Публикации

Версия для печати

Если не верные, то не святые. О верности и предательстве

Слово после Евангелия на Утрене Великого четверга

09.04.2015
Карл Генрих Блох (1834-1890). Отречение Петра.

Дорогие братья и сёстры, христиане!

В Великий четверг самое серьёзное внимание уделяется в церковной традиции не просто воспоминанию Тайной вечери. Тайная вечеря впитала в себя не только возможность дальнейшего совершения таинств на протяжении всей христианской истории. Обычно мы думаем, что на Тайной вечери был дан образ совершения евхаристии в церкви, церковной общине. Но не только это было важно. Вот, мы сейчас слышали евангельское чтение, говорящее нам о том, что такое верность и предательство. Вообще эта тема здесь, по сути говоря, центральная.

Христос являет Свою верность Отцу, и это приводит Его к смерти. Верность — это вопрос жизни и смерти для человека. Быть верным не означает красоваться своей добродетелью. Верным можно быть только до смерти, до предела. О верности заходит речь тогда, когда человек или находится среди друзей, очень близких ему, или очень близких ему родных, которые по сути ему как друзья; или, скажем, в войске, где есть ты и есть враг, с которым надо бороться. И если ты не верен, ты предатель, а предательство — это самый тяжкий грех, самое большое зло, которое может совершить человек на поле брани. Нет более тяжкого греха, чем предательство. Поэтому здесь речь и идет об Иуде. Кому или чему верен был Иуда? Это большой вопрос. Он хотел быть верным Христу, но не смог. Не смог потому, что перевесили какие-то другие вещи, они показались ему важнее: верность национальной традиции, верность своей мечте, может быть, какому-то возможному своему престижу. Когда стало ясно, что Христос уже вряд ли станет царём, то вопрос верности для этого человека стал звучать по-другому, хотя, судя по всему, он был далеко не самым заурядным, может быть, даже одним из самых способных учеников. Это устойчивое предание, которое сохранилось в памяти церкви, не только в апокрифах, хотя в апокрифах особенно. Это был один из старших в общине Христа. Но вопрос верности для старших — это вопрос особый, особенно важный. Потому что среди предателей наиболее известны именно те, которые были старшими в том или ином сообществе или претендовали на то, чтобы ими быть. Иуда предаёт Христа ради святых вещей. Тех, которые были святы, но когда-то прежде, в прошлом. Для него прошлое оказалось фетишем. Прошлые заслуги народа, прошлые его святыни, прошлые откровения. Прошлое часто становится идолом для людей, и это способно убить душу человека.

Но в своей верности Христу здесь клянётся и Петр. Он говорит: «Я готов идти на смерть и в тюрьму с Тобой». Это замечательное заявление. Не все люди знают, с кем и за кого они готовы идти сейчас же в тюрьму или на смерть. Давайте спросим себя и друг друга: за кого, за что, с кем, с чем вы готовы пойти сейчас в тюрьму или на смерть? Петр это знал. Если Иуда поколебался и уже потерялся в этом, то Петр нет. И Петр уверен в себе, потому что он сделал выбор раз и навсегда. Он был человеком простым, но решительным и верным. Однако и Петр претерпевает здесь большое искушение. Он убеждает Христа, что с Ним пойдет хоть в тюрьму, хоть на смерть, а Господь ему отвечает совсем иное: «Петр, Я говорю тебе: петух не успеет пропеть в эту ночь, как ты троекратно отречешься, будто не знаешь Меня» (Лк 22:34). В этом есть упрек, укор наивности Петра, который так уверен в себе. И действительно, Петр в какой-то момент соблазняется и отрекается от Христа, по сути дела, тоже Его предает, хоть и иначе, чем Иуда.

