Публикации

Версия для печати

Особый день 11 сентября

Проповедь священника Георгия Кочеткова после воскресной Вечерни в канун праздника Усекновения главы святого пророка Иоанна Предтечи, 10 сентября 2016 года

20.09.2016

С праздником, дорогие братья и сестры!

Празднование Усекновения главы святого пророка Иоанна Предтечи в этом году совпадает с воскресным днем. Это довольно трудная коллизия. Праздник Усекновения считается великим, хотя праздник Воскресения, конечно, превосходит его. Но по уставу завтра строгий пост, хотя это литургический день. Может быть, это не совсем удачное решение, и поэтому в большинстве случаев при таких сочетаниях благословляется смягчение поста.

Трудно сочетать великую радость от света Христова Воскресения, от праздника победы Христовой Любви, с такими праздниками, как Усекновение, поскольку это праздник Креста. Такие праздники как бы уравновешивают безграничную пасхальную радость, напоминая, что Шестой завет, в котором живет Христова Церковь, – это еще не Царство Небесное. Для наступления Царства Небесного должен быть заключен еще один завет, завет Седьмой. А пока Церковь пребывает в мире сем, но не от мира сего. И как бы она ни пыталась отделиться от мира, этого никогда не произойдет в полной мере. Это значит, что Церковь сталкивается с этим миром, и результатом этого столкновения всегда является сонм мучеников.

Удивительно, что одиннадцатое сентября для всего мира сейчас – особый день. Кто-то помнит только разрушение Близнецов в Нью-Йорке в этот день. Это поменяло ход человеческой истории, потому что радикально изменило внутреннее настроение в самих Американских Штатах, а вслед за ними и во многих других странах и народах. Кто-то вспоминает отца Александра Меня, который был убит незадолго до этого дня. Мы с вами, особенно те, кто знал отца Александра лично, очень хорошо помним эти события. В нашем братстве были очень близкие, дружеские отношения с ним и, особенно до его кончины, с его кругом. В любом случае, церковь помнит Усекновение главы величайшего из пророков Ветхого Завета, который уже видел Господа, но еще не был прославлен нисхождением Святого Духа, не видел заключения Нового Завета. Все эти события как бы об одном: мир сей со своей профанной историей сталкивается с Церковью не от мира сего с ее историей священной. И это столкновение жестокое, часто страшное. Всякий, кто хочет жить благочестиво в Новом Завете, в Народе Божьем, в Церкви Христовой, будет гоним, говорит апостол (2 Тим 3:12). Народ Божий всегда гоним и от самых внешних по отношению к себе сил, и даже от внутренних, от «лжебратий», как говорит апостол Павел (2 Кор 11:26). Потому что в церкви, во внешних ее границах всегда были лжебратия, то есть те братья и сестры, которые были христианами только по внешности, как это было и в Ветхом завете, в Ветхом Израиле, где тоже, по свидетельству того же апостола Павла, не всяк был иудей, кто по внешности таков (Рим 2:28-29). И то же самое мы наблюдаем на протяжении всей христианской истории, всей истории богоизбранного народа во Христе.

Это трудно принять. Здесь действительно не понятно, чего больше: скорби, времени поста, или радости от победы новой жизни, времени Пасхи. Много раз люди пытались объяснить это противоречие, точнее его как бы диалектически разрешить: вот есть одна сторона, есть другая сторона. Но так легко это противоречие не решается, это не просто две стороны одной медали или две стороны луны – светлая и темная. Нет. Это действительно острое и неразрешимое противоречие. Как бы мы ни понимали Апокалипсис святого Иоанна, мы не можем не видеть в нем свидетельства о таком противоречии и одной из грандиозных попыток разрешить его именно как противоречие трагическое. Может быть, эта попытка еще не открывает все тайны Последнего дня, может быть, она разрешает это противоречие не самым лучшим образом, но тем не менее это грандиозная попытка его разрешить.

В наше время все больше и больше людей вглядываются, вслушиваются в эту тайну Последнего дня, люди снова начинают читать Апокалипсис, иногда даже не прочитав Евангелие. Такие люди вряд ли смогут понять эту книгу, она им вряд ли принесет пользу. Они обычно не видят в Апокалипсисе ничего кроме грандиозных катастроф и смертоносных язв, которые все приписаны прямо Богу. А ведь там есть и другое. Я всегда удивлялся, почему люди неверующие или верующие лишь внешне, но не церковные не замечают самого главного в Апокалипсисе. Для них Апокалипсис – лишь кара и мука, смерть и «озеро огненное». В то время как для верующих людей все иначе. Церковь давно поняла, а может быть, недавно, что Апокалипсис – книга, которую понимать прямо по тексту нежелательно. Она не для того написана. В ней есть тайна, которая требует иного подхода. История новозаветной Церкви действительно грандиозна, но она трагична. В ней есть место вере и неверию, подвигу и предательству, свету и тьме.

