Публикации

Версия для печати

Новый катехизис – это событие, которого давно ждёт вся Русская церковь

Комментарий в связи с расширенным заседанием Синодальной Богословской комиссии, прошедшим 4 мая 2009 г.

08.05.2009
Фото с сайта www.pravmir.ru

Александра Колымагина: Как Вам кажется, какие вопросы из тех, что обсуждались 4 мая на пленарном заседании Синодальной богословской комиссии, наиболее актуальны?

Священник Георгий Кочетков: Встреча была посвящена богословской конференции, которая пройдет в ноябре и будет касаться современных проблем этической и аскетической стороны христианской жизни, что, конечно, очень важно. Еще обсуждался и вопрос, о котором в своё время (не один год назад) говорил о. Виталий Боровой: о том, что нужен новый катехизис для всей церкви. Это тоже очень существенно.

Александра Колымагина: Не могли бы Вы прокомментировать это подробнее? Ведь Вы уже почти сорок лет занимаетесь катехизацией взрослых. Что бы Вы могли, опираясь на Вашу многолетнюю огласительную практику, посоветовать создателям такого катехизиса?

Священник Георгий Кочетков: Для того чтобы создать современный катехизис для взрослых, не ограничивающийся уровнем детского ликбеза (к сожалению, такая опасность существует), нужно проявить смирение перед откровением Божиим и учением апостолов и святых отцов, и в то же время быть дерзновенными. Нужно очень хорошо понимать, что это не прописи, это не то, что можно изложить однозначно. Святые отцы всегда противоречили в чём-то друг другу, всегда были дерзновенными, всегда давали повод для критики, всегда какая-то часть их наследия потом не входила в наследие всей церкви. Тем не менее они святые отцы. Как сказал о. Георгий Флоровский [1], у каждого святого отца есть какая-то своя маленькая «ересь», кроме святого Григория Богослова.

Александра Колымагина: А большинство людей в церкви уверено, что  существует consensus patrum.

Священник Георгий Кочетков: Он есть – в духе свободы, в духе любви, в духе дерзновения, но не иначе.

Александра Колымагина: Почти все его воспринимают как набор положений, который находится как бы на пересечении учения всех святых отцов: то, с чем все они согласны.

Священник Георгий Кочетков: Так не бывает.

Александра Колымагина: Как можно это доказать?

Священник Георгий Кочетков: Как говорил о. Виталий Боровой, «не надо говорить «тако святые отцы рекоша», не читая святых отцов». Поэтому доказать это можно только одним путем: чтением их творений. Тот, кто читал святых отцов,  прекрасно знает, насколько они бывают разными, иногда противоположными друг другу, насколько они бывают людьми своего времени,  и т.п.
Поэтому, с одной стороны, я очень обрадовался, что будет такой катехизис – это событие, которого мы давно ждём и для которого сами что-то делали много лет. Но то, что на это обсуждение не пригласили никого из членов нашего движения – не обязательно меня, но хотя бы Давида Мкртичевича Гзгзяна, которого уже не раз приглашали на подобные встречи, – это признак, по-моему,  не очень  добрый.

Александра Колымагина: Меня удивило, что из всех членов Синодальной богословской комиссии в заседании прежде всего участвовали люди, причастные к изданию таких богословски безграмотных вещей, как «Суд им давно готов» или к деятельности так называемой «правдолюбовской комиссии», показавшей себя недостаточно компетентной. Понятно, что никто из них не способен участвовать в создании современного катехизиса Русской православной церкви. А кто мог бы поработать над таким изданием плодотворно и что этому способствовало бы?

