Публикации

Версия для печати

«Мать Мария – человек знаковый»

Вступительное слово о. Георгия Кочеткова на конференции «Духовное наследие м. Марии Скобцовой. Настоящее и будущее церкви» (фрагмент)

20.07.2013

Мы давно знакомы с матерью Марией благодаря книге отца Сергия Гаккеля и другим изданиям, осуществлённым, прежде всего, в Париже, в Имка-Пресс, благодаря тому, что трудами Западноевропейского русского экзархата Константинопольской юрисдикции мать Мария была канонизирована, вошла достойно в лик святых вселенской церкви. И, хотя пока в наших здешних календарях отсутствует её имя, — это будем считать историческим недоразумением или инерцией прошлой жизни, — той самой несогласованностью внутри Православия, которая является как раз одной из проблем настоящего, а может быть, и будущего нашей церкви.

Мать Мария для всех нас человек знаковый, она не просто сделала какое-то своё дело, не просто осуществила какое-то своё служение, как делали многие и многие не только канонизированные церковью люди. Она нашла что-то новое, определила какие-то новые пути, уловила какие-то тенденции, по-новому открыла этому миру Церковь. При этом, с большой любовью, жертвенностью, предельной жертвенностью. Она открыла такие пути, которые, будем надеяться, никогда уже не закроются и которые будут всё более и более востребованы. Она заново показала, что может в жизни церкви сделать человек, настроенный жертвенно, с большой любовью. Она заново нам открыла образ диакониссы церкви Русской, — ту область духовной жизни и древнего апостольского наследия, над которым уже думали предыдущие поколения. Более того, начиная с середины XIX века, были попытки, восстановления чина диаконис. Более того, были именно удачные попытки и в Русской,  а потом и в Греческой церкви. Но не хватало таких людей как великая княгиня Елизавета Фёдоровна, слава Богу, также канонизированная в Церкви Православной, и, конечно, таких, как мать Мария.

Это соединение всего лучшего, что было накоплено в церкви по линии иноческой и монашеской, созерцательной и деятельной и всего того лучшего, что было накоплено в церкви на иных путях. Например, по линии диаконии. Этот удивительный новый яркий синтез смогла осуществить мать Мария. Она была человеком творческим. Конечно, она вся была плодом нашей русской истории, плоть от плоти, кровь от крови русский человек. Человек, которым может гордиться Русская церковь, без которого невозможно себе представить уже историю Православия XX-го века.

Информационная служба Преображенского братства