Публикации

Версия для печати

Если церковь – это общение, значит церковь везде?

Ответы на вопросы открытых (миссионерских) встреч

18.08.2010
М.В. Нестеров. Философы (С. Булгаков и П. Флоренский)

Вопрос: Чего добилось христианство за две тысячи лет?

Священник Георгий Кочетков: Христианство добилось изменения отношения к Богу и ближнему, к добру, красоте, истине, любви, к свободе человека, ближнего и дальнего. Когда христианство говорит, что оно добивается этого изменения, то оно говорит о силе духа, о том откровении, которое принёс Христос. Именно Христос, именно дар Духа Святого – если человек его обретает и учится им качественно пользоваться – способен помочь человеку достичь этой цели. Это не так просто: нам лишь кажется, что легко изменить отношение к Богу и ближнему. На самом деле на это порою уходит много времени, иногда вся жизнь человека. Бывает, что не одно поколение трудится над тем, чтобы изменить какие-то глубоко въевшиеся в сознание людей ложные представления. Взять, например, институт рабства. Христианство не революционное учение, которое готово путём насилия, не считаясь с жертвами, менять социальный строй и социальные отношения. Оно никогда к этому не призывало. Христос не был революционером «внешнего порядка». Ими были Варавва и другой разбойник, повешенный со Христом на Голгофе на крест. Но они были действительно разбойниками, а им Христос не был. Но Церковь, хотя и не совершала никаких революционных действий, не призывала рабов к восстанию, сделала значительно больше для отмены рабства, чем Спартак и ему подобные люди, хоть и жертвенные, но часто неразумные или доведённые до отчаяния страшными обстоятельствами своей судьбы. Христианство укрепило личностное начало в человеке, фактически оно открыло человеку путь к становлению личности. Хотя каждый человек призван к этому духовному состоянию, но далеко не каждый человек доходит, дозревает до этого, потому что для того, чтобы стать личностью, нужно родиться заново, вновь, свыше. Когда Христос говорит «должно вам родиться свыше», Он говорит о рождении личности в человеке. Только в христианстве есть глубокое, целостное, полное, совершенное представление о человеке как личности, как человеке совершенном, первозданном, который может наследовать новую, вечную жизнь, потому что строит себя на основании любви, потому что пользуется дарами свободы, потому что преодолевает в себе и вокруг себя препятствия, возникающие на этом пути. Если посмотреть на историю христианства, мы увидим очень много всякого рода неудач, предательства, недостоинства человеческого. Но мы знаем: эти проблемы возникают оттого, что где люди, там проблемы. Проблем нет лишь в Боге. Но в людях они всегда есть. Однако сколько бы ни было проблем у христиан, взятых в отдельности, в целом христианская история свидетельствует, что когда люди всерьёз принимают христианство как любовь, как братство, как общину, как путь возрождения и обновления, они оказываются в силах исполнить своё призвание пред Богом и соответствовать своему человеческому образу, устремлённому к богоуподоблению. Вот это – главная заслуга христианства, это то, что в христианстве уникально, то, что вы не найдёте больше нигде и никогда.

Вопрос: Реальны ли проклятия? Как можно от них избавиться? Желательно при помощи молитв (позже добавлено: думаю, меня прокляла бабушка, дама она своеобразная!).

Священник Георгий Кочетков: Ну, реальны ли проклятия или нереальны, судить Вам. Коли Вас прокляла бабушка, значит, у Вас есть соответствующий опыт. У меня такого опыта нет, мне говорить трудно. Я знаю только одно: проклятие – вещь действенная. Поэтому Писание нам запрещает кого-либо проклинать. Христианин никого никогда не проклинает, но Христос говорит, что даже проклинающих нас мы должны любить, как и ненавидящих нас. Сила проклятия действует на человека тогда, когда ему нечего этому противопоставить. Если же в нём есть дух любви, дух свободы, если в нём есть Божья благодать, то никакое проклятие действовать не будет. Более того, Вы поможете проклинавшему человеку покаяться и исправиться.

