Публикации

Версия для печати

Чтобы ответить на Божью любовь, надо сделать дерзновенный шаг вверх

Слово после вечерни 25 января 2014 года

20.02.2014
Крещение Господне. Дотто. Капелла Скровеньи, Падуя, Италия, ок. 1305 г.

С праздником, дорогие братья и сестры!

Наступающая сейчас, с этого вечера, неделя (то есть следующий воскресный день) называется Неделей по Богоявлении. Она всегда приходится на время перед отданием праздника Крещения Господня. Зачем же нужна такая неделя, что в ней особенного, к чему она нас призывает, какой во всём этом смысл?

Я бы сказал, что эта Неделя по Богоявлении должна быть прежде всего каким-то нашим ответом на само событие Богоявления. Главное событие — это всегда то, которое идет сверху вниз, от Бога к людям и в мир. Но заметьте, пожалуйста, дорогие братья и сестры, что этого всегда недостаточно! Если Бог дает нам Свои дары, Он всегда ожидает от нас ответа, потому что каждый Божий дар — это новая потенция для тех, кто его принимает. И мы или игнорируем Бога и Его действие, Его любовь в этом мире — любовь к нам, к другим людям, ко всем людям на земле, в конце концов, — или отвечаем Ему. Здесь не может быть ничего среднего: чтобы мы и не игнорировали Бога и Его действие, и не ответили на него. Так быть не может!

Но чтобы ответить Богу, дорогие братья и сестры, нужно иметь некоторое дерзновение, некоторую смелость и некоторую подготовку. Это не просто благое пожелание: мол, как хорошо, что Господь нам всё дает! Вот и наш ответ — и точка. Это не ответ или ответ недостойный, а иногда даже хуже того — лукавый, фальшивый. Мы часто забываем о том, что Господь каждый раз приводит нас к этой черте, где мы должны проявить свой, присущий каждому человеку, образ, который прежде всего является образом Божьим, хотя в человеке есть и образ этого мира — всего космоса, и общества, и истории, и народа, и его собственной личности. Но в первую очередь человек — это икона Бога, образ Божий. Вот нам и нужно проявить эту свою сообразность Богу!

Для того чтобы ответить Богу, надо сделать дерзновенный шаг даже не столько вперед, сколько вверх. Это действительно «шаг по вертикали», дорогие братья и сестры, и как часто мы его не делаем, привыкнув быть простыми потребителями и в этом мире, и в мире духовном! Как часто мы с детства и подчас до конца своей земной жизни являемся только потребителями! Поэтому мы не умеем благодарить — благо дарить! Как часто нам не хватает решимости для того, чтобы сделать этот «шаг по вертикали»! Как часто мы, сделав вид, что кого-то поблагодарили, ничего не меняем в своей жизни! Но ответ Богу всегда меняет жизнь, иначе это не ответ. Как часто мы живем раздвоенной жизнью: мы предстоим пред Богом на молитве, в храме, в собрании народа Божьего, но выйдя из храма и завершив молитву, мы становимся как все и живем по тем же законам, что и все. Хотя в Писании каждому из нас прямо сказано, что «наше жительство (наше гражданство, можно сказать) на Небесах» (Флп 3:20). А мы ищем только земного — земного благополучия, земных удовольствий, земной выгоды, земного спокойствия — для себя и только для себя. Ну, иногда еще для своих — свойских, близких, — да и то, всё меньше и меньше… Как часто мы оказываемся полными эгоистами в этой жизни, потому что не умеем Богу ответить, потому что не умеем Бога благодарить! И даже скажу больше: не только не умеем, но и не хотим этого делать, потому что благодарение Богу всегда связано с жертвой. Так же как и любовь всегда связана с жертвой: надо пожертвовать чем-то своим, надо пожертвовать собою, чтобы идти вперед. А мы всё успокаиваем себя надеждами: мол, у всех есть что-то доброе в жизни, и вообще, чтобы сделать что-то хорошее, даже не обязательно быть верующим, не обязательно быть христианином, не обязательно быть православным, не обязательно молиться Богу, не обязательно общаться… Но это великая иллюзия, дорогие братья и сестры, это настоящий самообман! Так не бывает! Так может быть только в иллюзорном мире.

Да, отвечать Богу непросто. Да, это тоже риск, как и каждое предстояние пред Богом Живым, Который есть и Огонь, Огонь Любви, Огонь опасный для тех, которые вне Его. Так же как и любовь опасна — настоящая любовь, не сентиментальная, не сюсюкающая, а настоящая. Сейчас люди признают лишь сентиментальную любовь, только чувственную и сюсюкающую, бесплодную, никчемную… Поэтому и дети воспитываются не по-Божески и не по-человечески, и все наши огромнейшие усилия по воспитанию наших детей или внуков оказываются пустышкой: дети к Богу не приходят. И тогда возникает законный вопрос: а зачем же вы их родили? Просто по закону природы, по закону размножения — и всё, как животные? Одна праведница, на днях преставившаяся, когда-то говорила: я родила пятерых детей и родила их для Царства Небесного и только для Царства Небесного! Поэтому когда некоторые из них уходили молодыми, у нее были силы не только пережить это, но еще и других утешать. И это единственно достойная позиция, дорогие братья и сестры!

Повторяю, отвечать Богу непросто, это настоящий риск, но Церковь ведет нас по этому пути, потому что это узкий путь любви! Будем же воспитывать в себе эту решимость, это дерзновение и в то же время смирение любви! Будем всегда готовы благодарить Бога, отдавая Ему свою жизнь, свои таланты, свое время, силы и средства! Пусть у нас всегда будет достаточно любви, чтобы преодолеть все препятствия на этом пути, которых в этом мире много! Будем помнить, что любовь Божья — не сентиментальная, душевная любовь, не внешнее душещипательное ощущение, не сплошное удовольствие! Отвечая Богу, будем брать на себя ответственность за себя и за других людей, потому что любовь не одинока!

Мы с вами в прошлый раз говорили о том, что единственное богатство, которое является настоящим богатством человечества, это богатство Богоявлений. Люди постепенно, с большим трудом удерживают это богатство, а иногда и теряют его. Они с трудом его увеличивают, хотя получают его от Бога как дар. И каждое Богоявление, каждая новая ниточка связи с Богом и Божьим миром есть умножение этого богатства и вызов для нас: осуществить свое призвание, восстановить полноту жизни, полноту смысла и духа в ней! И пусть каждый из нас об этом не забывает, потому что всякое иное действие здесь — это своего рода духовное дезертирство (даже не просто потребительство). Пусть же в наших сердцах будет больше благодарности и больше любви! Пусть никто из нас не сомневается в том, что Бог его любит, чтобы он мог приносить плоды любви, а значит, готовиться к вечной Жизни в вечном Божьем Царстве!

Праздник Богоявления в христианской церкви один из самых древних, один из первых собственно христианских праздников. И это праздник радостный и веселый, но и требовательный. Он взывает к нам и к нашей совести, чтобы мы с чистым и открытым сердцем, с дерзновением и доверием достойно ответили Богу!

Аминь.