Священник Георгий Кочетков: Среди членов богословской комиссии, начиная с митрополита Филарета, есть глубоко культурные и компетентные люди, понимающие жизнь и знающие православную традицию. Но очень важно, что будет взято ими за основу. Нельзя не учитывать опыт о. Сергия Булгакова, Н.А. Бердяева – не букву, а именно опыт всего религиозно-философского русского возрождения XIX–XX века. Если его проигнорировать, этот катехизис будет ужасен, даже если он будет состоять из одних святоотеческих цитат. Если же этот опыт будет использован, то есть надежда.
Честно говоря, если бы меня спросили, как надо это дело делать, я сказал бы так: пусть в наших духовных школах, которые всегда отличались определённой степенью схоластичности, создадут нормальный схоластический учебник, как делал митрополит Филарет, но только лучше, конечно. И пусть учтут при этом те многочисленные катехизисы, которые уже были написаны в XX веке, начиная от детских и кончая очень взрослыми, такими как «Введение в православное богословие» Христоса Яннараса, катехизис епископа Александра Семёнова-Тянь-Шанского, «Как мы веруем» архиеп. Павла Финляндского, «Православие» Павла Евдокимова, «Православие» о. Сергия Булгакова, «Православная церковь» митрополита Каллиста (Уэра), пусть мои катехизисы возьмут. Да, они очень не схоластические, поэтому там далеко не все для такой книги подойдёт, но что-то можно взять и оттуда. Во всяком случае, это живая речь, это живое свидетельство, которое доказало свою жизненность на протяжении десятилетий. А потом, после того, как это сделают, пусть скажут, что все остальные варианты тоже пригодны, но только не как официальная книга, одобренная Синодом, патриархом, Синодальной богословской комиссией и т.д., а как то цветение духа, цветение жизни, без которого ничто не может быть сделано. И если будет так, то, я уверен, этот труд не пройдёт впустую. А если люди будут создавать «единую и неизменяемую формулу веры», то это обречено на провал.

Александра Колымагина: Как Вам кажется, насколько срочная это работа? Можно ведь делать это не спеша, а можно постараться уложиться в какие-то краткие сроки. Понятно, что мы уже лет двадцать упустили. А сейчас насколько время нас поджимает?

Священник Георгий Кочетков: Время нас, конечно, поджимает, но, с другой стороны, поспешишь – людей насмешишь. Я думаю, что надо создавать разные версии и давать их на обсуждение церкви. И открыто сказать, что там может быть не сразу всё будет удачно. Если тех, кто будет критиковать эту работу, не будут преследовать, тогда будет толк. Конечно, средний уровень образования священнослужителей сейчас крайне низок, и это большая беда. Они могут быть хорошими, верующими людьми, но чтобы написать катехизис, мало быть просто хорошим человеком.

Александра Колымагина: На какие центры богословского образования здесь можно было бы опираться?

Священник Георгий Кочетков: Я думаю, что здесь можно назвать и Свято-Владимирскую семинарию, и Holy Cross, греческую семинарию в Америке, и Saint-Serge.

Александра Колымагина: Вы думаете, что в контексте тех сложные отношений, которые сейчас есть у Русской Православной Церкви с Западноевропейским Экзархатом, возможно будет плодотворно взаимодействовать?

Священник Георгий Кочетков: Это как раз может быть хорошим базисом для улучшения отношений.

Александра Колымагина: На что нужно будет при такой работе обратить внимание в первую очередь?

Свящ. Георгий Кочетков: Главное в катехизисе – это соединить правило жизни с правилом веры и с правилом молитвы. Если это удастся, и если удастся учесть святоотеческую идею ступенчатости при катехизации, тогда получится. Но если этого не будет, я думаю, что всё обречено на схоластику и мертвечину.

Александра Колымагина: То есть создателям катехизиса нужно будет как бы опять пройти тот путь, который проходили Вы, опираться на те катехизисы, которые остались от отцов, смотреть, как они были построены и т.д. Или нет?

Священник Георгий Кочетков: Я не отталкивался от святых отцов. Я учитывал их опыт, но исходил из реального современного живого опыта. Для меня важнее были те возможности, которые даёт жизнь и ее требования.

Александра Колымагина: А потом оказалось, что это совпадает со святоотеческим опытом?

Священник Георгий Кочетков: Да, в результате очень многое совпало, значительно больше, чем я мог предположить.

Александра Колымагина: Не будет ли сама идея создания катехизиса скомпрометирована, если получится просто детский учебник или набор схоластических умозаключений?

Священник Георгий Кочетков: Конечно, всё очень сложно, нет достаточной богословской базы, и, в конце концов, можно всё испортить, это верно. Но тем не менее есть надежда, что это дело будет благодатным и принесёт хорошие плоды. Потому что когда собирается традиция, в этом всегда есть возможность возрождения духа и смысла. Апостол говорил: «Духа не угашайте» (1Фес 5:19). К сожалению, об этом забыли, особенно в последние 15–20 лет. И это, конечно,  принесло очень горькие плоды. Так что оживление духа и смысла очень важно сейчас для всей нашей церкви.


[1] Об этом мнении о. Георгия Флоровского, высказанном в личном разговоре, рассказал на  конференции Сурожской епархии в 2000 г. митрополит Сурожский Антоний.

Беседовала Александра Колымагина

Материал впервые опубликован в газете «НГ-религии». Здесь приводится в авторском варианте.