Петр предает Христа, но увидев исполнение предреченного ему Христом, нашим Господом, и доверяя Ему всецело, он приходит в себя. Петр очнулся, и это помогло ему покаяться в этом страшном и позорном грехе. Петр возвращается к Господу в число учеников Его и становится ревностнейшим свидетелем Истины и веры, может быть, как раз потому, что ему было стыдно за ту слабость, которую он проявил во дворе первосвященника. Есть вещи в жизни человека, которые он помнит всю свою жизнь, всегда, которые никак не могут быть забыты ни днем, ни ночью, ни в радости, ни в печали. Петр смог покаяться в предательстве, и благодаря великой своей любви ко Христу он был восстановлен в апостольском своем достоинстве. Именно любовь и доверие Петра оказались здесь главным, решающим моментом. Не было бы такой безоглядной, беспредельной любви, не было бы и покаяния. Или оно было бы каким-то неполным, фальшивым, а значит, и не приводящим к исцелению смертельной раны души и сердца.

Меня всегда удивляло, что некоторые до сих пор думают, быть им верными или не быть. Ищут рациональных объяснений, ищут оправданий, взвешивают все «за» и «против», то есть ведут себя как маловерные, у которых нет любви ко Христу. Ибо если любовь ко Христу есть, то разве может перед человеком встать такой вопрос, быть ему верным или не быть? Ведь всем понятно, что верность Христу прямо связана с верностью Христову народу. А для нас это означает верность братству и тем братьям и сёстрам, которых нам дал Господь не для наслаждений и выгод, а для взаимопомощи и служения. Как можем мы колебаться, когда встает вопрос верности? Каждый из нас всегда может себя проверить: свободен он в своем выборе и в своей любви ко Христу и к Церкви или нет. Или он остается рабом своих страстей, похотей, грехов? Кому и чему принадлежит его сердце? Вопрос о нашей верности — это все тот же вопрос, который звучал во времена Христа и Его страданий.

Служить Богу можно только верным сердцем. Если нет верности, не будет у человека служения. И нет тех внешних обстоятельств, которые помешали бы человеку быть верным. Ничто в этом мире человеку, пока он человек, помешать быть верным не может. Все наши оправдания — это оправдание себя и своих колебаний, это все то же маловерие, свидетельствующее об отсутствии любви к Богу и к ближнему, о неисполнении единственной важнейшей заповеди Божьей в Ветхом и Новом Завете.

Меня удивляет, что часто эти вопросы не ставят и в своих семьях, перед детьми, подростками и молодежью. И дети, и подростки, и молодежь часто не знают, что такое верность, и не готовы быть верными до конца никому и ничему. Родителям кажется, что это слишком трудные вопросы для их детей. Если они так думают, значит они не знают сами, что такое верность Христу, верность Богу и ближнему. В этом сокрыто самое серьезное откровение, которое дают нам сегодняшние евангельские слова. «Симон, Симон! Вот, сатана получил дозволение испытать вас, как просеиваемую пшеницу», — говорит Господь Петру (Лк 22:31). Каждый человек проходит испытание. Каждого будет искушать сатана, испытывать, словно просеиваемую пшеницу. Каждого будет взвешивать на своих весах и смотреть, способно ли это зерно человеческой жизни, человеческой личности принести плод или не способно, или оно мертво. Петру Господь дальше сказал утешительные слова: «Я молился о тебе, чтобы вера твоя не иссякла» (Лк 22:32). Отсутствие верности есть отсутствие веры. Если Господь помолится за нас, чтобы вера наша не иссякла, и если действительно мы примем этот дар, то будем верными, как когда-то называла церковь всех своих членов, так же как она их называла святыми. Святые, потому что верные, до смерти, до уз, до тюрьмы. И если не верные, то не святые!

Пусть же Господь помолится и за всех нас, и за наше братство. Люди не всегда понимают, когда и как им надо проявлять свою верность. Но есть вещи в жизни, которые нельзя пропускать, есть вопросы, на которые нельзя не ответить. И один из главных вопросов — это наша верность Богу во Христе через Святого Духа и Церкви.

Аминь.