Есть, конечно, и молитвы, запрещающие тёмным иррациональным силам действовать на человека. Это так называемые экзорцизмы. Но это не проклятие, так же как и анафема. К сожалению, в нашей русской истории случилось недоразумение, когда это слово было переведено как «проклятие». Оно означает другое. Церковь никогда никого не проклинала и не проклинает. Когда она даже возглашает кому-то анафему, то этим не она отлучает кого-то. Человек сам себя отлучает от Бога и Церкви, а Церковь лишь констатирует с грустью и сожалением это как факт, которому она, однако, не придаёт абсолютного значения, всегда надеясь на то, что человек, даже подверженный анафеме, покается и вернётся к общению в любви.

Поэтому старайтесь не подпадать ни под какое проклятие, однако, если даже что-то подобное случилось с Вами, не бойтесь этого, не относитесь к этому магически. Преодолевайте это любовью, верой своей во Христа, общением Святого Духа и надеждой.

Вопрос: Говорят, что святой Георгий Победоносец является небесным покровителем Российской столицы, русского воинства и депутатов Государственной Думы РФ. Так ли это?

Священник Георгий Кочетков: Если кому-то хочется, чтобы его небесным покровителем был святой Георгий, почему нет? Пусть будет. Я думаю, что когда мы слышим, что тот или иной святой является покровителем тех или иных дел или ремесленных цехов, каких-то городов, стран, народов или событий, мы не должны относиться плохо к этим традициям или к этим утверждениям, но не должны это и переоценивать. Пожалуйста, если кто-то хочет брать пример с того или иного святого, обращаться к нему с прошением о ходатайстве пред Богом во благо, к лучшему, пусть делает это. И если на это будет Божья воля, Божье благословение, то сбудутся мечты и желания этих людей.

Если же человек это будет делать нечисто, формально или просто идеологически, то ничего не произойдёт, и это будет лишь очередным фактом человеческой политики.

Вопрос: А зачем нужна церковь, разве человеку обязательно её посещать? Ведь и без этого общение с Богом возможно.

Священник Георгий Кочетков: Смотря с каким богом. Из Вашего вопроса не ясно, какого бога Вы имеете в виду. На каком основании Вы считаете, что можно общаться с Богом, не общаясь с людьми? Церковь – это люди. Если Вы считаете, что можно не любить людей и утверждать, что Вы любите Бога, Который Сам есть Любовь (если Вы имеете в виду Бога христианского), то это непонятно. В апостольских писаниях есть слова, обличающие тех, кто утверждает, что любит Бога, но при этом не любит ближнего. Такие люди называются лицемерами. Апостол Иаков возглашает: «Лицемер, как ты можешь любить Бога, Которого не видишь, если не любишь ближнего, которого видишь». Поэтому любовь к ближнему является хоть и второй заповедью, но существующей в неразрывной связи с заповедью первой – о любви к Богу. Может быть, Ваша вера в Бога не связывает Вас обязательством любви к Богу и ближнему, но тогда это вера не христианская, и Ваш бог – неистинен.

Вопрос: Как полюбить безотносительно кого бы то ни было, Бога, девушку, друга, как в Писании?

Священник Георгий Кочетков: Просто берите и любите. Любите крепче, больше, не оглядываясь назад, не желая для себя ничего, умея жертвовать собою и своим, всем, что у Вас есть внутри и во внешней Вашей жизни, – и всё будет в порядке. Как полюбить? А вот так: открыть своё сердце в вере и доверии и не держаться за себя и за своё, познать Бога как Любовь и, обретя эту любовь, не терять её, но приносить её достойные плоды. Это самое важное в христианстве. И Господь всегда помогает тем, кто идёт этим путём. Помните об этом, не думайте, что на этом пути вы будете в одиночестве. Есть люди, которые поддержат Вас. Они называются членами Церкви Христовой.

Вопрос: Если церковь – это общение, значит, церковь везде?

Священник Георгий Кочетков: А разве Вы видите, что общение существует везде? Мне кажется, что это не так. Трагедия современной жизни как раз и заключается в том, что люди сплошь и рядом предают общение и путь любви. И поэтому надо бороться за то, чтобы это общение было, а не думать, что оно возникает как бы само собою среди всех людей.

Важно и то, какое общение Вы имеете в виду. Церковь действительно есть общение, но не всякое общение. Можно общаться во зле, а не только в духе любви. Общение – это как бы взаимопроникновение людей, умение увидеть человека изнутри, сжиться с ним, как бы срастись духовно, породниться самым ближайшим образом. Но бывает и другое общение, как бывает и другая дружба, основанная совсем на других духах и смыслах или на бездуховности и бессмысленности.

