ведет значительно более успешно. Ветхий Завет мы любим и ценим за то, что он указал нам на Мессию, на Помазанника Божьего — Христа.

Свобода во Христе, свобода в Господе — наше самое драгоценное достояние. Можно лишь удивляться тому, как в истории христиане все дальше и дальше отходили от этого дара свободы, теряли буквально этот дар, не доверяли ему, потому что переставали всерьез верить в Бога и в человека. Всякий человек, который не верит в человека и не верит в Бога, конечно, становится рабом. Поэтому в христианской истории было возможно рабство. Кажется — как это может быть, чтобы христиане порабощали себя или других? Но, тем не менее, это случалось нередко, во многих случаях, во многих церквах, на всех континентах, во всех народах. Об этом можно только сожалеть. Но мало сожалеть, надо еще и подумать, как самим обрести эту полноту свободы. Хотя бы лишь в своем сердце, хотя бы сокровенно, если еще невозможно все это воплотить в жизни.

Да, дорогие братья и сестры, вот это рабство, рабство духовное и рабство внешнее, почему-то привлекает людей. Владеть другими душами для многих, многих людей очень, очень привлекательно. Всякого рода фанатизм, всякая преданность вещам земным, так же, как и собственным страстям, привлекает человека и уводит от Христа, потому что Христа без дара свободы в нашей жизни быть не может. Удивительно, но вся христианская история была сползанием в это тяжкое состояние, когда рабство не ужасало, а привлекало. Казалось бы, уже давно преодолены пережитки античных рабовладельческих времен, традиций, законов, но мы видим: при первой же возможности рабство возобновляется. Оно может возобновляться по отношению к рабочим, крестьянам; оно может возобновляться и в какой-то степени в такой крепостной зависимости холопов перед господами, сюзеренами. Оно может возрождаться во внутреннем рабстве, когда человек предается страхам и унынию. В любом случае рабство убивает веру, надежду и любовь. И хотя можно сказать, что крепостное право — это не вполне рабство, оно, конечно, отличается от рабства классического или, скажем, американского, но, тем не менее, это родственные явления, в чем-то по духу близкие. И мы бы не имели сейчас того, что имеем в обществе и в церкви, если бы эта рабская психология не побеждала нас. Возвращаются все формы зависимости. Если рассматривать имеющиеся отношения, которые мы хорошо знаем по жизни, с этой точки зрения, то мы увидим, насколько то, что имеется, близко к такому крепостному праву. Людей стараются закрепить, поработить.

Отмена крепостного права в России в середине XIX века до конца не освободила людей. И уж тем более в ХХ веке колхозное или пролетарское рабство было еще хуже, еще тяжелее. До сих пор народ и общество от этого не освободились. Если в середине и во второй половине XIX века чуткие люди могли прозреть это и сказать осуждающе, что снизу доверху — одни рабы, то тем более это можно сказать о нашей современности: снизу доверху — одни рабы. Казалось бы, после советских времен это должно было уйти, от этого не должно было ничего остаться. Но оно осталось, и опять мы чувствуем усиление этих тенденций, когда закабаление народа и внешнее, и внутреннее продолжается. И в церкви мы видим нечто подобное, когда епископы считают возможным относиться к священникам и к простым верующим, прихожанам так, как относились господа к своим крепостным крестьянам, к своим холопам. Нельзя ни повернуться, ни уехать, ничего сказать и сделать. Под видом смирения и послушания, ложно понятым, под видом церковного порядка и целесообразности возродились самые что ни на есть худшие порядки крепостного права. Такие, которых не было, видимо, и в прежние века в нашей стране. Видимо, это служит главной причиной того, что народ свободный, христианский, живущий Духом Христовым, не обретает своего места в такой церкви и в таком обществе.

Невольно возникает вопрос, может ли в церкви и в обществе жить человек, который не относится ни к господам, ни к холопам? Есть ли место свободному человеку, ну хотя бы для начала в церкви? Вопрос не праздный, вопрос принципиальный для каждого из нас. Возможен ли Дух Христов, который проявляется в жизни, или это невозможно? Общины приходские лишились всяких прав, включая не только права выбора клира, но и всякой собственности и любого ответственного самостоятельного решения. Все приходы фактически превратились в собственность сюзеренов, и настолько несвободны, что боятся поднять голову и сказать слово правды даже тогда, когда знают эту правду.

Удивительно, насколько в ХХ и XXI веках церковь далеко смогла пойти по этому пути, как этого не было даже во времена до 1917 года. Раньше каждая приходская община владела храмом и всем имуществом храма. И люди, конечно, могли в связи с этим думать и о своей ответственности за клир, за выбор священства и о других вопросах, которые требуют именно внутренней ответственности и свободы.

Как сделать так, чтобы Дух Христов вернулся в сердца людей, служащих Ему? Как обрести свободу, смелость, мужество, как обрести инициативу и жертвенность? Этот вопрос остается открытым. Надо думать о том, как передавать опыт христианской свободной жизни, действительно жизни православной, евангельской, передавать другим, чтобы все верные Богу люди могли им воспользоваться и больше не терять свободу. Великий Пост — замечательное время для такого рода размышлений и действий. Люди, которые приходят в церковь, освобождаются от страстей, они освобождаются от страхов, от своего внутреннего рабства, и от этого они, конечно же, счастливы, потому что, как бы трудно это ни было, но это происходит у всех на глазах и всех радует. Но очень важно, чтобы люди, придя ко Христу и к своим ближним по вере в церковь, не попали снова в рабскую зависимость, чтобы они не смирились с тем, с чем смиряться нельзя. Для этого люди, живущие в духе свободы и любви, должны показать им пример и открыть путь.

Ответственность каждого христианина, который познал тайну любви и свободы во Христе, чрезвычайно велика. Особенно в нашей церкви и в наше время, в нашей стране. Будем же, дорогие братья и сестры, брать пример с тех людей, которые всю свою жизнь посвящали освобождению и принесению достойных плодов высших даров любви и свободы. Пусть каждый из нас не думает, что жизнь его будет однообразной или скучной, если он посвятит этой задаче, ее решению всю свою жизнь. Только действительно в духовном единстве всех верных, способных идти не на компромиссы, а на жертвы, способных рисковать, способных отставить все лишнее от себя, только в таком единстве можно надеяться вернуться к подлинному духу и смыслу христианской жизни. Не только для себя, но и для всех, ищущих Бога, ищущих истину, ищущих Божью любовь и свободу.

Будем же надеяться, дорогие братья и сестры, что Господь победит, как Он побеждал всегда, когда к Нему обращались люди, когда они полагались на Него. Будем надеяться, что не останется никто во тьме, никто не вернется на путь раба и холопа ни в церкви, ни в обществе. Будем надеяться, что наша взаимная любовь и поддержка, данная нам как дар Христов, возобладает над всеми противоположными тенденциями нашего времени.

Аминь.