Публикации

Версия для печати

Как узнать, слышит ли Бог наши молитвы?

Ответы на вопросы открытых (миссионерских) встреч

15.03.2010
Мозаика «Моление о чаше», XIII в. Собор св. Марка в Венеции

Вопрос: Вы говорите, что для верующего человека случайностей в жизни не бывает. А для неверующего они есть? И что тогда есть в жизни, если нет случая?

Священник Георгий Кочетков: Да, это так: для верующего человека случайностей не бывает – ведь он находится под попечительством промысла Божьего, Божьего замысла, Божьего водительства. В жизни же неверующего человека случайности бывают, потому что он не находится под этим покровом благодати. Есть очень много сил, которые образуют судьбу человека; и для неверующего человека она может быть подвержена в том числе воздействию иногда счастливого, иногда несчастливого случая. Зло мира сего агрессивно, и оно может затронуть своей бессмысленностью любого человека.

Иногда и верующие люди говорят о своей жизни как о судьбе, но имея в виду другое – единственность, уникальность реально сложившегося пути, а это не то же, что понятие фатума в описании жизни неверующего человека.

Вопрос: Когда Христос пришёл к иудеям, то они Его отвергли, не узнали. А если бы Христос сейчас пришёл к нам – Его бы приняли наши священники, наша церковь?

Священник Георгий Кочетков: Это трудный вопрос. Попытки представить себе это в XIX и XX веке совершались не однажды, они описаны в литературе, начиная с Легенды о Великом Инквизиторе. Там прямо говорится, что Великий Инквизитор не только не принимает Христа, но его прямо отвергает, встаёт на сторону Антихриста. Есть и фильмы, где показывается, насколько удалилась реальная жизнь христиан, даже в так называемых христианских странах, от подлинного христианства. Для иллюстрации этого часто используют именно такой сюжет – Христос приходит, но Его никто не узнаёт и не признаёт, потому что люди забыли, что значит жить в духе Христовой любви и духе Христовой жизни. Номинальное христианство слишком сильно диссонирует с христианством апостольским, с верой и жизнью Самого Христа. Это действительно большая проблема. Но её нужно скорее понимать в плане духовно-нравственном. Всегда в церкви есть люди, которые знают Христа, а значит и узнают Его. И, к сожалению, всегда есть люди, которые и не знают Его, и не узнают. И то, и другое касается всех сторон церковной жизни, всех членов церкви, а не только церковной структуры и иерархии.

Вопрос: Как узнать, слышит ли Бог наши молитвы, доходят ли они до Него?

Священник Георгий Кочетков: Есть внутреннее свидетельство и внешнее свидетельство. Внутреннее свидетельство – это прежде всего свидетельство совести, сердца, ума, свидетельство жизни. Внешнее свидетельство – это свидетельство дел, происходящих событий, того, как складываются обстоятельства. Всё это очень значимо. Для нас важно быть уверенными в том, что Господь слышит наши молитвы – иначе зачем их приносить? Мы не путаем христианскую молитву с  неким аутотренингом или психотерапевтическим воздействием на себя или на окружающих. Поэтому мы понимаем, что главное, конечно, не в том, чтобы просто получить в результате молитвы некоторое чувство духовного умиления, удовлетворения, даже духовной радости, или очищения, катарсиса. Для нас важно знать, что именно Господь воздаёт благодатью молящемуся, исправляет путь его жизни и создаёт такие обстоятельства, которые позволяют ему выявить своё христианское призвание, осуществить свою христианскую миссию в этом мире.

Газета «Кифа» №3(109) февраль 2010 года