Как трудно это бывает принять тем, кто лишь входит в Церковь. Они, к сожалению, забывают то, о чем слышали на оглашении. Они забывают, что входят в новозаветную Церковь, но не в Царство Небесное, и ищут идеалов, думают, что святые Церкви Божьей безгрешны, коли через них действует Бог, коли они родились от воды и духа. Люди дорого платят за такие заблуждения, в результате они иногда даже отходят от Бога, от Церкви, от Народа Божьего. А уйти из Церкви почти всегда означает уйти от Бога. Этого тоже, к сожалению, многие не знают или не понимают.

Два праздника, которые с сегодняшнего вечера и до вечера завтрашнего будет праздновать церковь, которые вот так соединились в этом году, являют нам эту проблему, эту тайну. И надо принять то и другое. Нельзя выбирать, это не ситуация выбора. От христианина в любви требуется не только радость, но и великое мужество, великое самопожертвование без огорчения в связи с тем, чем приходится жертвовать. Есть вещи, которыми жертвовать нельзя, есть – которыми можно. Нельзя жертвовать своей верой, надеждой и любовью, хотя, как вы помните, апостол Павел пытался сделать и это, однажды с жаром сказав, что он готов быть отлученным от Христа за братьев своих по плоти (Рим 9:3). Это, конечно, был перегиб, но он говорит лишь о благородной душе апостола. Я не думаю, что он сделал бы что-то такое, если бы пришлось действительно выбирать. Потому что без Христа и без него во Христе ни его народ по плоти, ни другие народы обрести Божье благоволение не смогли бы.

Духовная история Церкви – великая тайна, если смотреть на нее с точки зрения вечности, если учитывать эти неразрешимые в ней противоречия, требующие окончания этой истории, последней точки, того эсхатона, конца, который был возвещен, но о котором не знает Сын, то есть Сам Христос, но знает Отец. И это не случайно. Поэтому и мы не будем допытываться до конца предельных тайн, будем принимать от Бога то, что Он нам дает. И в связи с этим запасемся мужеством, запасемся терпением, запасемся смирением и послушанием Богу. Без этого принять свой крест и понести его нельзя. А без крестоношения нельзя следовать за Христом, а без Христа нельзя прийти к Отцу. В наше время людей убедили, что есть много путей к Отцу, что, в конце концов, можно и без Христа прийти к Отцу. Но это ложь, и ложь страшная, в которую, к сожалению, многие христиане поверили или хотя бы смирились с ней. И когда они слышат такие утверждения, то постыдно, малодушно молчат, потому что не могут доказать своей правоты, потому что маловерие расслабило их умы и сердца. Раздвоенность их победила.

Пусть же никто не ловится на все эти уловки мира сего! Давайте будем до конца стоять в своей христианской вере и говорить людям правду, которая от Бога, а не от человеческих измышлений, часто лукавых и ангажированных. Я совершенно уверен, что каждому из нас так или иначе придется сталкиваться с этими вещами, с этими вопросами в своей судьбе или судьбе других людей, наших близких. И тогда наше свидетельство о Пасхе Христовой и о Кресте Христовом должно быть твердо, должно быть огненно, живо и недвусмысленно.

У нас завтра есть еще день, чтобы об этом хорошенько подумать и, если мы где-то обманывались или кого-то нечаянно обманули в этих вопросах, пока не поздно, исправиться. Это необходимо делать: всегда есть время для того, чтобы исправлять свои грехи и ошибки, пока Господь это время у нас не отнял.

Пусть же, дорогие братья и сестры, милость Господня пребывает со всеми нами и с людьми, которые ищут Его, нашего Господа! Пусть каждый из нас не боится ни гонений, ни смерти за Христа, за Истину, за Божью Любовь и за Церковь, Божий Народ, богоизбранный Народ, единственный богоизбранный Народ в новозаветное время! И в то же время пусть каждый из нас всегда принимает в сердце свое радость Пасхи, радость Христовой победы, Христова Воскресения!

Аминь.