Церковь – это общение святых и общение Святого Духа: наше общение со Святым Духом и общение Духа Святого с нами. Общение в церкви – это общение в святых таинствах и общение между святыми людьми. Вот если эти четыре вещи в Вас присутствуют, тогда Вы действительно недалеки от Царства Небесного.

Вопрос: Как ходить в ресторан, будучи праведным, если друзья зовут; например, как не выпить?

Священник Георгий Кочетков:Во-первых, Вы всегда имеете право отказаться от пути греха. Не сам ресторан – грех. Иногда можно ходить и в ресторан. Но важно, что там делать и как делать. Если у Вас праздник и Вас кто-то пригласил в ресторан – пожалуйста, можете прийти, чтобы порадоваться вместе с Вашими друзьями и близкими, если у Вас есть время, средства и желание. Но если Вас приглашают просто выпить и забыться, то это нехорошо. Христианская церковь не против вина как такового, она против пьянства. Если человек не знает меры, лучше ему не пить вовсе. Если он хоть раз в жизни напился, надо остерегаться алкоголизма и других злоупотреблений. То есть вопрос в том, какова Ваша праведность, на чём она основана. Если на любви к Богу и ближнему, то это подлинная праведность, а если на компромиссах и на сделках души, то неподлинная. Я помню, мне приходилось ходить в рестораны по разным поводам, в том числе по церковным делам. И я старался всегда, даже в вечернее, самое разгульное, самое «двусмысленное» время, приходить в подряснике и с крестом, чтобы никто не сомневался в том, кто есть кто. И многие очень этому удивлялись, особенно в советское время. Но я хотел показать, что не ресторан оскверняет человека как таковой, а наше недостойное поведение в ресторане оскверняет и нас, и само это место, и наших ближних тоже, если мы поступаем не по-божески.

Вопрос: Почему церковь против сожительства и абортов?

Священник Георгий Кочетков: Если я Вас правильно понял, Вы имеете в виду беззаконное сожительство, которое не связано с браком, с едиными узами личной, эротической любви между супругами. Конечно, всякое такое сожительство церковью воспринимается как грех. А грех церковь не может принять, потому что грех отлучает человека от Бога, закрывает и убивает его сердце. То же самое касается и абортов. Поговорите с женщинами, которые делали аборты – а таких женщин у нас в стране очень много – и узнаете, как они себя чувствуют в связи с этим. Особенно не сразу после аборта, а когда прошло какое-то время, может быть, даже десятилетия. Узнайте, как совесть обличает их, как они каются, как страдают, бедные, оттого, что в молодости натворили так много бед. Ведь аборт – это особый вид убийства.

Вопрос: Как, когда, где надо отпевать человека, который к вере и церкви был равнодушен? Может быть, заочно? Правда ли, что после похорон через ворота с кладбища выходить нельзя, а только через калитку?

Священник Георгий Кочетков: Последний вопрос – о калитке – я оставлю за скобками. Это просто суеверие, и тут говорить не о чем. А вот как отпевать людей, которые фактически не являлись членами церкви, – это болезненный, трудный вопрос. С одной стороны, хочется помочь людям, пойти им навстречу, проявить к ним любовь, хочется их утешить. С другой стороны, нельзя отступать от пути правды. Как воспевать замечательные церковные песнопения, которые усопшего называют человеком, жившим наравне с мучениками, наравне с мужественными свидетелями веры, если он никогда таковым не был в реальной жизни? Конечно, тут возникает двусмыслица и фальшь. Поэтому дело не в заочности отпевания, а в том, что надо точно знать, кто член церкви, а кто нет. Члена церкви можно и нужно отпевать достойно, по христианскому чину. Не члена церкви, хороший он человек или не очень хороший, отпевать вообще не нужно. О нём надо помолиться, его надо пожалеть, надо успокоить и утешить близких усопшего, вселить в них надежду и веру, но другими способами: призывом на путь истины, на путь любви и правды, на путь красоты и свободы, которого, к сожалению, не нашёл в своей жизни усопший, скончавшийся вне церкви Божьей.

Газета «Кифа» №10(116) август 2010 года