Публикации

Версия для печати

Чтобы не сорваться в бездну...

Слово на Вечерне Великого четверга

10.04.2015
Гюстав Доре. Поцелуй Иуды (гравюра).

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Братья и сестры, христиане!

В этот сегодняшний вечер мы вспоминаем последний ужин Господа, таинственную трапезу Христа со Своими учениками, по-славянски — тайную вечерю. Но вспоминаем и суд, который учинили беззаконные судьи Христу Божьему. Многие события в жизни имеют свою совершенно особую логику. Имеет такую логику и преступление. Имеет такую логику и беззаконие! Оно тоже развивается, казалось бы, из самого малого, кажется, почти из ничего, но доходит до своего логического конца, и здесь все средства хороши. И во имя Бога Живого можно отречься от Бога. И во имя Христа, Сына Божьего, можно Его же предать на смерть и распять.

Мы видели сейчас, как развивалась финальная часть этой драмы. Иерусалим уже был пуст, уже не было в нем той любви к Богу, которая была заповедана древними патриархами еврейскому народу. Иерусалим был пуст, и поэтому могло в нём произойти то, что произошло. Такое преступление не могло обойтись без предательства одних на фоне верности других. Уже сегодня утром у нас с вами была возможность говорить об этом — о предательстве и верности, и почему апостол Пётр, хотя и предал, смог вернуть себе апостольское достоинство, а Иуда, хотя и раскаялся, не смог. В Евангелии почти нисколько не осуждаются, если вы заметили, ученики Господа, которые бежали тогда, когда в Гефсиманию пришел Иуда с отрядом тех, кто должен был взять Иисуса Назорея. Они бежали, спасая свою жизнь, и это не осуждалось. Но уже безусловно осуждается и возводится даже прямо к исполнению древних пророчеств отречение Петра и предательство Иуды.

Как надо быть внимательным и осторожным, чтобы,попадая в сложнейшие, духовно трудные ситуации, не оказаться вместе с Иудой и в тот момент даже с Петром. Страдания Христовы были много отягощены этими предательствами. Предают только свои. Свои и предали. Пришел к своим, и свои не узнали. Не узнав, осудили. Осудив, убили, совершив самое тяжкое преступление в человеческой истории.

Мы, конечно, не можем слишком буквально относиться к тем словам, которые услышим чуть позже, завтра, о том, что кровь Христа на всем народе и даже на их потомках. Нет, это слишком таинственный момент, чтобы понимать его формально, юридически. Так пытались делать в последующие века и были всегда глубоко неправы.

И все-таки верность, которая требуется от учеников Христовых,не всегда, далеко не всегда сопутствовала реальной жизни христиан. Поэтому были и не одиночные предательства. Предательства Бога. Предательства Христа. Предательства дара Духа Святого. Предательства Церкви, своих братьев и сестер, которых тоже не узнавали и не признавали, которых осуждали и поэтому тоже убивали.

Пришло время делать из истории христианства выводы всем людям на земле, и верующим во Христа, Сына Божьего, и не верующим, и читавшим и разумевшим Евангелие, и не читавшим и не разумевшим. Ибо человечество стало на краю своего исторического бытия. И если выводов не сделать, сейчас же и всем, то можно зайти за этот край. Можно сорваться окончательно в бездну апокалипсиса в худшем значении этого слова.

Мы часто забываем об этом, дорогие братья и сестры. Мы редко читаем сами по себе, для себя, для своего сердца, для своей жизни страстные главы Евангелия. Мы и о Воскресении-то говорить разучились, что уж тут — о Кресте. Наши уста молчат, мы не свидетельствуем или свидетельствуем совершенно формально, как о внешнем историческом факте, трагическом, преступном, страшном, но просто земном. От нашего свидетельства люди не зажигаются духом и не проникают в глубину Божьей тайны, Тайны Христа, явившегося в мир, присутствующего до сих пор в мире и ожидаемого.

Слава Богу, церковные богослужебные ритмы требуют ежегодно вспоминать Пасху крестную прежде Пасхи воскресной. И наше заскорузлое сердце может здесь хоть немного воспрять и растаять. Смотришь, кто-то и заговорит в силе Духа Святого о Тайне Христовой Смерти, заражая всех этим удивительным откровением беспримерной божественной Любви, по сравнению с которым все блага этого мира, все блага прошлого, настоящего и возможного будущего теряют свою привлекательность и ценность.

Дай же Бог, дорогие братья и сестры, чтобы образ Христа засиял в каждом нашем сердце и чтобы лик Христов не поблек в нем! Дай же Бог, дорогие братья и сестры, жить нам с трепетной любовью по отношению к Богу, по отношению ко Христу, по отношению к Церкви и всем ближним нашим, кого посылает нам Господь, не сообразуясь с нашей субъективной волей! Дай же Бог, дорогие братья и сестры, иметь преизбыток в сердце, чтобы благодати и любви хватило всякому, кто ищет её!

Аминь.